Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы ситуативной тревожности в младшем школьном возрасте; отбражены понятие и виды тревожности, понятие и виды темперамента; раскрыты результаты исследования влияния темперамента на ситуативную тревожность детей младшего школьного возраста.
Ключевые слова: ситуативная тревожность, темперамент, младшие школьники.
Проблема тревожности детей младшего школьного возраста является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. В настоящее время увеличилось число детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка. Особое внимание тревожность привлекает тем, что она выступает ярким признаком дезадаптации ребенка в школе, отрицательно влияя на все сферы его жизнедеятельности: не только на учебу, но и на общение, в том числе и за пределами школы, на здоровье и общий уровень психологического благополучия.
Высокая тревожность является одной из причин отрицательного социального статуса личности; снижает уровень умственной работоспособности учащихся; вызывает неуверенность в своих способностях.
В психологической литературе можно встретить разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамику. Так, Ф. Сушкова указывает, что тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [1].
По определению Р.С. Немова, «тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [2].
Детская тревожность, по мнению Р. В. Овчаровой, – сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребенка. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны родителей, сверстников [3].
Выделяют два основных вида тревожности [4].
1.Ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
2.Личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
У детей младшего школьного возраста доминирует ситуативная тревожность. Она, как правило, выражается напряжением, беспокойством, озабоченностью по поводу сложившейся ситуации. Нельзя не принять во внимание, что при отсутствии своевременных приемов ее коррекции, может наблюдаться тенденция к развитию тревожности личностной.
Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки. Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, препятствиям для достижения цели, содержащимся в ситуации, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный уровень тревожности и страха рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности и свойственен всем людям [5, 6, 7, 8].
Проблема темперамента занимает человечество уже 25 столетий. Интерес к ней связан с очевидностью существования психических различий между людьми - различий по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и по другим динамическим индивидуально-устойчивым особенностям психической жизни, поведения и деятельности, которые традиционно относятся к темпераменту. Однако с все большим единодушием ученые и практики признают, что «темперамент - важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей» [9]. Создателем учения о темпераменте считается Гиппократ. Под темпераментом следует понимать индивидуальные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые, одинаково проявляясь в разнообразной деятельности, независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и характеризуют тип темперамента [10].
Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами:
Сензитивность - об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность - об этом свойстве судят по тому, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.
Активность - об этом свойстве судят по тому, с какой степенью активности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.
Соотношение активности и реактивности - об этом свойстве судят по скорости протекания различных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
Пластичность и ригидность - об этом свойстве судят по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или, наоборот, насколько инертны его поведение, привычки, суждения.
Экстраверсия и интроверсия - об этом свойстве судят по тому, от чего преимущественно зависит реакции и деятельность человека - от внешних впечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).
Эмоциональная возбудимость - об этом свойстве судят по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает [11].
Павлов раскрыл физиологические основы темперамента и выделил свойства нервных процессов, а на основе их комбинаций - четыре типа нервной системы или темперамента.
Каждый ребенок имеет свои индивидуально-типологические особенности, которые особенно ярко проявляются именно в младшем школьном возрасте. Рассмотрим характеристику типов темперамента младших школьников [12].
1) Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный тип - сангвиник. Его нервная система отличается большой силой нервных процессов, их равновесием и значительной подвижностью. Поэтому сангвиник - человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям жизни. Его характеризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.
Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при общении: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни класса, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх, но в процессе игры склонны постоянно менять свою роль.
2) Сильный, уравновешенный, инертный тип - флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противоположностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения; подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.
Дети-флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.
Конечно, такие черты как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.
3) Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения - холерик. Его нервная система характеризуется, помимо большой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.
Дети-холерики любят массовые игры и соревнования, часто сами организуют их, принимая в них активное участие. Они активны на уроке, легко включаются в работу. Активно включается в новое дело, но увлечение и энтузиазм быстро угасает, если работа не интересная. В то же время, если деятельность привлекательна, работает энергично и долго.
4) Слабый тип - меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, плохо сопротивляются воздействию сильных положительных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.
Дети меланхолического темперамента замкнуты, необщительны, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.
Для выявления влияния темперамента на ситуативную тревожность детей младшего школьного возраста, было проведено исследование в МОУ СОШ №1 г. Чебаркуль, Челябинской области. Участие принимало 28 человек – 2 В класс. Возраст детей – 8-9 лет.
С целью определить уровень тревожности детей младшего школьного возраста была использована методика «Тест тревожности» Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена [13].
