Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье на основе анализа современных теоретических концепций и экспериментальных данных показано, что у старших подростков в общении со сверстниками и со взрослыми возникают различные межличностные проблемы, разрешение которых связано с формированием конструктивных стратегий межличностных отношений.
Ключевые слова: межличностные отношения, конфликт, группа, конструктивные стратегии межличностных отношений, профилактика межличностных проблем.
 

Главная цель любого общества - создание условий для максимального раскрытия возможностей детей, актуализации их способностей творчески проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть принятыми и признанными обществом личностями.

Сегодня особое внимание вызывают отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность детей, возрастание их жестокости, агрессивности, конфликтности.

Каждый ребенок находит свои способы выхода из сложных ситуаций: кто-то возмущается и борется; кто-то недоволен, но предпочитает терпеть; кто-то жалуется, надеясь на помощь; кто-то открыто конфликтует. А некоторые стараются уйти от проблемы, поступая не всегда верно [1].

Это и становится конфликтной стороной при общении подростков со старшим поколением и между собой.

Старший подростковый возраст, или ранняя юность, охватывает период развития детей от 15 до 17 лет, что соответствует возрасту учеников IX—XI классов средней школы. Основной критерий для характеристики периодов жизни - не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. Это возраст полового созревания, показатели которого определяют границы подросткового периода [2].

Это происходит на фоне изменения эмоционально-волевой сферы: проявляется эмоционально выраженные стремления познания окружающей действительности, к общению со сверстниками, потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируются умение самообладания, самоуправление своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость, упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества [3].

Изменения в интеллектуальной сфере важны так же как и в физиологической. Запоминание становится произвольным, механическая память замедляет свое развитие. В подростковом возрасте развивается логическая память. Память, внимание приобретают произвольность. В этом возрасте наблюдается переход к абстрактному мышлению, происходит становление аналитико-синтетической деятельности. Процесс мышления характеризуется также усложнением суждений подростков [4].

По мнению Бодалева А.А. в этом возрасте происходит временное психологическое отдаление подростка от семьи и школы, значение которых в становлении личности подростка снижается, а влияние сверстников усиливается [5].

Важная особенность подросткового возраста — формирование чувства взрослости. Родители продолжают смотреть на своего ребенка как на маленького, а подросток не считает себя ребенком - он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни. Это выражается в попытках вырваться из этой опеки. Отсюда у подростков возникают проблемы со взрослыми, которые характеризуются повышенной конфликтностью, усилением критичности по отношению к их мнению, а мнение сверстников становится более значимым.

Сгурская Л.В. отмечает, что подросток в этом возрасте нередко выбирает для себя кумира, которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения [6]. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками, появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятных условиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения.

Абрамова Г.С. изучает и другую крайность – со сменой походки, манер, внешнего облика происходит этакая мимикрия - потребность в безопасности, которая и выражается в похожести на других, иначе засмеют. Дети бывают очень жестоки к не таким, как они [7].

К концу этого возраста, по мере приближения к реальной взрослости, это чувство преобразуется в самоутверждение, стремление выразить свою индивидуальность. Подросток хочет, чтобы признали его индивидуальность, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых.

Степанова Н. В. подчеркивает противоречие между потребностью подростков участвовать в качестве полноправных членов в жизни взрослых и несоответствием их реальных возможностей вхождения в систему межличностных отношений [8]. 

Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи людей, система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов, с помощью которых люди воспринимают и оценивают друг друга (таблица 1).

Таблица 1

Характеристика стратегий межличностного взаимодействия 

Стратегии межличностного взаимодействия

Мотивация стратегии

Кооперация

максимизация общего выигрыша

Индивидуализм

максимизация собственного выигрыша

Конкуренция

максимизация относительного выигрыша

Альтруизм

максимизация выигрыша другого

Агрессия

минимизация выигрыша другого

Равенство

минимизация различий в выигрышах

 Характеристика групп подросткового сообщества представлена в таблице 2.

Таблица 2

Группы подросткового сообщества 

Группы

формальные

неформальные

группы учащихся конкретной школы, класса и учителя

слабо структурированные группы молодежи

совместно изучают предметы, участвуют в разных видах деятельности, организуемых школой.

собираются вместе, но имеют мало возможностей принять участие в формально организованной сети социальных отношений.

