Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Кружковая работа несет большие воспитательные возможности. Посредством включения детей в этноискусство формируются необходимые качества личности. В ходе эксперимента мы видим, что, чем больше ребенок вовлекается в этот процесс, тем больше у него возникает желание узнать о культуре и традициях своего народа.
Ключевые слова: эстетическая культура, кружковая работа, младший школьник. 

В рамках единого федерального государственного стандарта формируется новая образовательная система воспитания российской гражданской идентичности личности, позволяющая рационально и гармонично соотносить этнокультурную, национально-региональную, общероссийскую и общечеловеческую составляющие в воспитание с учетом возрастных психофизиологических особенностей развития ребенка [3].

Одной из главных особенностей, как общеобразовательной школы, так и учреждений кружковых работы детей является воспитать через искусство интерес и уважение к культуре своего народа, сохранить и передать национальную самобытность, материальные, духовные и эстетические ценности через художественное образования. Наша Республика Саха (Якутия) – один из замечательных уголков России. В художественной культуре якутов народное искусство представляет явление яркое и сильное, неразрывное с историей, трудовой деятельностью и домашним бытом народа [1].

Например, в условиях полиэтнического состава учащихся в некоторых школах якутской гимназии (90% составляют русские и украинцы,10% другие национальности). Здесь создаются условия для организации воспитательной работы по развитию межнациональных взаимоотношенй. В учебной и внеклассной деятельности формирование поликультурной компетенции реализуется через интеграцию нескольких учебных предметов: якутский, русский, иностранные языки, культура народов РС(Я), русская литература, мировая художественная культура, в которых происходит развитие индивидуальных интересов, и взгляд на мир эстетически расширяется, приобретенные ими собственного социально- культурного опыта [2].

Для изучения художественно-эстетической выразительности развития младшего школьника исследовалась система работы по дополнительному образованию художественно - эстетической направленности. Данная работа проводилось на базе начальной школы города Якутска МБОУ №17 3 “г” классе.

В эксперименте были проведены Беседа - Вопросник, тест, анкета. При отборе методов воспитания опирались на классификацию методов воспитания (И.Г. Щукина, Д.Б. Лихачев,  М.М. Рукавицин).

На констатирующем этапе опытной работы проведена диагностика сформированности эстетической культуры младших школьников. Применяемая нами система методов охватывала мотивы, знания и умения об эстетических направлениях.

На формирующем этапе нами была разработана кружковая программа «Красоты культуры Севера» в эту программу мы внесли систему занятий с этническим компонентов, для развития эстетических качеств культуры народов севера.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что под воздействием этнокультурного развивающего художественно-эстетической среды формирующего эксперимента у подростков значительно возрастает, чем в констатирующем этапе стремление к действенному освоению эстетических явлений.

Таким образом, реализация программы формирования эстетической культуры школьников посредством кружковой работы становится эффективной, когда осуществляется на основе принципа этнокультурной художественно-эстетической развитии кружковых занятий.

Условия эффективного формирования эстетической культуры:

- Учет возрастных особенностей.

- Благоприятная среда.

- Многопрофильное учреждение кружкового образования детей.

Ссылки на источники

  1. Поликультурное образование. Народное образование Якутии № 2 (82) 2012г. 131 с.
  2. Школа, семья, общество Народное образование Якутии № 3 (83) 2012 г. 177- с
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2010.- 31 с.- (Стандарты второго поколения).