Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам детской дизайн-деятельности и особенностям её организации в процессе экологического образования дошкольников. Обозначены направления по организации дизайн-деятельности дошкольников и даны рекомендации для успешного их воплощения. Описан опыт работы по организации дизайн-деятельности старших дошкольников в условиях эколого-развивающей среды.
Ключевые слова: дизайн-деятельность, творчество дошкольников, развивающая среда, экологическое образование детей, эколого-развивающая среда дошкольного учреждения. 

В современном российском дошкольном образовании происходят значительные перемены: утвержден Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 14 ноября 2013 года № 30384. В связи с этими поменялись ключевые ориентиры и формулы дошкольного детства, изменилась логика построения современных программ. Современный стандарт дошкольного образования позиционируется как культурно-деятельностный стандарт поддержки разнообразия, который готовит ребенка творческого, неординарного, ребенка-почемучку. Основополагающими понятиями теперь являются культурная социализация, информационная социализация, которые необходимы для приобретения ребенком таких новообразований, как доверие к миру, доверие к себе, самоответственность. При этом ведущими признаются позитивная социализация и индивидуализация развития ребенка.

Важнейшей основой для реализации нового содержания образовательной деятельности является развивающая предметно-пространственная среда, имеющая огромное значение для развития ребенка и его творческих способностей. Все это обусловило введение такой новой художественно-продуктивной деятельности, как детская дизайн-деятельность.

В современной науке вопросом развивающей предметно-пространственной среды занимались такие ученые как Н. В. Нищева, С. Л. Новоселова, Е. О. Смирнова и другие. Они отмечают, что правильно организованная среда способствует позитивной социализации и индивидуализации ребенка, помогает научить общению со сверстниками и педагогами, создает ощущение комфорта и уюта[1; 13; 17].

В своей статье мы рассматриваем возможность построения некоторых элементов развивающей предметно-пространственной среды в детском саду через дизайн-деятельность самих детей – участников образовательного процесса, во время которого происходят как обогащение среды новыми интересными элементами, так и всестороннее развитие ребенка-дошкольника. При этом основное внимание мы уделяем применению в дизайне среды детского сада элементов, связанных с миром природы.

Как известно, ребенок-дошкольник открыт всему новому и интересному, он с огромным желанием познает окружающий его мир, накапливая яркие эмоциональные впечатления о природе, первых природоведческих представления, что в целом создает предпосылки для формирования его экологической культуры. Однако современный дошкольник (особенно это касается жителей мегаполисов), не смотря на его естественную потребность во взаимодействии с природой, лишен такого общения. В связи с чем Н. А. Рыжова предлагает решить эту проблему путем экологизации развивающей среды детского сада. Данный процесс должен способствовать не только целостному формированию ребенка как личности, но также удовлетворять его потребности в различных видах деятельности [2].

Гениальный отечественный ученый Л. С. Выготский вопрос о творчестве дошкольников считал одним из наиболее важных и значимых вопросов в развитии и созревании ребенка-дошкольника [3]. Психологические исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности, создающий возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли  творческий [4]. В педагогике и психологии термин «творчество» рассматривается в контексте понятия «творческая деятельность». В своих исследованиях А. Н. Белькова отмечает, что творчество дошкольников может проявляться в различных видах деятельности, однако приоритетными видами детской деятельности выступают следующие: изобразительная деятельность, игра, экспериментирование [5].

Творческая деятельность ребенка-дошкольника значительно отличается от творчества взрослого, потому как для ребенка, в отличии от взрослого, важен сам процесс творчества, а не его конечный продукт. В процессе такой деятельности малыш получает множество положительных эмоций, совершает мноество открытий, добиваясь личных достижений.

В современной педагогике существует такое новое и малоизученное понятие как «детская дизайн-деятельность», так, в своих работах Е. С. Асланова рассматривает понятие «дизайн-деятельность» - «особый вид проектной, творческой деятельности понимается нами как активная форма развития потенциала личности» [6, с. 10].

В работах других ученых (Е.А. Медведевой, С. Р. Сотниковой, А. Н. Бельковой и др.) отмечается, что детский дизайн дает возможность детям не просто изготавливать поделки, но и использовать их в быту. Очень важна в такой деятельности роль педагога, который на начальном этапе активизирует работу детей, постепенно побуждая их к не только к самостоятельности, но и к деятельности [7, 8, 9].

