Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы профилактики эмоционального выгорания педагогов; разработана и представлена модель психолого-педагогической профилактики эмоционального выгорания педагогов образовательной организации. Авторская программа реализации модели включает - создание благоприятного психологического климата; развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции; повышение знаний по теме эмоциональное выгорание учителей предметников; профилактика эмоционального выгорания.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, психолого-педагогическая профилактика, благоприятный психологический климат; регуляция эмоционального состояния, саморегуляция.
 

Профилактическая деятельность по сохранению здоровья сотрудников школы имеет большое практическое значение как для отдельно взятого педагога, так и определяется как важная государственная задача в плане профилактики хронических психосоматических заболеваний.

Более актуальной задачей является решение проблемы саморегуляции психологического состояния педагога – это первостепенная психологическая проблема, актуальная для профессионального развития сотрудников образовательной организации. В последние десять лет актуальность проблемы сохранения здоровья педагогов в школах является особенно значимой в связи с изменением закона об образовании, введением ФГОС и т.д. стала особенно острой.

Синдром выгорания в профессии является значимым фактором инактивации созидательных тенденций в школе, фактором временной нетрудоспособности и инвалидизации, барьером в создании инновационного потенциала школе.

Одной из серьезнейших проблем современной школы в данный момент считается эмоциональное выгорание педагогов образовательной организации, ему чаще всего подвергаются люди, возраст которых переходит границу тридцатипятилетнего возраста.

Таким образом, когда педагог накопил довольно большой опыт в своей профессии, имеет высшую категорию, владеет большим объемом приемов работы с детьми, изучил множество методик преподавания. В этом возрасте в большинстве случаев семья у педагога создалась, дети стали большими, быт налажено. Но внезапно происходит спад в рабочей активности, пропадает энтузиазм, повышается тревожность, агрессивность, педагог начинает видеть все в черном цвете и даже может уйти со своего места работы, о так же сменить сферу рабочей деятельности на диаметрально противоположную.

Проблема эмоционального выгорания рассматривается в психологической науке достаточно широко. Современные научные исследования данного феномена указывают на распространенность данного синдрома среди педагогических работников. Также имеется ряд работ, указывающих на то, что данный феномен в целом характерен для профессий сферы «человек – человек» (Горелова Г.Г., Долгова В.И., Мельник Е.В., [1, 2, 3]).

Среди исследований посвященных проблеме выгорания в настоящее время важное место, занимают работы, касающиеся труда учителя. Такие особенности педагогическая деятельности как наличие большого числа стрессогенных факторов, сложность педагогических ситуаций формируют высокую подверженность учителей эмоциональному выгоранию.

Эмоциональное выгорание - это такое эмоциональное состояние, когда человек работает уже на пределе своих возможностей. Эмоциональное выгорание появляется постепенно, его развитие разделено на три стадии:

На первой стадии педагог перестает остро воспринимать окружающую действительность. Внешне ему кажется, что происходящие вокруг не приносит ему дискомфорта, но если оценить его душевное состояние, то можно отметить, что присутствует чувство пустоты и одиночества.

На второй стадии педагог начинает выражать свой негатив по отношению к участникам образовательного процесса. Постоянно ищет виноватых в своих неудачах. Старается перекладывать ответственность своих ошибок на других. С пренебрежением отзывается о своих учениках их родителях, а так же коллегах и руководстве. На первых парах педагог старается сдерживать такие негативные проявления, но с нарастанием симптома уже не может контролировать собственные эмоции.

Когда же наступает третья стадия развития эмоционального выгорания к педагогу приходит равнодушие и безразличие к происходящему вокруг. Учитель просто выполняет свои обязанности, но уже без интереса, без инициативы. Выдает детям необходимую программу, но не более того. С родителями подчеркнуто холоден, за учеников не переживает, не отстаивает интересы класса перед коллегами и руководством.

Исходя из этого, не теряет своей актуальности поиск факторов и технологий, способствующих снижению возможности возникновения и развития эмоциональному выгорания педагогов образовательной организации, помогающих сохранить психологическое здоровье педагога и высокий профессионализм его деятельности.

В исследованиях, посвященных описанию феномена выгорания можно выделить три основных подхода:

а) индивидуальный;

б) межличностный;

в) организационный.

Каждый из существующих подходов описывает процесс возникновения данного явления на отдельных уровнях, существующих автономно и независимо друг от друга. Это способствует тому, что появляется тенденция к преувеличению значимости тех или иных факторов, в частности к гиперболизации значимости либо личностных факторов, либо факторов, связанных с производственными стрессами.