Пример: взаимодействующих в учебной подсистеме и подсистеме внеклассной деятельности

Пример: сеть дружеских подсистем, которые действуют в основном в рамках школьного (дворового) мира

Выявлены трудности построения конструктивных стратегий межличностного взаимодействия в группах подросткового сообщества:

- в условиях конкуренции подросток может быть препятствием на пути другого в удовлетворении интересов и потребностей, т.к. один, получая «награду», лишает ее другого;

- личности не могут вместе жить и работать из-за различных психологических различий между ними или они не в состоянии прийти к единому мнению;

– неправильное восприятие и понимание друг друга;

 – недостатки в характере человека (агрессивность, неуживчивость, зависть, непорядочность и т.д.).

 – преднамеренное провоцирование на конфликты других.

У старших подростков складываются две системы взаимоотношений: одна – со сверстниками, другая со взрослыми. Отношения со сверстниками равноправные, а другие – неравноправные. Подросток начинает больше времени проводить со сверстниками. Отношения в группе сверстников становятся устойчивыми и начинают подчиняться более строгим правилам.

Современные исследования показывают, что всех подростков по склонности к межличностным проблемам можно подразделить на три группы:

- устойчивые к конфликтам (ассертивное поведение);

- удерживающиеся от конфликтов (неуверенное поведение);

- конфликтные (агрессивный стиль межличностного общения).

Ключевые моменты стратегии поведения взрослых в конфликте по отношению к подростку:

- контроль и руководство, так как подросток еще нуждается в этом;

- освобождение от излишних опеки, контроля, навязчивой заботливости;

- недопустимы категорические распоряжения и приказы, безапелляционные требования, грубые и резкие их формы, оскорбляющие достоинство и самоуважение подростка.

В руководстве старшими подростками есть одно условие: чтобы иметь авторитет у детей этого возраста, надо его завоевать. Подростки улавливают противоречия во взглядах старших и не воспринимают конструктивно расхождение между тем, что взрослые утверждают и тем, как они сами поступают.

Основными причинами межличностных проблем в среде подростков могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.

Чтобы определиться со свойственной подростку стратегией необходимо выяснить это. Для выяснения применяется диагностика – существуют опросники и тесты, например, опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте» [9].

К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов, которые схожи с приведенными в таблице 1:

1. соревнование (конкуренция);

2. приспособление;

3. компромисс;

4. избегание;

5. сотрудничество.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха - при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В таблице 4 нами представлена динамика степени выраженности стратегий поведения подростков в конфликтах (в % от общего количества опрошенных)

 Таблица 4

Динамика степени выраженности стратегий поведения подростков в конфликтах (в % от общего количества (50 человек) опрошенных)

Стратегии поведения

Констатирующий

эксперимент

%

Контрольный

эксперимент

%

соперничество

27

9

компромисс

23

23

избегание

18

9

приспособление

9

5

сотрудничество

9

32

соперничество и компромисс

9

-

избегание и компромисс

5

-

сотрудничество и компромисс

-

9

стратегии выражены одинаково

-

13

Поэтому в дальнейшем, в ходе экспериментального изучения межличностных проблем в среде подростков, необходимо, в первую очередь, анализировать именно эти черты их характера.

Конструктивная личность при возникновении межличностных проблем ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, стремится к людям, используя стратегию сотрудничества.

Стиль сотрудничества, по мнению Зимней И.А. [10], отличается высокой степенью личного участия и разрешить межличностный конфликт объединением обоюдных усилий с другими. Подростки, использующие данный стиль, обычно обладают следующими характеристиками:

- рассматривают конфликт как нормальное событие, помогающее и если им правильно управлять, ведущее к более творческому решению;

- проявляют доверие и откровенность в отношении других;

- признают, что при исходе конфликта, устроившего обе стороны, все его участники как бы берут на себя обязательство в рамках общего решения;

- считают, что участники конфликта имеют равные права в его разрешении и точка зрения каждого имеет право на существование;

- полагают, что никто не должен быть принесен в жертву в интересах всех.

Поэтому такие подростки открыты к общению, динамичны, обращают на себя внимание и создают о себе благоприятное впечатление. Но их очень мало. В силу сложившихся обстоятельств, остальным необходима помощь взрослых: родителей в первую очередь, учителей и преподавателей, воспитателей в детских домах и интернатах, социальных педагогов.