В исследованиях Н. А. Варкки и Н. А. Барложецкой говорится о том, что в дошкольном возрасте ребенок познает мир эмоционально-практическим путем, он исследует и познает богатство окружающего мира, открывая его новые грани. Все это пробуждает его чувства, воображение, подталкивает к проявлению творчества в разных направлениях. Ребенок постоянно стремится изменить окружающее его пространство, в «идеальном интерьере» он быстро заскучает и начнет перестраивать заново. Именно потому очень важна в развитии дошкольников правильно организованная развивающая среда [10, 11].

В своих работах Е. А. Лобанова опираясь на исследования таких ученых как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин и других ученых, дает следующее определение понятию «развивающая среда» — это «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение» [12, с. 25].

На сегодняшний день в нашей стране разработаны две основные концепции. Первую концепцию разработал коллектив авторов В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, автор второй - С. Л. Новоселова.

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина разработали «Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду», в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды (принцип дистанции; принцип активности; принцип стабильности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды; принцип сочетания привычных и неординарных элемен­тов в эстетической организации; принцип открытости – закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей) [13].

В основу разработки концепции С. Л. Новоселовой легли представления о том, что психические процессы, сознания личности складываются в процессе развития деятельности. Основываясь на периодизации психического развития ребенка Светлана Леонидовна разработала «Дерево целей развивающей социопредметной среды детства». Автор отмечает, что развивающая среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития, служить целям актуального физического и психического развития. Именно такое оснащение развивающей среды, по мнению С. Л. Новоселовой, «дает мощный старт, прогнозирующий успех развития личности» [13].

Концепция построения развивающей среды С. Л. Новоселовой легла в основу подходов по построению эколого-развивающей среды. В современном дошкольном образовании существует несколько таких подходов, которые представлены в работах Т. А. Серебряковой, С. Н. Николаевой, Н.  А. Рыжовой и других ученых.

В своих работах Т. А. Серебрякова дает такое определение эколого-развивающей среде – это «экологический ландшафт, скромные «ландшафты» нашего детства, являются колыбелью эстетических чувств, источником познавательного, эмоционального и духовного развития личности» [14, с.71].

В работах С. Н. Николаевой говорится о том, что создание развивающей экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный педагогический процесс, который включает организацию  так называемых «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий для жизнедеятельности природных объектов [15]. На сегодняшний день Н.А. Рыжова выделяет для дошкольных учреждений традиционные и нетрадиционные элементы эколого-развивающей предметно-пространственной среды, которые наилучшим образом могли бы способствовать развитию творческих способностей дошкольников и использоваться в процессе организации дизайн-деятельности старших дошкольников. Такими элементами являются: экологическая комната, лаборатория, библиотека, экологическая тропинка, территория детского сада, музей, картинная галерея, изостудия, театральная студия, музыкальный зал, коридоры, холлы, уголки в группах [16].

В современном Федеральном государственном стандарте дошкольного образования (2013) уделено большое внимание вопросу образовательной среды в целом и предметно-пространственной среды в частности. По новым требованиям стандарта предметно-пространственная развивающая среда должна быть вариативной, содержательной, трансформируемой, то есть обеспечивать возможности творческого преобразования среды. Кроме того должны быть созданы условия для обеспечения эмоционального благополучия и возможности самовыражения детей. В нашем исследовании мы постарались учесть все эти требования стандарта.

Организуя дизайн-деятельность дошкольников, в начале нашего исследования было необходимо провести анализ предметно-пространственной развивающей среды детского сада с помощью методики «Экспертиза предметно-развивающей среды», разработанной Е. О. Смирновой  [17]. С помощью данной методики выявляются как достоинства, так и недостатки, допущенные при построении предметно-пространственной развивающей среды. На основании полученных данных выстраивается дизайн-деятельность дошкольников (в условиях эколого-развивающей среды) таким образом, чтобы в процессе работы исправить выявленные недостатки.

Наша исследовательская работа была выстроена  в трех основных направлениях:

Первое направление – организация детской дизайн-деятельности совместно с воспитателем, состоит из двух этапов и должна быть посвящена определённой тематике. На первом (подготовительном)этапе детям предлагается совершить виртуальное «путешествие» в мир природы (на луг или реку, или в лес). Детям читают рассказы и сказки, демонстрируются фотографии и видеоматериалы о мире природы, включают записи голосов природы и классической музыки. Также проводятся игры, включающие различные виды двигательной активности: физкультминутки, театрализованные и подвижные игры, способствующие развитию творческих способностей воспитанников.

