Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы влияния акцентуаций характера на социальную адаптацию в юношеском возрасте; раскрыты понятия характера, акцентуации характера, социальная адаптация; показано, что акцентуации характера влияют на социальную адаптацию у юношей; представлены результаты исследования влияния акцентуации характера влияют на социальную адаптацию у людей юношеского возраста.
Ключевые слова: акцентуации характера, характер, социальная адаптация, юношеский возраст.
Социальная адаптация является важной частью человеческой жизни. Только в социуме мы можем реализовать свои потребности как личность. Но особенности характера могут существенно повлиять на адаптацию в обществе. Главным образом, существенное влияние на поведение человека может оказывать влияние гипертрофированное развитие одного из свойств характера, то есть его акцентуация. Личность, в зависимости от черт своего характера, его акцентуаций, может вести себя специфическим образом на каждом из этапов самореализации, может произойти отказ от самореализующей активности. Из-за акцентуации характера могут существенно ухудшаться взаимодействия с окружающими людьми.
Акцентуации характера начинают проявляться в подростковом или юношеском возрасте, что становится препятствием при социальной адаптации, когда наступает пора покинуть школьное учреждение и поступать университет. Успешная социальная адаптация является залогом удовлетворенности в среде, а значит, это будет являться наилучшим условием в обучении. Тогда как неуспешная социальная адаптация может служить причиной для отклоняющегося поведения.
В юности переосмысливаются ранее возникшая целостность личности в детском и подростковом возрасте. Вновь подвергается сомнению то, как воспринимают его другие с его собственным представлением о себе. Это объясняется тем, что завершается первичная стадия социализация и начинается вторичная. Появляется необходимость решать задачи, которые раньше не имели значения – поступление в университет, устройство на работу, обретение и содержание уже собственной семьи. Эти проблемы заставляют выполнять новые социальные роли взрослого, вновь интегрироваться в общество.
Акцентуация характера человека снижает его социальную адаптацию. В особенности у студентов первого курса, когда они вынуждены заново адаптироваться в коллективе. И чаще всего, у студентов, которые не могут приспособиться к условиям данной социальной среды, присутствует акцентуация характера. Юноши имеют потребность в профессиональном и социальном самоопределении. Но акцентуация характера личности могут привести к конфликту, и, таким образом, мешают установлению межличностных отношений, которые сильно влияют на формирование личности, уровень самооценки и отношения с окружающими. Проблемы в межличностных отношениях помогают развиться комплексам, становятся причиной принятия наркотиков и алкоголя, реализовываться как личности в криминальной среде.
Характер — индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с другими сторонами личности человека, в частности с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая своеобразный отпечаток на те или иные его проявления [1].
Акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [2].
Существуют две классификации типов акцентуаций характера.
Классификация, составленная психологом А.Е. Личко [2].
1. Гипертимный тип. Характеризуется чрезмерной подвижностью, непереносимость одиночества.
2. Циклоидный тип. Состояние, характерное для гипертима, меняется субдепрессивную фазу.
3. Лабильный тип. Характерно беспричинная смена настроения.
4. Сенситивный тип. Отличаются излишней стеснительностью, повышенной чувствительности.
5. Астено-невротический тип. Характеризуются мнительностью, раздражительностью и быстрой утомляемостью.
6. Шизоидный тип. Отличаются замкнутостью, стремлением пребывать в одиночестве.
7. Психастенический тип. Отличаются боязнью ответственности, принятия решения.
8. Эпилептоидный тип. Излишне авторитарен, часто испытывает приступы агрессии, проявляемые в вербальном и физическом аспекте.
9. Истероидный тип. Эгоцентрики, любят бывать в центре внимания, склонны к лжи.
10. Конформный тип. Характеризуется бездумным подчинением другим.
11. Неустойчивый тип. Характеризуется стремлением к развлечениям в убыток другим сферам жизни.
Далее приведем классификацию акцентуаций характера, предложенный Карлом Леонгардом [3]:
1. Гипертимный. Характеризуется чрезмерной подвижностью, непереносимость одиночества.
2. Дистимный. Противоположный гипертимному типу Характеризующийся низкой контактностью и пессимистическим настроем, пассивностью.
