Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы влияния ситуативной тревожности на учебную мотивацию младших школьников; показано, что тревожность как свойство личности обусловливает учебную деятельность младшего школьника; представлены результаты констатирующего эксперимента.
Ключевые слова: ситуативная тревожность, учебная мотивация, младшие школьники. 

Для повышения качества эффективности учебной деятельности младших школьников важную роль играют вопросы влияния личностных особенностей ребенка на мотивацию к обучению к школе.

К личностным особенностям можно отнести и высокий уровень тревожности, связанный с увеличением объема содержания изучаемого материала и субъективным переживанием этой ситуации младшим школьником.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10лет) характеризуется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Проблеме учебной мотивации младших школьников посвящены труды Л.И. Божович, П.Я. Гальперина, А.К. Марковой, П.М. Якобсона и др.

Все авторы сходятся во мнении, что именно мотивация является гарантом формирования познавательной деятельности, и как следствие развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности школьника.

Тем не менее, в условиях повышения напряженности графика школьного обучения, расширения границ необходимых знаний, умений и навыков возрастает вероятность развития у ребенка различного рода тревожных состояний.

Проведенный анализ исследований (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, А.И. Захаров, Р. Кочунас) показывает, что тревожность негативным образом влияет на протекание многих психических процессов, а также на многие личностные характеристики.

Однако имеются данные, что определенный уровень тревожности — естественная и обязательная особенность активной личности. При этом повышенный уровень тревожности является субъективным проявлением неблагополучия личности [1].

Как отмечают многие авторы (В.И. Долгова, Н.Г. Кормушина и др.), существует оптимальный индивидуальный уровень полезной тревоги. Деятельность младшего школьника в порождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуативной тревожности [2].

Ситуативная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени [3].

В младшем школьном возрасте переживание состояния тревоги имеет свои особенности. Устойчивая личностная тревожность возникает у детей с такими чертами, как ранимость, повышенная впечатлительность, мнительность. Этот вид тревожности выступает как реакция на угрозу чего-то несуществующего, не имеющего ни названия, ни четкого образа, но грозящего человеку потерей себя, утратой своего «Я» [4].

Такая тревога обусловлена внутренним конфликтом между двумя противоречащими друг другу стремлениями, когда что-то важное для него одновременно отталкивает и притягивает [5].

Несмотря на многообразие существующих исследований, такой аспект проблемы как изучение влияния ситуативной тревожности на учебную мотивацию не получил должного освещения, что говорит о целесообразности проведения исследований в данном направлении.

Исследование проводилось на базе школы № 67 г. Челябинска. Выборка включала 29 школьников третьего года обучения, из них 18 мальчиков и 11 девочек.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности влияния ситуативной тревожности на учебную мотивацию младших школьников.

Объект исследования: ситуативная тревожность и учебная мотивация младших школьников.

Гипотеза исследования: нормальный уровень ситуативной тревожности положительно влияет на учебную мотивацию, в то время как высокий и повышенный уровень тревоги негативно сказывается на учебной деятельности младших подростков.

С учащимися 4«Б» класса было проведено тестирование по определению уровня учебной мотивации по методике Н.Г. Лускановой «Анкета по оценке уровня школьной мотивации учащихся начальной школы [6]. Результаты исследования представлены на рис. 1. 

Рисунок 1. Результаты учебной мотивации учащихся 4 класса по методике Н.Г. Лускановой 

Из рисунка 1 видно, что высокий уровень учебной мотивации является преобладающим в выборке. Такие дети характеризуются стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. У этих детей присутствует познавательный мотив.

При хорошем уровне учебной мотивации испытуемые (10чел.) также успешно справляются с учебной деятельностью. Учащихся со средним уровнем мотивации на 7 % меньше, чем с хорошим.

Можно предположить, что у испытуемых положительное отношение к школе, но школа привлекает детей внеучебной деятельностью. Познавательные процессы у них сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Низкий уровень отмечается лишь у двух человек, который означает, что такие дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. Младшие школьники с низким уровнем учебной мотивации испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. На уроках такие дети часто отвлекаются и занимаются посторонними делами.

Проанализируем результаты, полученные с помощью методики изучения тревожности по методике Филлипса [8].

Анализ результатов, представленных на рис. показал, что нормальный уровень ситуативной тревожности является преобладающим в выборке. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Повышен уровень ситуативной тревожности на 79 % меньше, чем нормальный уровень. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Высокий уровень тревожности как и повышенный отмечается в 2 случаях.

Эти дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страха, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, как правило, ничего не грозит. Также они особо чувствительны, мнительны и впечатлительны. 

Распределение показателей уровня тревожности по методике Ч. Филлипса [8] показано на рис.2. 

Рисунок 2. Результаты уровней тревожности по методике Ч. Филлипса

Так же был посчитан коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена:

1) Присвоен ранг значениям А и В.

2) Совершено вычисление разности между рангами А и В.

3) Каждая разность возведена в квадрат d.

4) Осуществлен подсчет суммы квадратов;

5) Осуществлен расчет коэффициента ранговой корреляции rs по формуле;

6) По таблице критических значений установлены критические значения.

Результат:

rs = 0.18

rs = 0,17

Ответ: Н0 принимается. Корреляция между А и В достигает уровня статистической значимости.

В результате корреляционного анализа Ч. Спирмена установлена тесная статистическая зависимость (0,18при Р<0,03) между показателями нормального уровня ситуативной тревожности и уровня учебной мотивации у младших школьников.

Эти данные могут свидетельствовать о том, что нормальный уровень ситуативной тревожности положительно влияет на учебную мотивацию младших школьников.

Установлены отрицательные корреляционные связи (0,17при р<0,04) между высоким уровнем ситуативной тревожности и низким уровнем учебной мотивации. Это означает, что, чем выше уровень ситуативной тревожности, тем ниже уровень учебной мотивации.

Таким образом, нормальный уровень ситуативной тревожности положительно влияет на учебную мотивацию, в то время как высокий и повышенный уровень тревоги негативно сказывается на учебной деятельности. Гипотеза исследования подтвердилась.

Ссылки на источники

  1. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. Изд-во СОЮЗ – 2010. – 158 с.
  2. Долгова В.И., Кормушина Н.Г. Коррекция страха смерти у подростков: Монография. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2010. – 324 с.
  3. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  4. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.
  5. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  6. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика.– М.; Воронеж : МПСИ; МОДЭК, 2007.– 303 с.
  7. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция – М. : АСТ, 2008. – 412 с.
  8. Носс И.Н. Психодиагностика – СПб.:Изд-во «Юрайт», 2011-142 с.