На втором (творческом) этапе дети совместно с воспитателем приступают к созданию творческого продукта. В процессе работы для детей необходимо создать благоприятную творческую атмосферу, используя классическую музыку, адаптированную для дошкольного возраста, аудиозаписи звуков живой природы (журчание ручья, голоса птиц, шум морских волн), стремиться поддержать начинания каждого ребенка, воспитывать старание добиваться положительного результата. Для создания творческого продукта возможно применение различных материалов: бумаги, ткани, поролона, природных материалов (ракушек, желудей, листьев), соленого теста, глины, ниток, бросового материала и много другого. С помощью этих материалов воспитатель совместно с детьми создает элементы, дополняющие предметно-пространственную эколого-развивающую среду. Важно в процессе работы давать возможность для проявления творческой активности каждого ребенка, давать возможность свободно выбора материала для работы и возможность экспериментирования с ним.

Второе направление – организация самостоятельнойдизайн-деятельности  дошкольников. Для организации самостоятельной дизайн-деятельности дошкольником необходимо наполнить среду различными многофункциональными элементами (деревянные брусочки, веточки деревьев, кора, деревянные бусины, и многое другое), которые можно использовать для различных видов деятельности дошкольников. Так же нами подобрать книги, журналы, схемы, иллюстрации, позволяющие с опорой на них, самостоятельно без помощи взрослого заниматься дизайн-деятельностью. В уголок творчества поместить: различные виды красок для детского творчества по на ткани и бумаге, различные виды бумаги различной фактуры и цветовой гаммы, различные виды мелков, карандашей, фломастеров Также необходимо обеспечить материалами для лепки: глину, воск, пластилин. Для создания эколого-развивающей среды можно поместить в уголке творчества пособи: создай игру «Летает - не летает»; «Живое-неживое»; создай пазл «На лугу», «В лесу» (это могут быть как цветные картинки с заранее нарисованными линиями для разреза, так и черно-белые, которые предварительно необходимо раскрасить).

Третье направление  - работа с родителями. Взаимодействие с семьей носит неоценимый вклад в развитие творческих способностей детей. Для этого родителей необходимо привлекать к участию в творческих конкурсах, подготовке к праздникам, театрализованным преставлениям; устраивать для них мастер-классы, семинары-практикумы, консультации. Важно привлекать родителей не только во время праздников, семинаров, но и давать возможность общения с детьми непосредственно во время образовательного процесса, привлекая к участию в занятиях и повседневной жизни детей группы. Такой подход позволят создать более дружелюбную и творческую атмосферу в группе.

Далее нами приведены примеры организации дизайн-деятельности старших дошкольников при экологизации предметно-пространственной развивающей среды в детском саду. Наша исследовательская работа проходила на базе детского сада №5 «Олимпия» города Волгограда, в которой приняло участие две старших группы, количество детей 50 человек, возраст 5-6 лет. На начальном этапе нашей работы мы провели анализ организации развивающей среды, в ходе которого были выявлены следующие недостатки: в организации среды в обеих группах практически не учтены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды. Для зональности помещения используется громоздкая мебель, статично стоящая и не дающая возможности преобразовывать среду. А как известно, возможность преобразовывать помещение побуждает детей к творческому использованию пространства. Также ни водной из групп нет «уголка уединения», дающего малышу возможность побыть наедине со своими мыслями и чувствами.

Что касаемо игровой деятельности среда перенасыщена играми, игрушками и прочими материалами, не несущими развивающих функций и не дающими возможность для проявления творчества. При этом не создано достаточных условий для полноценной реализации творческих игр дошкольников (пример: нет соответствующих аксессуаров и костюмов). Для сюжетных игр представлены стандартные уголки «Парикмахерская»; «Магазин», вносящие в игру детей штампы, не давая при этом возможности для проявления творчества и фантазии.

Не создано достаточных условий для самовыражения и творческой активности детей. В уголках творчества недостаточно материалов для дизайн-деятельности детей (имеются только карандаши и бумага). В группах не создано условий для экспериментирования не смотря на то, что данный вид деятельности позволяет развивать активность и творчество дошкольников.

Таким образом, проведя анализ развивающей предметно-пространственной развивающей среды групповых помещений детского сада № 5 «Олимпия», можно сделать вывод о том, что проблемой организации развивающей среды занимаются нерегулярно и неохотно, при её преобразовании не учитываются правила, рекомендации и нормы организации предметно-пространственной среды. Среда оформляется по представлениям и предпочтения самих воспитателей, что может свидетельствовать о недостаточной компетенции в данном вопросе.