3. Циклоидный. Цикличные смены гипертимного и дистимного периода.
4. Возбудимый. Излишне авторитарен, часто испытывает приступы агрессии, проявляемые в вербальном и физическом аспекте.
5. Застревающий. Отличается склонностью к поучительству, занудству, обидчивости, мстительностью.
6. Педантичный. Аккуратен и добросовестен, склонен к формализму, зачастую пассивен.
7. Тревожный. Отличается неуверенностью в себе, подавленностью.
8. Эмотивный. Характеризуются слезливостью, высокой способностью к эмпатии.
9. Демонстративный. Наблюдается выраженное стремление к лидерству, артистичность, нестандартность мышления, эгоизм, лицемерие, склонность к хвастовству.
10. Экзальтированный. Отличаются словоохотливостью, склонностью к совершению импульсивных поступков, альтруизмом.
11. Экстравертированный. Легко идут на контакт, у них отличные коммуникативные задатки. Редки конфликты, но легко поддаются чужому влиянию.
12. Интравертированный. Низкая контактность, склонность к одиночеству.
Обобщая всё вышесказанное, можно утверждать, что акцентуации характера могут быть как положительными, так и отрицательными. Но у людей с акцентуациями возникают намного больше сложностей в общении, учебной и профессиональной деятельности, чем у людей без акцентуаций. Но некоторые акцентуации могут способствовать положительной адаптации при должном воспитании и предрасположенности акцентуации характера к общению.
Приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях общества.
Социальная адаптация – интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции: адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма; адекватная система отношений и общения с окружающими; способность к труду, обучению, к организации досуга и отдыха; способность к самообслуживанию и взаимообслуживанию в семье и коллективе, изменчивость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других [4].
Студенческий возраст, по утверждению Б. Г. Ананьева [5], является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. В процессе развития личности будущего специалиста особую роль играет начальный этап обучения в вузе. Сложность его заключается в том, что у студента происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, осваиваются новые способы познавательной деятельности и формируются определенные типы и формы межличностных связей и отношений. И чем эффективнее пройдет адаптация студентов к вузовскому обучению, тем выше будет психологический комфорт, учебная мотивация, направленность и характер учебной деятельности на старших курсах. Резкая ломка многолетнего привычного рабочего стереотипа, иногда приводит к нервным срывам и стрессовым реакциям. По этой причине период адаптации, связанный с ломкой прежних стереотипов, может на первых порах обусловить и сравнительно низкую успеваемость, и трудности в общении.
Психолого-возрастные особенности студенчества характеризуются эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, самоидентификацией. Именно на этапе адаптации особую роль приобретают личностные особенности, которые способствуют или же наоборот затормаживают процесс адаптации студента к новому учебному заведению
Юность - это установление психологической независимости во всех сферах: в моральных суждениях, политических взглядах, поступках, своих чувств и интимных отношений, поиск смысла и образа жизни, переживание одиночества, выбор профессии - вот круг наиболее значимых в этом возрасте проблем.
На основе изучения уже названных и теоретических исследований Долговой В.И., Москвичева А.Г., Ординой И.П., Рокицкой Ю.А., [6, 7, 8, 9] нами была сформулирована гипотеза исследования: мы хотим доказать, что акцентуации характера имеют влияние на социальную адаптацию студентов первого курса. Для ее проверки было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты первого курса факультета психологии ЧГПУ. В исследовании приняло участие 17 человек. Возраст испытуемых от 17 до 22 лет.
В ходе исследования нами использовались следующие методики:
Методика изучения акцентуаций личности К. Леонгарда (модификация С. Шмишека). Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда).
Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Стимульный материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. Эта методика предназначена для выявления уровня социальной адаптации.
Также мы представляем сводную таблицу (таб.1) по результатам всех тестов.
