Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Проектная деятельность в образовательной организации является инструментом формирования мобильной и востребованной личности. Подключение современных технологий при проектировании систем ведения проектной деятельности является перспективным подходом. Данная статья является результатом работы по анализу современных Интернет-ресурсов и проектированию платформы для ведения студенческих/школьных проектов. Результаты апробированы в рамках социально-значимых проектов ТОДОО «Хобби-центр».
Ключевые слова: информационная система, организация проектной деятельности, интернет-ресурс, элитное техническое образование.

Введение

В образовательной деятельности необходимо использовать инновационные технологии, позволяющие сформировать конкурентоспособную, мобильную, активно самостоятельную личность, востребованную на рынке труда. Одной из таких технологий, раскрывающей творческие, конструкторские, проектировочные умения студента является проектное обучение [1].

Рассмотрим организацию проектной деятельности на примере Томского политехнического университета (ТПУ). Целью проектного обучения в ТПУ является развитие мотивации и подготовка к комплексной проектной инженерной деятельности, начиная с базового и заканчивая продвинутым уровнем проектирования посредством интеграции результатов обучения по отдельным дисциплинам/модулям, а также формирование базовых знаний и комплекса умений, необходимых для решения задач инженерной деятельности. На разных этапах проектного обучения происходит постепенное формирование заложенных в проектах компетенций, соответствующих целям основных образовательных программ (ООП). Проектное обучение в Национальном исследовательском Томском политехническом университете является важным элементом учебного процесса, предусматривает разнообразные виды, формы организации и уровни сложности. Выполнение и защита проектов является как важным методом обучения, так и видом контроля достижений студента в университете [2].

При проектировании эффективной образовательной среды и организации проектной деятельности в Национальном исследовательском Томском политехническом университете возникла необходимость в оценке компетенций студентов, их достижений, а также в проведении сравнительного анализа профессионально-личностных портретов обучающихся [3].

Целью данной статьи является разработка информационной системы на основе анализа существующих информационных технологий в среде Интернет для оценки компетенций и организации проектной деятельности при подготовке технических специалистов; с целью ее дальнейшего внедрения как рабочего инструмента в процессе обучения.

Для достижения поставленной цели:

  1. Определим ожидаемые результаты и требования к организации проектной деятельности студентов в университете;
  2. Сформулируем, какие задачи будет решать проектируемая информационная система (ИС);
  3. Приведем опыт разработки пробной информационной системы для организации научно-технического мероприятия «Ярмарка проектов»;
  4. Разработаем и опишем макет проектируемой информационной системы и внедрение данной дисциплины в процесс обучения.

 

Описание модуля «введение в проектную деятельность»

Для организации работы студентов/школьников над проектами необходимо обучить их проектной культуре, для этого был разработан модуль «Введение в проектную деятельность», целями которого является:

  • · Подготовка к работе в команде, в т.ч. в проектах для эффективной интеграции в рабочий коллектив, сокращения сроков выполнения проектов и получения требуемых результатов.
  • · Подготовка инженерных лидеров, готовых к организационно-управленческой деятельности, связанной с выполнением междисциплинарных проектов в профессиональной деятельности, в том числе международной; прогнозированию развития технологий и событий; коммуникации.

Данная дисциплина включает в себя следующие разделы:

1.Что такое проект? От мечты к реальности;

Вводные занятия. Мозговой штурм «Что такое проект?», принятие студентами схемы, понятий и признаков проекта. Генерация идей проектов на тему: «Изменение реальности, гаджет, который спасёт мир», анализ их соответствия принятому определению проекта.

Уточнение понятий, составляющих определение проекта: проблема,

идея, цель, задачи, ограничения/требования, ресурсы, план и ожидаемый результат. Построение карты ожиданий и опасений от курса.

2. Инициация проекта;

С чего начинать работу над проектом. Определение актуальности проблемы, классификация противоречий. Коллективное мышление, методики генерации идей. Определение роли рефлексии на всех стадиях ведения проекта. Работа в командах: актуальные проблемы в области личных, научных и учебных интересов студентов.

3. Планирование проекта;

Оформление документации для инициативных проектов: определение целей и задач проекта, планирование ожидаемого результата, ресурсов и деятельности по проекту, определение и оценка рисков. Рассмотрение реальных проектов. Знакомство со стандартом PMI.

4. Современные программные средства для работы над проектом;

Рассмотрение существующих информационных технологий в среде Интернет для организации работы по проекту. Инструменты эффективной коммуникации команды в среде интернет. Веб-сервисы и приложения для управления проектами. Инструменты для не программного создания сайта-визитки проекта.

5. Представление результатов проекта.

Основы публичного выступления. Инструменты оформления компьютерной презентации. Создание сайта-визитки проекта. Представление результатов проекта на конференциях и конкурсах.