Наиболее эффективным методом в психолого-педагогических исследованиях, является метод моделирования, его используют такие современные исследователи как В.И. Орёл, В.И. Долгова, Я.Т. Жакупова, В.В. Лукьянова и др. [4, 5, 6, 7].

Процесс создания модели достаточно трудоемкий, исследователь как бы проходит через несколько этапов.

Первый - тщательное изучение передового опыта, связанного с интересующим исследователя явлением, анализ и обобщение этого опыта и создание гипотезы, лежащей в основе будущей психологической модели.

Второй - составление программы исследования, организация практической деятельности в соответствии с составленной программой, внесение в неё коррективов, подсказанных практикой, уточнение первоначальной гипотезы исследования, взятой в основу модели.

Третий - создание окончательного варианта модели. Если на втором этапе исследователь как бы предлагает различные варианты конструируемого явления, то на третьем этапе он на основе этих вариантов создает окончательный образец того процесса (или проекта), который собирается воплотить.

В ходе нашего исследования была составлении модель профилактики эмоционального выгорания педагогов образовательной организации, которая включает в себя 4 блока:

Первый диагностический блок.

Цель: диагностика эмоционального выгорания педагогов, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической профилактики.

Рабочая деятельность начинается с подбора диагностического инструментария, непосредственно обследования, в ходе которого и собираются сведения о каждом педагоге, составляется индивидуальная карта в которой фиксируются результаты обследования. Полученная информация помогает наметить направления профилактической работы и разработать рекомендации для ее успешной реализации.

На основе данной информации, а также наблюдения педагогах в разных ситуациях составляется педагогическая характеристика), которая помогает не только в работе с данным педагогом, но и указанием направлений работы для других специалистов.

Для более эффективной работы с данными полученными в ходе первичной диагностики используется графический метод обработки информации – диаграммы. Такой метод позволяет наглядно рассмотреть результаты исследования и более глубоко проанализировать информацию.

Психолого-педагогическая профилактика.

Цель: гармонизация и оптимизация развития испытуемого, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятельности.

В ходе реализации данного блока апробируется программа профилактики эмоционального выгорания педагогов образовательной организации.

Цель программы: профилактика эмоционального выгорания педагогов образовательной организации.

Задачи программы:

- создание благоприятного психологического климата;

- развитие способностей регуляции эмоционального состояния, освоение способов саморегуляции;

-повышение знаний по теме эмоциональное выгорание учителей предметников;

- профилактика эмоционального выгорания;

Формы работы с группой: фронтальная работа, работа в подгруппах (3-4 чел.), работа в диадах, индивидуальная работа, мини-лекции, индивидуальные и групповые упражнения, методы релаксации.

Методы работы с группой: беседа-дискуссия, игровые упражнения (психотехнические игры и упражнения, деловая игра).

Ожидаемый результат: Реализация программы позволит:

Проанализировать социально-психологический климат в коллективе, с точки зрения основных показателей здоровья коллектива.

Определить причины психического, снятие симптомов выгорания и предотвращения эмоционального напряжения.

Повысить уровень информированности участников о способах предотвращения или снятия негативных индивидуально-психологических состояний, эмоционального напряжения.

Сформировать у них основы сознательной установки на создание системы социально-психологической поддержки в коллективе.

Способы и методы проверки эффективности программы: до и после реализации программы проводится диагностика по методикам:

• модифицированный вариант методики личностного опросника диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко,

• методика для оценки синдрома «выгорания» в профессиях системы «человек - человек» (Н. Е. Водопьянова),

• анкета Э. Ховарда «Как сильно ты подвержен стрессу».

После этого по средствам метода математической статистики t-критерия Вилкоксона было поведено сравнение полученных данных в ЭГ и КГ.

Структура программы.

Программа рассчитана на 5 занятий по 3 академических часа в неделю. Занятия проходят в тренинговой форме.

Весь цикл занятий разделен на 3 блока.

Установочный блок включает в себя 1 занятие, направленное на знакомство педагогов с ведущим и с предлагаемой темой, установку доброжелательного контакта, личное и групповое целеполагание.

Основной блок состоит из 3-х занятий, которые предполагают повышение знаний по тематике работы, измеряющих уровень и корректирующих уровень эмоционального выгорания.