Таблица 1
Сводная таблица с результатами исследования наличия акцентуаций и уровня социальной адаптации
Ф.И. |
Наличие акцентуаций |
Акцентуации, способствующие коммуникациям |
Уровень социальной адаптации |
Д.С. |
1 |
Да |
Выше среднего |
Р.Е. |
1 |
Нет |
Выше среднего |
П.В. |
4 |
Да |
Выше среднего |
Я.А. |
4 |
Нет |
Средний уровень |
К.М. |
0 |
- |
Выше среднего |
Ж.А. |
2 |
Нет |
Средний уровень |
Р.Д. |
2 |
Да |
Выше среднего |
Т.Э. |
1 |
Нет |
Средний уровень |
Ч.Ю. |
0 |
- |
Выше среднего |
С.Ш. |
1 |
Нет |
Средний уровень |
О.К. |
0 |
- |
Выше среднего |
Я.Г. |
4 |
Да |
Выше среднего |
К.Н. |
1 |
Да |
Выше среднего |
А.С. |
1 |
Да |
Выше среднего |
С.З. |
5 |
Да |
Выше среднего |
К.Х. |
0 |
- |
Средний уровень |
Н.К. |
0 |
- |
Средний уровень |
Видим, что у 41% испытуемых присутствует акцентуация, способствующая коммуникациям, а также уровень социальной адаптации у них выше среднего. У 65% испытуемых уровень социальной адаптации выше среднего.
Перед обработкой результатов диагностик критерием Пирсона мы устанавливаем две временные гипотезы:
Но – наличие акцентуаций характера и уровень социальной адаптации никак не взаимосвязаны;
Н1 – акцентуации характера влияют на социальную адаптацию.
В результате математической обработки результатов диагностик мы отвергаем нулевую гипотезу и принимаем альтернативную.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что взаимосвязь между акцентуациями характера и уровня социальной адаптации есть, и она существенна.
У каждого типа акцентуации характера имеются разные уязвимые места, которые мешают юношам социально адаптироваться к новым условиям в жизни, в частности в университете.
Не все студенты, имеющие проблемы с социальной адаптации имеют акцентуации характера. Но у каждого типа акцентурированной личности имеются свои сложности в налаживании общения, социального контакта и адаптации.
Процесс адаптации студентов-первокурсников очень значимый, сложный и долгий. При приспособлении к особенностям условий обучения в ВУЗе, немаловажную роль играют акцентуации характера, которые мешают студентам соотнонсить себя со своими новыми социальными ролями.
Как известно, акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Поэтому особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Соответственно проблемы с социальной адаптацией при акцентуациях могут отсутствовать на первый взгляд, хотя студент будет сильно переживать, что не удалось адаптироваться.
Следовательно, в процессе адаптации студента к учебному заведению необходимо учитывать наличие или отсутствие акцентуации характера, для того, чтобы качественно и своевременно оказывать психолого-педагогическую помощь, так как при чрезмерной выраженности эти черты могут являться помехой в развитии личности и становление студента как профессионала.
Ссылки на источники
- Реан А.А. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – 288 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – СПб.: Изд-во «Речь», 2013. – 256 с.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
- Архипова А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности // Педагогические науки. - 2007. - № 3. - С. 173-177.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2010. –288 с.
- Долгова В.И., Москвичев А.Г. Организация исследования коррекции самочувствия, активности и настроения студентов средствами историко-культурного контента памятника «АРКАИМ» // В сборнике: THE PERSON IN CONDITIONS OF THE INTERPERSONAL RELATIONSHIPS INTENSIFICATION / TECHNOLOGIES OF GLOBALIZATION OF THE XXI CENTURY: EVOLUTION OR SETBACK? Materials digest of the XLVII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in psychological sciences. (London, March 28 - April 02, 2013) / Materials digest of the XLVIII International Research and Practice Conference and I stage of the Championship in military, sociological and political sciences. (London, March 28 - April 02, 2013). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 40-42.
- Долгова В.И. Simulation of the formation of emotional stability of personality // В сборнике: HEALTH AS A FACTOR OF QUALITY AND LIFETIME OF BIOLOGICAL SPECIES Materials digest of the XXXVIII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in medicine, pharmaceutics and veterinary sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 67-70.
- Долгова В.И., Ордина И.П. Одаренный старшеклассник как субъект социальных коммуникаций // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 36-38.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Адаптирующее воздействие социума на профессиональное самооопределение его субъектов // В сборнике: FORMS OF SOCIAL COMMUNICATION IN THE DYNAMICS OF HUMAN SOCIETY DEVELOPMENT Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. London, 2013. С. 51-54.