Ожидаемые результаты прохождения дисциплины:

  • · Применять теоретические знания об основах проектной деятельности; отличать организацию проекта от проведения исследования и запуска производственного цикла.
  • · Определять проблему и её актуальность, классифицировать противоречия, на разрешение которых направлен проект.
  • · Использовать методы коллективной генерации идей; эффективно взаимодействовать с членами команды в процессе работы над проектом; командная рефлексия.
  • · Ставить цели, определять задачи, планировать ожидаемый результат от реализации проекта.
  • · Планировать деятельность, ресурсы, необходимые для реализации проекта, оценивать риски.
  • · Использовать современные программные средства работы над проектом в сети Интернет.
  • · Оформлять и представлять собственные проекты на публике [4].

Данный модуль нуждается в единой информационной системе, программной поддержке, которая облегчит оценку результата работы студентов для преподавателя и будет являться удобным инструментом и информативной базой для студента. Вследствие этого возникла необходимость в создании информационной системы, которая позволила бы:

  1. Сделать процесс обучения дисциплине «Введение в проектную деятельность» целостным, спроектировать работу студентов в рамках единой площадки;
  2. Создать систему, объединяющую в себе ПО для работы над проектом с теоретическими основами;
  3. Познакомить студента с инструментами ведения проектной деятельности в рамках дисциплины, которые облегчат данный процесс при реализации проектов в предметной области студента;
  4. Самостоятельно проходить курс «Введение в проектную деятельность» для всех желающих. 

Анализ Интернет-ресурсов для ведения проектной деятельности

В соответствии с определёнными задачами были определены и проанализированы Интернет-ресурсы разного уровня сложности использования в образовательном процессе: простейшее, базовое и продвинутое программное обеспечение (ПО), наиболее подходящие для решения поставленных задач. Данные ресурсы были разделены на следующие направления и модули: справочные ресурсы, сопутствующее ПО, ПО визуализации, ПО оценки компетенций, ПО коллективные работы. На Рис. 2 отображены основные модули ПО, выделенные во время проведения анализа.
 

Рис. 2. Основные модули ПО для организации проектной деятельности 

С результатами анализа можно ознакомиться в научном журнале «Информатизация образования» [3].

 

Создание информационной системы для организации научно-технического мероприятия «ярмарка проектов это»

Поставленной задачей является проектирование ИС на базе существующих Интернет-платформ для оценки компетенций и организации проектной деятельности при подготовке технических специалистов.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. Определить спектр задач, которые должна выполнять ИС на примере мероприятия «Ярмарка проектов».
  2. Выбрать наиболее подходящий интернет-ресурс и доказать целесообразность его использования.
  3. Спроектировать ИС.

Данная ИС будет выступать в качестве инструмента информационной поддержки ежегодного мероприятия «Ярмарка проектов». Ярмарка проектов - это комплекс мероприятий, направленный на активизацию научной и проектной деятельности студентов. Участники представляют инициативные и научно-технические проекты.

Для автоматизации проектной деятельности необходимо решить ряд задач:

  1. Создание базы компетенций проекта на основе единой базы компетенций сервера deyourself. Составленную базу необходимо подключить к проекту.
  2. Внедрить:

-                        модуль коммуникации, комментирования, ввести электронную анкету регистрации участника, проекта;

-                        модуль организации проектной документации: заполнение дневника проекта, запись прецедентов;

-                        модули организации событий, календаря, информационных блоков. Представленные модули позволят пользователям-студентам следить за обновляющейся информацией, ознакомиться с основами проектирования и существующими проектами;

-                        модуль прецедентов. Данный модуль возможно реализовать при наличии базы компетенций проекта. Ведение записи прецедентов позволит организаторам оценивать степень участия студентов в мероприятии и уровень развития компетенций.

Решение поставленных задач можно осуществить несколькими способами:

-                        проектирование основы и инструментов ИС;

-                        создание ИС на основе существующих интернет-ресурсов;

-                        поиск и использование готового софта.

На основании сравнительного анализа в качестве базы для ИС выбрано использование сервиса devyourself.ru. Сервис содержит тестовый и рекомендательный модуль «Вектор» для оценки личных качеств, базу предлагаемых проектов для развития компетенций, перечень необходимых качеств для выбранной должности в определенной компании [5].

Сервис предоставляет шаблоны проекта, с помощью которых возможно осуществить создание собственного проекта, наполнив его необходимым функционалом. Также позволяет добавить такие модули как: сообщества, материалы, прецеденты, участники, новые лица, календарь, комментирование, ближайшее события, статистика, активные участники, текстовый блок, последние материалы. Данные модули позволяют реализовать поставленные задачи.