Социальная помощь проявляется преимущественно как «помощь с целью самопомощи», как считает Зимняя И.А. и отмечает, что социальная педагогика как отрасль системы воспитания детей, представляет собой деятельность, направленную на конкретного подростка и способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения его личности и окружающего социума; поиска адекватных способов общения с ним; выявления средств, помогающих подростку самостоятельно решать свои проблемы [10].

Социально-педагогическая деятельность реализуется в виде комплекса профилактических, реабилитационных мероприятий, а также путем организации различных сфер жизнедеятельности детей и опирается на следующие принципы:

- индивидуально-личностный подход к ребенку;

- положительные стороны личности ребенка-основа;

- объективность подхода к ребенку;

- конфиденциальность.

Такая деятельность направлена на преодоление подростками определенных негативных установок, представлений, ценностей, мотивов, стереотипов поведения, а также формирование новых для достижения успешной социализации личности в обществе.

Для этого решаются следующие задачи:

- укрепление физического и психического здоровья ребенка путем осуществления комплексных мероприятий психолого-педагогического плана;

- формирование у подростка позитивных ценностных ориентаций;

- воспитание активной личности с положительной самооценкой;

- формирование у конфликтующих подростков общих интересов и увлечений путем осуществления совместной деятельности.

- формирование навыков «выживания» в современном обществе;

- формирование основ правовой культуры ребенка.

Основные направления в работе с подростками, оказавшимися в конфликтной ситуации [11]:

1) повышение уровня социальной адаптации конфликтного подростка, посредством его личностного развития;

2) профилактика межличностных проблем в среде подростков через обучение и воспитание для формирования у них отрицательного отношения к конфликтам;

3) просветительская работа с родителями с целью оздоровления семьи, культуры взаимоотношений между членами;

4) социальная и психологическая реабилитация;

5) посредническую деятельность между ребенком и обществом, нацеленная на ликвидацию факторов риска возникновения межличностных проблем в среде подростков.

Таким образом, действенная работа по созданию здоровых межличностных отношений базируется на следующих функциях педагога-психолога:

- диагностика - сбор информации о подростках, склонных к конфликтам, об их семьях, изучение и оценка конкретных особенностей их личности;

- прогностическая - разработка конкретных социально-педагогических программ работы с подростками, склонными к конфликтам, нацеленная на конечный результат социальной адаптации, коррекции или реабилитации;

- образовательно-воспитательная работа - отбор содержания социально- педагогической деятельности, методов ее осуществления:

- определение качеств, которые должны быть воспитаны у подростка в процессе его реабилитации;

- обеспечение педагогического влияния на поведение и деятельность подростков, устранение ошибок в его воспитания и образовании.

Именно воспитательная функция социального педагога (не обучающая, и не образовательная), распространяющаяся не только на детей и подростков, но и на взрослых, является главной. Если кратко: совет, консультация, защита.

Выводы:

Формирование конструктивных стратегий старших подростков в межличностных отношениях успешно, если:

- учтены возрастные, индивидуально-типологические особенности и межличностные отношения в коллективе старших подростков;

- создан благоприятный психологический климат в коллективе подростков старшего возраста;

- формирование эмоционально-ценностного поведения в межличностных отношениях;

- выработка конструктивных стратегий разрешения возникающих конфликтов подростков с использованием различных методов обучения - рассказа, объяснения, беседы, дискуссии, метода примера, игры, метода анализа ситуаций;

- социально-психологическое обучение и психологическое просвещение родителей и педагогов. 

Ссылки на источники

  1. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010 – 112 с.
  2. Педагогическая психология: практикум / под ред. Л.А. Регуш, В.И. Долговой, А.В. Орловой. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – 304 с.
  3. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Психолого – педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. –  111 с.
  4. Сгурская Л.В. Межличностные взаимоотношения учащихся и их изучение. - Калининград, 2009. - 119 c.
  5. Степанова Н.В., Маликова В.А. Формирование адаптивного поведения старших подростков в межличностных конфликтах Оренбург: Изд-во ОрГМА, 2011.- 232 с.
  6. Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: Монография – М.: Изд-во «Перо», 2014. – 173 с.
  7. Зимняя И.А. Педагогическая психология - М.: ЛОГОС, 2007. - 384 с.
  8. Савина Н.Г. Психолого-педагогические рекомендации по формированию конфликтоустойчивости подростков средствами социально-психологического тренинга // Культура и образование: от теории к практике. - Киров: Кировское областное государственное автономное образовательное учреждение СПО «Вятский колледж культуры». – 2015 г. - С. 307-311. www.cspu.ru/servic.