Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Автором описан опыт работы с учащимися старших классов по спецкурсу «Журналистиа». Спецкурс осуществляется в рамках довузовской подготовки с целью профессионального самоопределения учащихся.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное становление, учащиеся старших классов. 

Современный этап развития общества, характеризуемый сложностью и неоднозначностью процессов, происходящих на рынке труда, требует качественных изменений в подготовке выпускников общеобразовательных школ к успешному вхождению в социальный и профессиональный мир, к выбору будущей профессии.

В данных условиях необходимо существенное переосмысление целей и задач воспитательно – образовательного процесса школ, создание условий для формирования и самореализации компетентного, творческого, развивающегося человека, способного адаптироваться в быстро меняющейся обстановке; принимать самостоятельные ответственные решения; конкурировать на рынке труда, постоянно совершенствуясь в профессии; уметь реализовать себя в различных социальных ролях и видах общественных работ.

Для этой цели в школе был введен эксперимент по социально-профессиональному самоопределению учащихся, продолжением которого является проводимая нынче допрофессиональная подготовка старшеклассников. Она направлена на то, чтобы выпускники более успешно прошли социализацию, социальную адаптацию, а для того, чтобы каждый выпускник успешно реализовался в жизни, нужно, чтобы он перепробовал себя в различных сферах деятельности. Для этого он должен в ранней жизни приобщиться к различным профессиям.

      С 2002 года проводятся в школе спецкурсы для старшеклассников с выдачей свидетельств о присвоении квалификационных категорий. Для этого используются часы 4-х штатов мастеров производственного обучения и кружковые занятия. Проучившись 2 года, старшеклассники получают свидетельства о присвоении квалификационных категорий по следующим специальностям: «Продавец – кассир – контролер III разряда», «Повар – кондитер III разряда», «Делопроизводитель», «Столяр 3 разряда», «Водитель категории «В» и «Журналистика».

За 10 лет работы над темой эксперимента нами выдано всего 179 документов.

Спецкурс «Журналистика» проводится с 2012-го года. До этого 10 лет велся кружок«Мы – будущие журналисты» в рамках студии «Юный филолог».

В настоящее время заключен договор о совместном сотрудничестве с отделением журналистики филологического факультета СВФУ на 2 года.

Согласно договору в спецкурсе должны осуществляться следующие виды деятельности:

1) Обучение учащихся первоначальным журналистским навыкам в соответствии с принятыми  программами и учебными планами (10-11кл.)

2) Прохождение практики в виде опубликования статей и других произведений в периодической печати (улусные газеты «Эркээйи», «Эркээйи-экспресс), республиканские детские газеты: «Юность Севера», «Кэскил», «Бэлэм буол»)

3) Организация выезда преподавателей и студентов отделения «Журналистика» и обучение учащихся на базе школы.

4) Проведение профориентационной беседы студентами отделения журналистики среди учащихся, учителей и родителей школы.

5) Организация экскурсий юнкоров в редакции газет, СВФУ, типографии.

 Программа спецкурса рассчитана на 2 учебных года. Общее количество часов – 272, из них на теоретическую часть отводится 102 часа, на практику – 170.

Занятия в спецкурсе «Журналистика» развивают такие важные личностные качества, как коммуникабельность, эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, ответственность за порученное дело, способствуют ориентации на профессию журналиста, могут сказываться на профессиональном самоопределении.

Занимаясь в спецкурсе, учащиеся знакомятся с историей журналистики республики, учатся писать статьи на различные темы, в том числе проблемного характера, сочинения, эссе, стихи, учатся брать интервью, делать репортажи с места событий и т.д. Кроме этого, овладевают навыками редактирования текста, умением отбора необходимого словесного материала из черновых заметок, умением письменно излагать свою мысль.

Актуальность: Инновационная деятельность нашей школы заключается в настоящее время в формировании у старшеклассников социально-профессионального самоопределения посредством индивидуализации дополнительного и дуального образования. Совместная работа руководителя и юного корреспондента над материалами для публикаций, индивидуальный подход к каждому члену спецкурса соответствуют содержанию и тематике инновации, осуществляемой в школе.

Цель:Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений профессии журналиста, создание постоянно действующего актива юнкоров.

Задачи спецкурса:

- расширение кругозора подростков.

- привитие навыков замечания интересных фактов, событий в повседневной жизни.

- обучение методике создания журналистских материалов, устным публицистическим выступлениям, умению четко и понятно высказывать свои мысли на бумаге.

- развивать творческие способности школьников, осуществлять выпуск стенгазет, стендов и др.

- поддерживать связи с редакциями улусных и республиканских газет.

- воспитывать чувство национального достоинства, патриотизма и интернационализма.

      Направления деятельности:

1. Информационная. Спецкурс «Журналистика» призван оперативно и достоверно передавать информации о событиях и фактах из жизни школы и села.

2. Образовательная. Занятия в спецкурсе и работа над подготовкой материалов для публикации способствуют привитию навыков грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, расширению представления о языковых особенностях разных стилей речи, умению составлять жанры публицистики, тезисы и конспекты статей и т.д. Использование ИКТ в процессе подготовки материалов для публикации способствуют расширению кругозора и обучению навыкам работы на компьютере. В ходе экскурсий юнкоры знакомятся с деятельностью редакций газет, журналов типографий, со спецификой работников данной профессии.

3. Воспитательная. Занятия в спецкурсе «Журналистика» позволяют сообща решать возникающие вопросы и проблемы, что формирует общественное мнение, воспитывают у школьников гражданскую позицию.

4. Коммуникативная. В процессе работы над материалами для публикаций, над выпуском стенгазет, бюллетеней учащиеся вступают в общение с разными людьми: жителями села, с учителями, одноклассниками, родителями, с руководителями школы, различных предприятий, с общественниками и молодежью. Такое общение, без сомнения, развивает коммуникативные качества учащихся.

Выводы.Занятия в спецкурсе «Журналистика» не только расширяют кругозор учащихся, воспитывают у школьников гражданскую позицию, но и способствуют привитию навыков грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, расширению представления о языковых особенностях разных стилей речи, умению составлять жанры публицистики, тезисы и конспекты статей и т.д.

Использование ИКТ в процессе подготовки материалов для публикации способствует обучению навыкам работы на компьютере.

Наличие в школе юнкоровского поста помогает достоверно передавать информации о событиях и фактах из жизни школы и села, оперативно решать возникающие вопросы и проблемы.

Литература:

  1. Мордовская А.В., Панина С.В., Макаренко Т.А. Основы профориентологии. Учебное пособие для бакалавров. М.: Юрайт, 2011