Аннотация. Семинар как форма практической работы студента, позволяет сформировать профессиональные компетенции будущего педагога. Семинар, предполагая разные виды работы, может иметь многообразные продукты деятельности студентов, при подготовке которых развиваются профессиональные способности.
Ключевые слова: семинар, подготовка педагогов, компетентностный подход.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» особо выделяется подготовка нового поколения педагогов. Важнейшим направлением инновационного развития рассматривается активизация студентов, в том числе, научно-исследовательского творчества студентов, без чего невозможно формирование нового поколения конкурентоспособных кадров в сфере образования. Также на период до 2020 года приоритетными образовательными результатами являются: способность эффективно применять теоретические знания, высокий уровень развития профессиональных компетенций, формирование позитивных социальных установок. При этом, отмечается, необходимо обеспечить базовую успешность каждого студента, не допуская выхода из вуза молодых людей без основ грамотности в области гуманитарных наук, без базовых социальных компетентностей.
Так в современных условиях важным является активизация познавательной деятельности студентов, создание необходимых предпосылок, что требует проведения активной информационной и образовательной деятельности совместными усилиями преподавателями и обучающимися. Важным фактором, определяющим его успешность, является освоение инновационных технологий, в том числе проведение семинара. Семинар - наиболее распространенная форма проведения практических занятий [1]. Основное отличие семинара от других организационных форм обучения заключается в ориентации обучаемых на проявление большей самостоятельности в учебно-познавательной деятельности. Типологиясеминаров по способам проведения следующее: семинар - беседа; семинар- заслушивание; семинар – диспут; смешанная форма семинара.
Результат - развитие профессиональной компетентности.
Компетентностная модель педагога предполагает наличие у него нескольких групп компетенций. Мы рассмотрим когнитивные компетенции (управление знаниями). Они, по нашему мнению, определяют способность студента – проектировщика инноваций работать с информацией, управлять информационными потоками, процессами обучения и развития учебной деятельности.
Таким образом, создается условие развития способности к критическому мышлению, креативности, работать самостоятельно, готовность к работе в высококонкурентной среде.
При организации самостоятельной работы важным является поиск механизмов включения студентов в продуктивную учебную деятельность. Следует помнить, что студенты формируют свою компетентность, участвуя в различных программах и проектах, в решении определённых проблем и их обсуждении. Таким образом, обучение проверяет их результаты профессиональной компетентности.
В основе «продукта» решения задачи может быть: информация, действия, операции, отношения, суждения и оценки, форма поведения. «Продукт»может быть представлен, например, в виде текста (программы, выступления, конспекта урока, презентации, методические. рекомендации, проекта), а также текста описания (стратегии поведения, способа действия, операций, технологий и др.).
Таким образом, наращивание профессиональных компетенций – сложный процесс, обеспечивающий свободу творчества и самовыражения студента. Основой оценки уровня подготовки будущего педагога выступает набор компетенций - взаимосвязанных ЗУН и ценностей, необходимых специалисту.
Литература:
- Российская педагогическая энциклопедия. М: 1999.