Аннотация. Рассмотрены компоненты исследовательско-инновационной компетентности педагога, дана характеристика успешной педагогической деятельности, описана деятельность Лаборатории в повышении профессионального роста учителя в муниципальной системе г.Якутска.
Ключевые слова:профессиональный рост, профессиональная компетентность.
В связи с изменением парадигмы образования, с переходом на новые стандарты повышаются требования к профессионализму современного педагога. В этой ситуации каждому учителю необходимо выстроить свою траекторию профессионального роста по совершенствованию и повышению уровня базовых компетентностей.
В настоящее время выделяют следующие исследовательско-инновационные умения педагога: аналитико-исследовательские умения; модельно-прогностические умения; организационно-методические умения; профессионально-поисковые умения; рефлексивно-оценочные умения [4]. В.Н.Введенский предлагает три уровня профессиональной компетентности педагога: 1) общий (ключевые и операциональные компетентности); 2) частный (компетентности конкретной специальности); 3) конкретный (компетентности отдельного педагога) [1].
Используя данный подход, можно выделить коммуникативную, информационную, регулятивную и интеллектуально – педагогическую компетентности, примечательно, что последняя, является базовой для остальных. Интеллектуально - педагогическая компетенция рассматривается как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации (качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления).
По мнению Квашниной С.А., основными характеристиками успешной педагогической деятельности являются: высокая компетентность в специально-предметной сфере профессионального знания; психологическая компетентность; педагогическая самостоятельность; методическая оснащенность реализуемых программ. [2]
Достижение ожидаемых результатов процесса обучения и воспитания в условиях реализации ФГОС невозможно без применения инновационных технологий. На наш взгляд, компетентный педагог отличается профессиональной гибкостью в подборе, а не в прямом копировании педагогических технологий, методик в своей деятельности. В целях повышения педагогического потенциала муниципальной системы образования г. Якутска в декабре 2014г создана Лаборатория развивающих образовательных технологий, объединившая учителей из разных муниципальных общеобразовательных учреждений, прошедших обучение на курсах «Реализация ФГОС общего образования: развивающая система учебных заданий» в Василеостровском Информационно-методическом центре. С зачетными работами участники Лаборатории выступили перед курсантами Института развития образования РС(Я) и на методическом семинаре учителей русского языка, географии.
В рамках муниципального целевого проекта «Развитие педагогического потенциала столичного образования» с 16- 20 марта 2015 года прошел семинар «ФГОС: внедрение развивающих образовательных технологий» при участии научного руководителя Лаборатории Матвеевой Т.Е., автора ТРИИК. Программа семинара включала лекцию Матвеевой Т.Е.; практикум для участников Лаборатории; двадцать открытых уроков; экспертизу зачетных работ учителей начальных классов; круглый стол «Внедрение технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности в образовательное пространство г. Якутска». Предъявленные учителями открытые уроки по математике, информатике, русскому языку, литературе, географии, физике, английскому языку подтвердили универсальность инновационной технологии. В результате семинара определены девять педагогов, которым присвоен статус Консультанта и Эксперта.
На наш взгляд, семинар стал для участников Лаборатории отправной точкой для дальнейшего совершенствования базовых компетенций. Работая по технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности, учитель совершенствует свои профессиональные возможности в подготовке учебного материала на основе владения алгоритмом деятельности: подбор содержания и составление текста с учетом критериев логико-информационной корректности; оптимизация, структурирование информации; конструирование, реконструирование, проектирование учебной информации в соответствии с задачами урока; перевод и оформление информации в другие знаковые формы представления; составление технологической карты [3].
Литература:
- Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя, М., Просвещение, 2004 г.
- Квашнина С.А. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов в инновационной деятельности / http://festival.1september.ru/articles/582148/
- Матвеева Т.Е., Сапон С.А., Панфилова Л.Г. Технология развития информационно- интеллектуальной компетентности - современное средство реализации требований ФГОС в школьном образовании// Концепт.- 2013. - Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 2. - ART 54024. - URL:http://e-koncept.ru/2013/54024.htm.-Гос. рег. Эл Nо ФС 77-49965.- ISSN 2304-120X.2013.
- Панина С.В. Формирование научно-исследовательской компетенции обучающихся в контексте модернизации непрерывного педагогического образования в федеральном вузе //Теория и практика общественного развития. № 8, 2013. С.81-90. http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/8/pedagogika/panina.pdf