Реализация данного проекта на базе сервиса devyourself.ru представлена на Рис. 8.

 

Рис. 8. Реализация проекта «Ярмарка проектов ЭТО 2013» на базе сервиса devyourself.ru. Главная страница. 

Данная ИС хорошо выполняет функции привлечение студента к участию в мероприятии. В процессе работы над данной информационной системой были подробно изучены возможности ресурса defyourself.ru, данная среда позволяет эффективно работать с оценкой компетенций, является информационной базой для участников проекта, но не предоставляет площадки, являющейся опорой при разработке проекта. 

Разработка информационной системы для ведения проектной деятельности студентами это ТПУ

Основываясь на опыт создания ИС для организации и проведения мероприятия «Ярмарка проектов» и проведенный анализ существующих интернет-площадок, произведем разработку ИС для ведения проектной деятельности студентов ТПУ и внедрим данную систему как инструмент разработки проектов в рамках дисциплины «Введение в проектную деятельность».

ИС должна включать в себя:

  • · Материалы лекций для повторения материала студентами также, чтобы студент имел возможность самостоятельно пройти курс дисциплины.
  • · Домашнее задание, что упростит проверку преподавателю и частично автоматизирует процесс выполнения домашней работы студенту.
  • · Анкеты и рефлексию для сбора информации и получения обратной связи от студентов с целью введения поправок в программу курса.
  • · Конструктора и дневника проекта для создания и автоматизации работы над проектом.

Структура ИС представлена на Рис. 11.

 

Рис. 11. Структура ИС 

Данная ИС будет реализовываться на базе CMS системы Joomla. Joomla! — система управления содержимым (CMS), написанная на языках PHP и JavaScript, использующая в качестве хранилища базы данных СУБД MySQL или другие индустриально-стандартные реляционные СУБД. Является свободным программным обеспечением, распространяемым под лицензией GNU GPL. 

Заключение

В соответствии с поставленными задачами были получены следующие результаты:

  1. Определены ожидаемые результаты и требования к организации проектной деятельности студентов в университете.
  2. Сформулированы задачи, которые будет решать проектируемая информационная система (ИС). Данная система позволит сделать процесс обучения дисциплине «Введение в проектную деятельность» целостным, создать систему, объединяющую в себе ПО для работы над проектом с теоритическими основами, познакомить студента с инструментами ведения проектной деятельности в рамках дисциплины, которые облегчат данный процесс при реализации проектов в предметной области, сделать возможным самостоятельное прохождение курса «Введение в проектную деятельность» для всех;
  3. Приведен опыт разработки пробной информационной системы для организации научно-технического мероприятия «Ярмарка проектов». Данный опыт продемонстрировал целесообразность создания подобных систем, возможности ресурса devyourself;
  4. Разработан и описан макет проектируемой ИС для внедрения ее в процесс обучения технических специалистов. Компоненты данной ИС представлены схематически и описаны посредством таблиц более подробно.

 Ссылки на источники

  1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000.
  2. Мозгалева П.И., Замятина О.М. Технология проектной работы в системе элитной подготовки технического специалиста в ТПУ. – Москва: Научное обозрение: гуманитарные исследования, №4, 2012, с. 6-14.
  3. Мозгалева П. И., Гуляева К. В., Замятина О. М. Информационные технологии для оценки компетенций и организации проектной деятельности при подготовке технических специалистов. Москва: Информатизация образования и науки, №4, 2013, с. 30-46.
  4. Мозгалева П.И. Введение в проектную деятельность. Методические указания // Издательство ТПУ - 2013
  5. Мозгалева П. И., Замятина О. М., Гончарук Ю. О., Савинкина У. С. Использование интернет-технологий в организации проектной деятельности студента // Концепт. – 2013. – № 03 (март). – ART 13048. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13048.htm.
  6. Интернет-ресурсы для создания сайтов [Электронный ресурс]. – URL: osuweb.blogspot.ru (дата обращения: 5.11.2013).
  7. Joomla! [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия: сайт. – URL: ru.wikipedia.org/wiki/Joomla (дата обращения: 23.10.2013). 

Polina I. Mozgaleva,
Assistant Professor, Dept. of CSO, IC, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Ksenia V. Gulyaeva,
Student, Dept. of AM IC, National Research Tomsk Polytechnic University, Tomsk, Russia
Development of an information system for project activity support
Annotation: Students’ project activity is a helpful tool for forming a mobile and demanded personality. Inclusion of modern technologies into the design of project activity management systems is a promising approach and allows to make the process interesting for students. This paper covers the development of an information system that supports the process of students’ project activities with the help of analyzing the current Internet resources, as well as the design of a testing system.
Keywords: informational system, organization of project activities, Internet resource, elite engineering education.