Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы развития когнитивных процессов у детей младшего школьного возраста как субъектов образовательной среды. В статье представлены исследования о когнитивной образовательной технологии.
Ключевые слова: младшие школьники, когнитивные процессы, когнитивная образовательная технология 

Современный этап в развитии цивилизации характеризуется не только нарастанием объёма информации, но и стремлением ускорить процессы информационного обмена. Обладание информацией является необходимым условием для выбора адекватного актуального поведения и успешного прогнозирования будущих событий, что делает человека более успешным и создает у него чувство защищённости.

Когнитивные процессы- познавательные процессы человека, включая его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь. Познавательные процессы, которые являются важнейшей составной частью психического развития ребенка. Они же и выступают основой формирования его умственных способностей.

Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет большое значение для обучения в школе. Особенностью когнитивного развития в школьном возрасте является то, что каждый познавательный процесс берется под контроль учителя и самоконтроль школьника на основе определенных познавательных действий [1].

Каждый ученик, который воспринимает информацию, поступающую к нему от учителя и от учебных текстов, с помощью имеющихся в его распоряжении когнитивных схем. Эти схемы индивидуальны и достаточно сильно отличаются у разных детей. Они делают доступной для восприятия только ту часть информации, для приёма которой у ученика есть подходящие когнитивные средства. Остальная информация либо полностью игнорируется, либо частично искажается. В результате по различным причинам ученик может не понять некоторую часть учебного материала.

Когнитивная образовательная технология является общепедагогической предметно независимой индивидуально ориентированной образовательной технологией, обеспечивающей понимание ребёнком окружающего мира путём формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к жизни в современном информационном обществе [там же].

Основной задачей Когнитивной технологии является создание условий для понимания каждым учеником воспринимаемой информации.

Приоритетными целями этой технологии являются [3, 4]:

1. Когнитивное развитие учащихся (целью является развитие перечисленных ниже при описании модели учащегося когнитивных способностей на уровне не ниже статистической нормы);

2. Присвоение знаний и формирование способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта обучения (технология индифферентна по отношению к содержанию, поэтому её легко настроить на любой стандарт);

3. Формирование информационной компетентности учащихся, под которой понимается совокупность умений использовать информацию, поступающую из различных источников, для рефлексивного контроля и адаптивного изменения собственного поведения. Она включает:

  • способность воспринимать информацию, поступающую из различных источников;
  • умение конспектировать (излагать собственные мысли в соответствии с нормами языка и правилами логики);
  • умение аннотировать (осуществлять краткую структурированную запись содержания книг, статей, устных выступлений, теле, видео и других материалов с извлечением релевантной информации и её критическим анализом);
  • умение осуществлять сбор информации по заданной проблеме;
  • умение осуществлять сопоставление информации, полученной из различных источников, по заданным критериям;
  • умение формулировать критерии для сопоставления информации, поступающей из разных источников;
  • умение обнаруживать проблемы и противоречия в воспринимаемой информации;
  • умение использовать технические средства получения информации;
  • умение использовать программные средства получения информации;
  • умение планировать и проводить наблюдение для сбора информации;
  • умение планировать и проводить эксперимент для получения информации и проверки гипотез;
  • устойчивую познавательную мотивацию;
  • умение различать аффективные и когнитивные компоненты информации.

4. Формирование критического мышления:

  • умение проводить различия между фактическими сведениями и оценочными суждениями;
  • умение проводить различия между фактами и предположениями;
  • умение выделять логические виды связи;
  • умение выделять специфические предметные виды связей;
  • умение обнаруживать фактические и логические ошибки в рассуждениях;
  • умение отличать существенные доводы от не относящихся к делу;
  • умение разграничивать обоснованные и необоснованные оценки;
  • умение формулировать обоснованные заключения на основе полученной информации;
  • умение выделять предпосылки, обосновывающие справедливость выводов.
  • Достижение большинства из перечисленных выше целей можно диагностировать с помощью существующих нормативно и критериально ориентированных тестов, что является обязательным свойством технологии.

 Ссылки на источники                                                                                                                                                  

  1. Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников. - Челябинск: АТОКСО, 2010. –  123 с.
  2. Долгова В.И., Цветкова Н.В. Влияние системы обучения младших школьников на формирование межличностной рефлексии в подростковом возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2014. – № 7. – С. 89-98.
  3. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  4. Долгова В.И. Системные инновационные технологии целеполагания // В сборнике: GLOBAL CRISIS OF CONTEMPORANIETY IN THE SPHERE OF MINDSET, SOCIAL VALUES AND POLITICAL INTERESTS CORRELATION / ISSUES OF LIMITS, REPRODUCTION AND RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES Materials digest of the XXXV International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in political, philosophical and military sciences. (London, November 05 - November 12, 2012) / Materials digest of the XXXVI International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in Earth sciences, biological and agricultural sciences. (London, November 05 - November 12, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 41-45.