Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Рассмотрены основные педагогические условия при организации сотрудничества семьи и школы в формировании этнокультурной компетенции.
Ключевые слова: педагогические условия, школа, семья, семейно-педагогическое сотрудничество, этнокультурная компетенция, проектная технология. 

В современном мире новые информационные технологии стали неотъемлемой частью культурной среды, и, несомненно, являются одним из важных факторов становления личности. Интернет, популярные сайты и компьютерные игры, фильмы, мода, клипы прямо или косвенно пропагандируют западные культурные ценности, что приводит к замещению родной культуры «инородной», смещению культурных границ, непониманию своеобразия и ценности родной культуры. Решение этой проблемы возможно лишь совместными усилиями всего общества, в частности семьи и школы. Семья и школа несут ответственность в воспитании личности, должны помочь познакомиться с многообразием культур народов нашей страны и других стран, глубже познать родную культуру, осознать ее [5]. Для этого нужно уделять внимание этнокультурному воспитанию, приобщению детей к культуре своего народа; развитию национального самосознания; воспитанию доброжелательного отношения к представителям разных этнических групп.

 Приобщение детей к культуре своего народа, формирование национального самосознания  стали важными задачами современной школы и семьи. С целью развития у детей интереса к изучению родного края, культуры  классному руководителю совместно с родителями можно распланировать и провести разнообразные формы работы в классе. Например, познавательные учебные экскурсии по значимым местам родного края (по республике совместно с родителями мы организовали выезды на Табагинский мыс, в поселок ямщиков Еланка Кангаласского улуса, Краеведческий комплекс «Дружба» Усть-Алданского улуса, краеведческий музей «Самартай» Кангаласского улуса, музей с.Черкех Таттинского улуса, «Музей олонхо» Техтюрского наслега Мегино-Кангаласского улуса и др., походы по интересным и красивым местам родного края: железнодорожные мосты речек Мылла и Тамма Мегино-Кангаласского улуса, посетили Музей Героя ВОВ Федора Попова в с. Сыымах Мегино-Кангаласского улуса, по России выезды «Две столицы: Москва-Питер», «Золотое кольцо», «Восхождение на Эльбрус»).

Как отдельную форму работы с семьей можно выделить создание школьных музеев (в Саха гимназии два музея: «Музей народной педагогики», «Музей Й.Миттерли – мецената гимназии»), уголков различной тематики: коллективный сбор старинных вещей, фотографий, книг, коллекций (например, в Саха гимназии представлена Коллекция кукол из разных стран в национальной одежде), оформление информационных стендов, связь с родными писателей, дизайн интерьера музея – предполагает совместные усилия учителей, родителей и детей. 

Якутский ысыах - самый главный праздник в Якутии. Слово «ысыах» дословно можно перевести как «изобилие», связан с культом солнечных божеств, с религиозным культом плодородия. Во многих школах республики, в том числе в Саха гимназии г. Якутска, в конце мая проводится общешкольный фольклорный праздник «Ысыах» - как символ успешного окончания учебного года и радостная встреча благодатной для детей поры - лета. Данное этнокультурное мероприятие как совместный проект школы и семьи имеет цель создания педагогических условий и средств, обеспечивающих целенаправленное последовательное формирование и развитие этнокультурных традиций в процессе коллективной творческой проектной деятельности. Можно отметить следующие принципы проектной технологии [4]:

- опора на активность, сознательность и самостоятельность творческого сообщества;

- обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;

-построение обучения и воспитания через специально организуемую деятельность и общение.

Можно выделить следующие этапы работы над коллективно-творческим проектом «Ысыах» в каждом классе:

1) Установочное собрание с родителями и детьми, определяющее главную идею предстоящего мероприятия, выбор рабочих тем, постановку целей (например, Ысыах, посвященный Году Арктики);

2) Создание рабочих групп (включаются родители, дети, учителя) по направлениям проекта: группа по организации соревнований по национальным видам спорта, группа ответственная за этно-дизайн и оформление «түhүлгэ» (компактное место для расположения классного коллектива) и т.д. по всем направлениям организационной работы: национальная кухня, национальная одежда, общая программа мероприятия, разработка сценария, планирование конкурсов, приглашение алгысчыта;

3) Цикл плановых дел рабочих групп в течение подготовительного этапа.

4) Проведение праздника «Ысыах» на природе в конце мая.

5) Рефлексия по группам, классам.

Этнокультурный проект «Ысыах» современного школьного образовательного учреждения нацелен на последовательное приобщение детей к этнокультурным традициям в форме коллективной познавательной творческой деятельности.

В план воспитательной работы класса можно ввести творческие тематические проекты по формированию и развитию этнокультурных традиций разных народов по месяцам: Национальная одежда, Разные национальности в моей родословной (октябрь), Мой родной край (ноябрь), Кухни народов мира (декабрь), Святочные гадания – Танха (январь), Якутские национальные игры (февраль), Широкая Масленица (март), Охотничьи традиции разных народов (апрель), Ысыах (май). Важно при проведении этих мероприятий культивировать светлые, добрые чувства, воспитывать чувство гармонии с окружающим миром, гордости за свой край, культуру, сформировать оптимистическое мироощущение, доброжелательное отношение к другим народам. Тема родины, традиций своего народа помогает общению, дает возможность для задушевной беседы родителя и ребенка, объединяют всех общим интересом, делом. То, что знакомо и близко детям, воспринимается с большим интересом.  Проекты связаны с реальной жизнью, родными местами, обычаями, которые, возможно, не так хорошо знают дети, поэтому вызывают интерес, а, следовательно, в ходе подготовки к проектам в семье формируется положительная мотивация, совершенствуются взаимоотношения. В процессе изучения эти творческие проекты могут перерасти в исследовательскую деятельность. Исследовательская работа дает возможность школьникам развивать свои аналитические способности, принять участие в научных конференциях.

Таким образом, реализация этнокультурных проектов, соединяя учебно-познавательную работу с воспитательными задачами, предоставляет широкую возможность для реализации различных совместных проектов школы и семьи, способствует формированию элементов национального самосознания школьников и их родителей, где основными показателями могут выступать: национальная идентификация, национальные стереотипы, эталоны поведения, национальные (моральные) ценности. А также является одним из эффективных средств воспитания патриотизма, доброжелательного отношения к  представителям разных этнических групп, развития устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей.

Литература:

  1. Амонашвили, Ш. А. Педагогика сотрудничества: гуманизация педагогического процесса [Текст] /Ш. А. Амонашвили // Перспективы: вопросы образования. – 1990. – № 4. – 147–157 с.
  2. Зикратов В. Воспитательный потенциал современной семьи и пути его повышения [Текст] / В. Зикратов // Народное образование. – 2007. – №8. – с. 232.
  3. Маслюк, О. Н. Концепция воспитательной системы «Создание единого воспитательного пространства в школе и вокруг нее» [Текст] / О. Н. Маслюк // Классный руководитель. – 2002. – №3. – с. 51.
  4. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. М., 2001. - с.123.
  5. Прокопьева, М. М., Васильева Т. Г. Этнопедагогизация самоорганизации семьи северных народов как социокультурный феномен [Текст]/ М.М. Прокопьева/ Сборник научных трудов Sworld. Т. 16. - 2012.  - №2, С. 7-11.