В ходе проведения этой методики были получены результаты, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Результаты по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена
Уровень тревожности |
Экспериментальная группа |
|
% |
кол-во чел. |
|
Высокий |
71,5 |
20 |
Средний |
21,5 |
6 |
Низкий |
7 |
2 |
Наглядно результаты по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение результатов по методике «Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена
Как видно из таблицы 1 и рисунка 1 преобладающая часть испытуемых имеет высокий уровень ситуативной тревожности.
В ходе исследования были определены типы темперамента с помощью личностного опросника Р. Кеттела (детский вариант)[10]. Полученные результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты по методике – Личностный опросник Р. Кеттела (детский вариант)
Тип темперамента |
Экспериментальная группа |
|
% |
кол-во чел. |
|
Сангвиник |
18 |
5 |
Флегматик |
29 |
8 |
Холерик |
39 |
11 |
Меланхолик |
14 |
4 |
Наглядно результаты личностного опросника Р. Кеттела представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Распределение результатов исследования по личностному опроснику Р. Кеттела.
Как видно из таблицы 2 и рисунка 2 детей с типом темперамента – холерик преобладающее количество, флегматиков на 10 % меньше, меланхолики составляют 14 % от всей группы, сангвиники на 4% больше.
Для того, чтобы выявить влияние типа темперамента на ситуативную тревожность обратимся к таблице 3, на которой мы прировняли 2 методики.
Таблица 3
Результаты исследования по 2-ум методикам
Тип темперамента |
Уровень ситуативной тревожности |
Высокий уровень (20 чел.) |
Средний уровень (6 чел.) |
Низкий уровень (2 чел.) |
Сангвиник |
|
3 чел. |
2чел. |
|
Флегматик |
6 |
2 чел. |
|
|
Холерик |
10 чел |
1 чел. |
|
|
Меланхолик |
4 |
|
|
Исследовав все результаты по представленным методикам, мы видим непосредственное влияние типа темперамента на уровень тревожности. Так, учащиеся с сангвиническим типом темперамента попали в категории низкого и среднего уровней тревожности, что дает повод отнести их типу низкотревожных людей.
Ученики с холерическим типом темперамента обладают высоким уровнем тревожности, что полностью соответствует характеристике этого типа. Это подвижный, сильный, неуравновешенный тип нервной системы. Неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости: увлекшись каким-нибудь делом, он страстно, с полной отдачей работает, но сил ему хватает ненадолго, и, как только они истощаются, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Появляется раздраженное состояние, плохое настроение, упадок сил и вялость («все падает из рук»). Чередование положительных циклов подъема настроения и энергичности с отрицательными циклами спада, депрессии, обусловливают неровность поведения и самочувствия, его повышенную подверженность к появлению невротических срывов и конфликтов с людьми.
Флегматики и меланхолики находятся преимущественно в категории высокой тревожности. Флегматик - неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Меланхолик - легкоранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним. Если меланхолика тревожность проявляется ярко и открыто, то у флегматиков это происходит на «скрытом» уровне, что не позволяет сразу распознать действительно ли они относятся к высокотревожным людям.
Вывод: особенности типов темперамента и уровня тревожности привлекали и привлекают внимание психологов разных стран. Типы темперамента - одна из наиболее разработанных областей психологии. Физиологическое исследование типов темперамента открывает новые методические пути и для экспериментально - психологического изучения уровня тревожности. По учению И.П. Павлова, некоторые уровни тревожности образуют физиологическую основу темперамента, исследованиеэто показало.
Ссылки на источники:
- Сушкова Ф. // Воспитание школьников: теоретический и научно-методический журнал. – 2006. – №9. – С. 9-12
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн.1: Основы общей психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2009. – 236 с.
- Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. – М.: ТЦ «Сфера», 2006. – 124 с.
- Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004. – 68 с.
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 173 с.
- Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с. 13. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия/Монография. – М.: Перо, 2014. – 161 с.
- Долгова В. И., Латюшин Я. В., Напримеров А. А. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр Юрайт, 2012. – 386 с.
- Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. - М.: Прогресс, 2007. - 70 с.
- Рогов Е.И. Психология человека. - М.: Владос, 2009. – 372 с.
- Файнберг С. У каждого ребенка свой темперамент и характер: Дошкольное воспитание.– 2006.- №2.- С.57-62.
- Носс И. Психодиагностика. – М.: Юрайт, 2014. – С. 147-148.
- Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
- Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с. 13. Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия/Монография. – М.: Перо, 2014. – 161 с.
- Долгова В. И., Латюшин Я. В., Напримеров А. А. Формирование эмоциональной устойчивости личности: монография. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 167 с.