Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблеме изучения основных направлений профориентационной работы, организации профориентации среди учащихся старшей ступени.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная работа, учащихся старшей ступени, дополнительное образование.

В настоящее время профориентационная работа с учащимися должна стать одной из приоритетных направлений в системе образования. 

Современное понимание профессиональной ориентации базируется на концепции профессионального развития и определяет ее как систему средства по активизации профессионального самоопределения учащегося, рассматривает его как субъекта выбора и построения жизненной и профессиональной карьеры [1].

Проблемой изучения основных направлений профориентационной работы на старшей ступени школы занимались авторы Н.Н. Захаров, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова и др. [2,3,4,5]. Особенностью всех этих исследований является личностные аспекты профессионального самоопределения и процесс подготовки учащихся к осознанному выбору профессии.

Одним из направлений профориентационной работы мы называем организацию и методическое обеспечение работы в учреждениях дополнительного образования. В настоящее время благодаря организациям дополнительного образования учащиеся могут развивать свои творческие способности, быть занятым, правильно организовать свое время. То есть появляется возможность выбрать профессию заранее, опираясь на личные предпочтения, профессиональные интересы в той или иной сфере.

В данной работе объектом исследования является процесс профессионального самоопределения и выбора профессии учащимися старшей ступени Детской школы-студии архитектуры и дизайна при Союзе Архитекторов Якутии.

В качестве примера мы приводим профориентационное занятие на тему: «Профессия дизайнера. Какими личностными качествами нужно обладать, чтобы стать успешным дизайнером» среди обучающихся школы-студии.

Занятие начали с рассказа об известном графическом дизайнере Микаэле Шегеряне, в процессе которого ознакомились с его взглядами на профессию, собственную формулу успеха, ценными советами как собрать хорошее, емкое портфолио и многое другое. Далее перешли на личностные качества, которыми должен обладать успешный дизайнер. А также о том, кто такой дизайнер, чем он занимается и самое главное, какие направления есть в профессии дизайнера, и в какие вузы нашей страны и зарубежья можно поступить.

Проведя занятие с учащимися старшей ступени, которым уже пора профессионально определиться, мы помогли получить представление о том, чем занимается дизайнер, какие обязанности выполняет, плюсы и минусы в профессии, с чем придется столкнуться и как заранее решить проблему с портфолио. Впоследствии нами выявлено, что старшеклассники стали организованнее, собраннее, появился интерес к профессии, стремление узнать больше информации о профессии, об успешных дизайнерах, увидеть их работы, и оказаться в рядах профессиональных дизайнеров.

Ссылки на источники

  1. Грачева О.Г. Особенности профессионального самоопределения выпускников средней школы / О.Г. Грачева. http://mosi.ru/ru/conf/articles/gracheva-og-osobennosti-professionalnogo-samoopredeleniya-vypusknikov-sredney-shkoly
  2. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: Учебное пособие для студентов-слушателей фак. обществ, профессий / Н.Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988. – 272 с.
  3. Климов Е.А. Как выбрать профессию? / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 1984. - 160 с.
  4. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы) / Н.С. Пряжников.- М.: ВАКО, 2005.- 288 с.
  5. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 128 с.