С учетом полученных данных нами была выстроена дальнейшая работа. Ниже приведены примеры организации детской дизайн-деятельности по первому направлению

Тема 1: «Путешествие в летний лес»

1-й этап. Детям демонстрируются картины художников и фотографии с изображением леса и его обитателей. Далее совершается виртуальное путешествие в летний лес: детям предлагалось закрыть глаза и представить себя красивыми бабочка, которые прилетели в летний лес, далее звучат голоса птиц(аудиозаписи голосов природы), жужжание жука, мухи и других возможных обитателей леса, а детям предлагают угадать кто это. воображая продвижение по лесу детям предлагалось представить будто бы они увидели зайчика или лису, просили показать как двигается каждый из них. Проводятся экологические игры «Я листочек»; «Из семени в древо»; «Я дерево». В игровой форме рассказываются правила поведения в лесу. Возможна работа со всей группой.

2-й этап. Включается классическая музыка, адаптированная для детей, звуки леса, детям (по 2-3 человека) предлагается дорисовать лес. Лес нарисован на картоне (упаковка от мебели), но часть картины не дорисована («художник забыл дорисовать»). Для работы предлагаются различные материалы, гуашевые краски, карандаши, мелки, кисти, кусочки поролона. Каждый выбирает тот материал с которым он на данный момент хотел бы по работать. Воспитатель, при необходимости, уточняет принцип работы с тем или иным материалом. Поощряя при этом любые начинания ребенка.

Результат: Получившаяся работа может быть использована как перегородка для создания «Уголка уединения», можно использовать и как перегородку для кукольного театра, декорации для представлений.

Тема 2: «Волшебные цветы»

1-й этап. Демонстрируются репродукции картин художников и фотографии с изображением цветущих растений. Затем детям предлагается пофантазировать и представить, что они попали в волшебную страну и превратились в волшебные цветы, детям предлагалось представить что с ними произойдет, если пойдет дождь, подует ветер. Проводится Можно работать со всей группой.

2-й этап. Включается классическая музыка, адаптированная для детей, звуки природы. Детям (по 2-3 человека) предлагается на отрезе тюля с помощью трафарета, губки и акриловых красок и нарисовать волшебные цветы и бабочек. Детям предлагалось поэкспериментировать с различными цветами красок, их смешиванием и получением новых цветов. Далее отрез тюля, украшенный рисунками, прикрепляется к зонту (старый зонт, обшитый тканью) и подвешивается к потолку, либо если нет такой возможности можно сделать по длине тюль соразмерным с ростом ребенка и использовать в качестве уголка уединения держа зонт в руках.

Результат. Уголок уединения, где ребенок может побыть один, наедине со своими мыслями и фантазиями.

Тема 3: «Облачковое молочко»

1-й этап. Детям предлагалось рассмотреть иллюстрации с изображением облаков. Далее следовал рассказ как появляются облака. Затем педагог рассказывает сказку «Облачковое молочко». После этого детям предлагалось посмотреть в окно и пофантазировать, на что похожи облака. Затем детям предлагается представить (закрыв глаза), что они долетели на облаке до самых звезд. Необходимо следить за тем, чтобы дети постарались максимально расслабиться. Все это сопровождается легкой классической музыкой. В финале, когда дети открывают глаза, включается проектор «Звездное небо» и дети видят на потолке «звезды, как правило это сопровождается восторженными возгласами.

2-й этап. Звучит классическая музыка и звуки природы, детям  (по 2-3 человека) предлагается при помощи трафарета, акриловых красок для ткани и кусочков поролона украсить разноцветными, «волшебными» звездами коврик-пазл, который сшит из поролона (размер одного квадрата 30х30 см), обтянутого тканью. Детям дается возможность выбора различных видов красок, а также карандашей по ткани и способов работы с ними.

Результат. Коврик-пазл использован в игре как коврик, на котором можно сидеть, его можно собирать как пазл, строить из частей башню, то есть творчески преобразовывать предметно-пространственную развивающую среду.

В данном направлении нами также были организованы занятия по темам: «Путешествие на луг»; «Путешествие на речку»; «Времена года»; «Путешствие в зимний лес».

По второму направлению для организации самостоятельной дизайн-деятельности дошкольников был преобразован и дополнен уголок творчества для дошкольников, где дети свободно могли проявлять себя в самостоятельной дизайн-деятельности. Особенно широко был представлен материал природного происхождения (камешки, перья, листья, ракушки и тому подобное) и бросовый материал. Подробные рекомендации по его организации представлены выше. Дети с удовольствием мастерили из него различные игрушки, создавали настольные экологические игры, предметы одежды для себя и для кукол, аксессуары, маски, костюмы для театрализованных преставлений.