Завершающий блок содержит последние занятия и предполагает закрепление полученного опыта через продуктивную совместную деятельность.

Форма реализации программы.

Реализация программы предполагает цикл групповых занятий с педагогами. Целевая группа – педагоги образовательной организации. Наполняемость группы – 10-12 человек (так как участие в исследовании принимало 44 педагога они были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 22 человека. Для эффективной реализации программы экспериментальная группа была разделена на две подгруппы по 10 и 12 человек соответственно).

Занятия проводит педагог-психолог образовательного учреждения.

Общая продолжительность 15 часов. Программа рассчитана на 5 занятий по 3 академических часа в неделю. Занятия проходят в тренинговой форме.

Для занятий необходим просторный зал, стулья, столы. Компьютер, проектор, колонки. Для занятия 4: аромалампа, массажные коврики, музыкальное сопровождение, массажеры для ладоней (грецкий орех, морские камушки).

Занятие 1.

Цель:

- знакомство участников с особенностями работы в тренинговой группе,

- выявление ожиданий участников от предстоящей работы

Занятие 2.

Цель: повышение знаний по теме «Эмоциональное выгорание»

Занятие 3.

Цель: моделирование своей профессиональной деятельности

Занятие 4.

Цель: снятие мышечного напряжения. Расслабление

Занятие 5.

Цель:

- подведение итогов работы группы, оценка результатов тренинга,

- прогнозирование возможных путей продолжения исследования проблемы и поиска ее решений в данном коллективе

 

 Рисунок - 1 Модель профилактики эмоционального выгорания педагогов образовательной организации 

Второй диагностический блок.

Цель: измерение психологического содержания.

Проводится повторная диагностика по ранее выбранным методикам. Результаты так же заносятся в индивидуальные карты педагогов.

Общие результаты были представлены в виде таблиц и сравнительных диаграмм, что позволило более наглядно рассмотреть полученные данные.

Анализ полученных результатов.

Цель: измерение динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Критерии оценки эффективности психологической профилактики требуют учета структуры дефекта, механизмов его проявлений, анализа целей профилактики и используемых методов психологического воздействия. Результаты профилактической работы могут проявляться. У педагога в процессе работы с ним, к моменту завершения данного процесса и на протяжении длительного времени после окончания занятий.

Далее были составлены индивидуальные рекомендации для каждого педагога по профилактики эмоционального выгорания.

Вывод:

Проведенный анализ показал, что профилактика эмоционального выгорания педагогов образовательной организации должна включать в себя как минимум 4 блока: два диагностических, один профилактический и один аналитический. Все блоки должны быть взаимосвязаны, так как при составлении модели, а так же при проведении самого исследования нужно руководствоваться принципом целостности и логичности изложения материала.

Представленные нами блоки связаны единой целью – профилактика эмоционального выгорания педагогов образовательной организации.

Ссылки на источники 

  1. Горелова Г.Г. Личность и профессия: Профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного» кризиса. ― Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. – C 45-47.
  2. Долгова В.И., Мельник Е.В. Моделирование процессов формирования профессиональной коммуникативной компетентности// В сборнике: Forms of social communication in the dynamics of human society development Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 66-69.
  3. Долгова В.И. Проявление рефлексивного компонента системы профессионально важных качеств будущих педагогов-психологов / Травматизм, психологическая безопасность, сопротивляемость и культура: мат. Международной конф. (г. Челябинск, 26-28 апреля 2007 г.): в 2-х ч. – Челябинск: изд-во ЧГПУ, 2007. – С. 147-151.
  4. Орёл В.Е. Синдром выгорания в современной психологии: состояние, проблемы, перспективы // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий . - Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008. - С. 55-82.
  5. Долгова В.И. Понятие «восприятие эмоций» в психологии / Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: материалы XII Международной науч.-практич.конф. 16-17 мая, 2005 г. – Челябинск: изд-во ИИУМЦ «Образование», 2005. – Ч.1. – С.105-107.
  6. Лукьянова В.В. Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий: коллективная монография. – Курск, 2008. – 336 с.
  7. Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Моделирование эмоционально-коммуникативной культуры (на примере подготовки педагогов-музыкантов)// В сборнике: Forms of social communication in the dynamics of human society development Materials digest of the XXXVII International Research and Practice Conference and the III stage of the Championship in philological, historical and sociological sciences. (London, December 05 - December 10, 2012). Chief editor - Pavlov V. V.. – London, 2013. – С. 69-71.