Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам; показано, что уровень агрессивного состояния старшеклассников как свойства личности возрастает в период подготовки к экзаменам; представлены результаты исследования агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам.
Ключевые слова: агрессивное состояние, агрессивность, старшеклассники, экзамены.
Актуальность изучения агрессивного состояния старшеклассников определяется насущными проблемами общественной жизни.
Современный старший школьник входит в сложный, по своему содержанию и тенденциям социализации, мир. Мир, который характеризуется высоким темпом научно-технических преобразований, экологическим и экономическим кризисами, сложными политическими взаимоотношениями, нарушением преемственности между поколениями, широким распространением аморальных ценностей, традиций [1]. Все это влияет на психологию старшеклассника: возрастает тревожность, напряженность, озлобленность, переходя в состояние агрессивности.
Изучением проблемы агрессивности и агрессивного состояния занимались психологи, физиологи, социологи, биологи и многие другие ученые. К их числу относятся: А. Басс [2], А. Бандура [3], Э. Фромм [4] и др.
Под агрессивным состоянием в широком смысле понимают свойство личности, выражающееся во внутренней готовности индивида к агрессивным действиям.
Наибольшее волнение и тревогу, переходящие в агрессивное состояние, у старшеклассников вызывают профессиональное и личностное самоопределение, а также ситуации, связанные с контролем знаний, сдачей экзаменов. В связи с этим следует выделить Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) и Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ).
Основной Государственный Экзамен (ОГЭ) и Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) – новая практика для Российской системы образования и одно из направлений модернизации ее структуры и содержания, а также серьезная проверка эффективности учебной деятельности ученика. ОГЭ и ЕГЭ – ответственный этап в жизни каждого школьника выпускного класса.
Старший школьный возраст — это период развития школьника 15-17 лет, характеризующийся присущими ему особенностями, определенной динамикой. Проблема агрессивного состояния в старшем школьном возрасте достаточно сложна, она обусловлена рядом причин: противоречивостью процесса становления мировоззрения, сложностью формирования адекватной самооценки, проблемами детско-родительских отношений, профориентации, а также подготовкой к сдаче экзаменов и многое другое [5].
Агрессивное состояние в личностных характеристиках старшеклассников характеризуется такими психолого-социальными проблемами, как протест против непонимания взрослых, неудовлетворенность своим положением в обществе, стрессовость, беспокойство, страх перед ЕГЭ, что проявляется и в соответствующем поведении. Кроме этого на развитие агрессивности ребенка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Кроме того, агрессивное состояние может быть вызвано необходимостью защитить себя [6].
Агрессивное состояние характеризуется такими особенностями: эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость (Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Гольева Г.Ю., Долгова В.И., Мельник Е.В., [7, 8, 9, 10]).
Однако, с введением Единого Государственного экзамена, увеличивается и психоэмоциональная нагрузка на старшеклассников, которая создает дополнительную основу для развития агрессивного состояния, обусловленную несколькими факторами.
Во-первых, от результата ЕГЭ зависит дальнейшее успешное моделирование жизни выпускника.
Во-вторых, со стороны взрослых идет нагнетание стрессовой ситуации, связанной с предстоящим тестированием.
В-третьих, сама процедура ЕГЭ имеет стрессогенный характер:
- жесткие законодательные правила проведения ЕГЭ;
- присутствие в классе незнакомых людей и непривычная обстановка;
- отсутствие перечня экзаменационных вопросов [11].
Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной проработанностью вопроса о факторах агрессивного состояния учащихся старшего школьного возраста в период подготовки к экзаменам.
Проведенное исследование позволило выявить частные и общие аспекты агрессивного поведения старшеклассников, определить ведущие факторы в структуре агрессивного состояния.
Целью данного исследования явилось изучение агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам. В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить проблему агрессивного состояния в психолого-педагогических исследованиях.
2. Выявить особенности агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам.
3. Определить этапы, методы и методики исследования, охарактеризовать выборку.
4. Проанализировать результаты исследования, провести математический анализ результатов.
5. Составить рекомендации старшеклассникам.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы;
2) эмпирические: эксперимент (констатирующий), тестирование по методикам: диагностика состояния агрессии (опросник А. Басса- А. Дарки) [12], диагностика враждебности (по шкале Кука-Медлей) [13], метод математической статистики Т-критерий Вилкоксона [14].
Исследование агрессивного состояния старшеклассников проходило в 3 этапа:
- Поисково-подготовительный. Данный этап подразумевает под собой выбор, формулирование и обоснование проблемы исследования, актуальность и важность ее решения в настоящее время. Подбор специальной литературы и других источников по данной проблеме. Углубленное изучение, подробный анализ научной и научно-методической литературы, научно-исследовательских работ, касающихся проблемы исследования.
- Опытно - экспериментальный. В рамках данного этапа проводится констатирующий эксперимент, обработка его результатов.
- Контрольно - обобщающий. На данном этапе проводится анализ, обобщение полученных в ходе опытно-экспериментальной работы данных, систематизация результатов исследования, формулирование соотвествующих выводов.
Исследование агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам проводилось в течении двух лет(2014-2015) на базе учащихся 11 класса школы №4 г. Еманжелинска в количестве 26 человек, из которых 13 человек — девочки, 12 человек — мальчики.