В процессе самостоятельной и совместной дизайн-деятельности дошкольниками также были созданы: сухой аквариум; макет луга (с бумажными цветами и бабочками); «волшебные» животные из соленого теста; из бросового материала мы попытались создать вместе с детьми элементы одежды; ткань, расписанная в технике батик (для творческих и ролевых игр детей) и многое другое. Также были выполнены работы в технике ниткографии, отпечатков листьев, монотипии, пальцевой живописи. Все работы вначале были экспонированы в выставочном уголке, а затем помещены в «волшебную книгу», дети при желании всегда могли вновь посмотреть свои работы. Таким образом, мы попытались подчеркнуть важность и ценность проделанной ими работы.

По третьему направлению нами – работа с родителями был организован мастер-класс «Вторая жизнь бумаги». На данном мероприятии нами были показаны возможности вторичного использования бумаги на примере изготовления креативной бумаги ручной работы. Ненужную бумагу заливали водой, замачивали, окрашивали, перемалывали с помощь блендера, смешивали с клеем и высушивали. Бумага отправлялась для высыхания, а участника предлагалось раскрасить и сделать открытки из заранее шаблонов из такой же бумаги. Дети, по желанию, так же могли принимать участие. Такой мастер-класс никого не оставил равнодушным, он одинаково понравился всем участникам. Многие отметили возможность рационального использования ресурсов.

Хочется отметить, что в процессе дизайн-деятельности дети испытывали (и мы вместе с ними) множество положительных эмоций. Ребята с интересом смешивали краски, с восторгом комментируя полученные результаты. С удовольствием угадывали звуки природы, изображали обитателей природного мира. Многие с интересом и воодушевлением работали с новыми материалами, такими как акриловые краски по ткани и краски для батика (они рисовали на ткани, то есть делали то, за что их обычно ругают, а мы хвалили). Также хотелось бы отметить тот момент, что поначалу дети испытывали некоторые трудности в работе, так как в наших заданиях не было конкретных образцов и эталонов, потому многим приходилось подсказывать и направлять их в нужное русло, стараясь вселить уверенность в каждом ребенке. В начале эксперимента некоторые дети испытывали нежелание работать, однако постепенно они стали проявлять интерес и инициативу. Больше всего детей порадовала свободное творчество, когда каждый мог воспользоваться любым понравившимся материалом для создания своего собственного шедевра. В целом в ходе нашего эксперимента воспитанники стали более деятельными, повысилась их творческая самостоятельность и активность, они стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, стала ярче проявляться их индивидуальность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что организация дизайн-деятельности в условиях эколого-развивающей среды способствует развитию творческих способностей и творческой активности детей, формирует интерес к миру природы и эмоционально бережному его восприятию, гармонизирует эмоциональное состояние, активизирует познавательный интерес детей. Все это в совокупности помогает воспитать на смену поколения потребителей поколение созидателей, людей творческих, ценящих хрупкий мир природы. 

Ссылкинаисточники

  1. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н. В. Нищева. - СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. - 128 с.
  2. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка - Пресс, 2003. - 192 с.
  3. Выготский Л. С. Воображение  и творчество в детском  возрасте. – СПб: СОЮЗ, 1997. – 93 с.
  4. Дьяченко О. М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольника. - М.: Педагогика, 1984. - 128 с.
  5. Белькова А. Н. Развитие творчества старших дошкольников в совместной деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2012. – 30 с.
  6. Асланова Е. С. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников в процессе дизайн-деятельности. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2002. – 20 с.
  7. См. Белькова А.Н., 2012
  8. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М. : Academia, 2001. - 246 c.
  9. Сотникова С. Р. Развитие творческого потенциала дошкольников в процессе продуктивной деятельности в образовательной среде. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2006. – 18 с.
  10. Варкки Н. А., Калинина Р. Р. Программа творческо-эстетического развития дошкольников. - СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 168 с.
  11. Барложецкая Н. А. Ребенок в домашнем интерьере. // Обруч. - №6, 2008. – С. 21-30.
  12. Лобанова Е. А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.
  13. Новоселова C. JI. Система «Модуль-игра»: новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология ее использования. М.: Общероссийский общественный фонд «Социальное развитие России», 2004. - 40 с.
  14. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению 540600 (050700) - Педагогика / Серебрякова Татьяна Александровна. - 2-е изд., стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2008. – 205 с.
  15. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., перераб. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 224 с.
  16. См. Рыжова Н.А., 2003
  17. Смирнова Е. Детский сад: оценка предметно-развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №4. - С.18-24.