Аннотация. В данной работе рассмотрен процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников. А также необходимость педагогического руководства данным процессом.
Ключевые слова: ценностные ориентации, личность, нравственное развитие, формирование, младший школьник.
Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности. Ценностные ориентации образуют совокупность важнейших качеств внутренней структуры личности и являются основой сознания, поведения, непосредственно влияют на ее развитие.
Конкретная система ценностных ориентаций и их иерархия выступают регуляторами развития личности. Они служат критерием норм и правил поведения личности, по мере усвоения которых происходит ее социализация. Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций – один важнейших результатов социализации личности [1].
С целью выявления ценностных ориентаций младших школьников был проведен опрос в Усть Алданском улусе в Тюляхской СОШ им. Д.Д. Оллонова среди учащихся младшего школьного возраста. Исследования проводились при помощи диагностической методики «Цветик-семицветик», ребенку предлагался цветок, который представлял собой листок бумаги, вырезанный и раскрашенный в виде семилепестковой ромашки. Затем дети должны были написать семь своих заветных желаний на семи лепесточках цветка. После сбора данных был проведен анализ результатов.
Составив иерархию предпочтений по ценностным ориентациям младших школьников, можно сделать следующий вывод: в ценностных ориентациях современных младших школьников главенствующее место занимают материальные потребности - 64%, а вот ценности связанные с учебой занимают одно из последних мест около 9%. Поэтому в данных классах следует повысить работу по мотивации учения школьников.
Таким образом, на основе анализа полученных данных по изучению процесса формирования ценностных ориентаций, можно заключить, что ценностно-ориентационная сфера младшего школьника очень сложна и неоднородна, но при ее формировании большое значение имеет педагогическое руководство.
Литература:
1.Кирилова H.A. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. /Вопросы психологии, № 4, 2000.