В ходе исследования агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам за 20014-2015 годы были получены следующие результаты, которые обобщены и представлены ниже:
Обобщенные результаты исследования агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам по методикам: диагностика состояния агрессии (опросник А. Басса- А. Дарки), диагностика враждебности (по шкале Кука-Медлей) представлено на рис. 1
Рис. 1 – Обобщенные результаты исследования агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам
На рисунке показано, что старшеклассников с высоким уровнем агрессивного состояния в 2015 году стало в два раза больше, чем в предыдущем году. В четыре раза меньше стало школьников в предэкзаменационный период, у которых низкий показатель состояния агрессивности. Как в 2014, так и в 2015 годах число старших школьников со средним уровнем проявления агрессивного состояния преобладает над остальными уровнями, однако, количество учащихся в 2014 году было больше на 12%.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что в первый год исследования было выявлено меньшее число учащихся с отклонением от нормы исследуемого признака, чем во втором. Также результаты диагностик в 2015 году показали, что у многих старшеклассников уровень признака находится в пограничном состоянии, то есть, если в прошлом году у учащихся со средним уровнем агрессивного состояния результаты принимали, в основном, среднее значение, то в этом году исследования результаты принимают пограничные значения с высоким уровнем проявления признака.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, агрессивное состояние старшеклассников в период подготовки к экзаменам повышается, была проведена математическая обработка полученных данных по Т-критерию Вилкоксона.
Перед обработкой данных методом Т-критерия Вилкоксона мы установили две временные гипотезы:
H0: Интенсивность сдвигов в типичном направлении агрессивности не превосходит интенсивности сдвигов в нетипичном направлении агрессивности старшеклассников.
H1: Интенсивность сдвигов в типичном направлении агрессивности превышает интенсивность сдвигов в нетипичном направлении агрессивности старшеклассников.
Было выполнено:
- Вычислена разность между индивидуальными значениями показателя после проведения эксперимента и до него.
- Для полученных разностей найдены их модули. Ранжирование модулей в порядке возрастания.
- Отметка рангов, соответствующих сдвигам в нетипичном направлении. Исходную таблицу можно увидеть в приложении 3, таблица 5.
- Найдено эмпирическое значение критерия, определяющееся как сумма рангов, соответствующих нетипичным сдвигам.
За нетипичный сдвиг было принято «уменьшение значения».
Результат: TЭмп = 73
Критические значения T при n=26
n |
TКр |
|
0,01 |
0,05 |
|
26 |
84 |
110 |
В результате обработки результатов диагностик, мы получили коэффициент, свидетельствующий о том, что полученное значение находится в зоне значимости. Следовательно, нулевую гипотезу мы отвергаем. Цель исследования достигнута и гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена.
Также нами были разработаны практические рекомендации старшеклассникам по коррекции агрессивного состояния в период подготовки к экзаменам.
- Выпишите на листок причины вашей агрессии, что именно вас злит в предстоящем испытании. Это может быть неуверенность в собственных силах, воспоминание о прошлых неудачах, боязнь конкуренции и т.д. Рассмотрите каждый пункт в отдельности, трезво проанализируйте, почему это вас вводит в состояние агрессивности.
- Если вызывающие агрессивное состояние мысли появляются вновь и вновь, постарайтесь заменить их позитивными. Вспоминайте приятные или смешные события вашей жизни. Прочувствуйте детально эмоции, подаренные ими. Зафиксируйте эти воспоминания и каждый раз пытайтесь уходить от других мыслей.
- Не позволяйте себе думать о том, что это ваш последний шанс. Каким бы заманчивым ни казалось вам предложение, в случае неудачи вы всегда сможете найти достойную альтернативу. Жизнь открывает перед каждым из нас множество дверей к счастливой успешной жизни. Вы обязательно найдете предназначенную именно вам.
- Никогда не думайте о возможности негативного исхода испытания. Не программируйте себя на неудачу.
- Перед началом экзамена подумайте о своих сильных сторонах: о хорошем полученном образовании, имеющемся опыте, участии в олимпиадах, соревнованиях и многих других мероприятиях. Это добавит вам уверенности в собственных силах.
- Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
- Соблюдайте режим сна и отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Таким образом, пытаясь корректировать агрессивное состояние, необходимо установить точную причину возникновения агрессивности. Если причина заключается в страхе, боязни перед экзаменом, то необходимо корректировать, в первую очередь, отношение к экзаменам.
Выводы:
Целью нашего исследования явилось изучение агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам. В ходе исследования мы выявили частные и общие аспекты агрессивного состояния у старшеклассников, раскрыли психологические особенности старшего школьного возраста. В результате проведенного исследования, нами было выявлено, что уровень агрессивного состояния в период подготовки к Единому государственному экзамену повышается. Также нами был разработан перечень рекомендаций, позволяющий снизить уровень агрессивного состояния старшеклассников в период подготовки к экзаменам.
Ссылки на источники
- Багадирова С.К. , Юрина А. А. Материалы к курсу "Психология личности". Учебное пособие: в 2 ч . Ч. 2. – М.: Директ – Медиа , 2014. - 172 с.
- Семенюк Л.М. Психологическая сущность агрессивности и ее проявления у детей подросткового возраста. – М.: Флинта, 2010. - 96 c.
- Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: ЭКСМО , 2009. – 512 с.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: АСТ, - 2010. -635 c.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 365 c.
- Зотова А.Э. Проблемы жизненного определения агрессивных старшеклассников: [Электронный ресурс], URL:http://akme31.narod.ru/44.html (Дата обращения: 18.04.2015)
- Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112с
- Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психолого – педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с
- Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 173 с.
- Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия/Монография. – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 161 с.
- Серёгина Е.А. Здоровье сберегающая подготовка старшеклассников к Единому Государственному экзамену // Журнал Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - № 10. - С. 170 - 171.
- Шапарь В.Б. Практическия психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. – Ростов.: Феникс, – 2006. – 432 с.
- Дмитриев М.Г., Белов В.Г., Парфенов Ю.А. Психолого - педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. – СПб.: ПОНИ, - 2010. – 316 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.:Речь, 2007. - 350 с.