Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Автор предлагает использовать разнообразные образовательные технологии в преподавании курса «Русский язык и культура речи». Разработаны и апробированы ролевые игры, дебаты, мозговая атака.
Ключевые слова: высшая школа, инновационные технологии, курс «Русский язык и культура речи». 

Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе – использование современных инновационных технологий, позволяющих  повысить эффективность самостоятельной работы, реализовать новые формы и методы обучения,  дающие новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствующие развитию исследовательской деятельности студентов. 

Ролевая игра является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста. Ролевая игра развивает и совершенствует профессионально-ориентированные умения студентов, дает возможность овладения устными формами общения в различных ситуациях, позволяет студентам вникнуть в суть проблемы и открыто излагать свои мысли. По курсу «Русский язык и культура речи» нами разработаны несколько ролевых игр по разным темам. Рассмотрим одну из них. Во время изучения студентами темы «Публицистический стиль речи»  можно провести ролевую игру «Я устраиваюсь на работу». Данная тема актуальна, так как по окончании учебы студенты будут устраиваться на работу, проходить собеседование, и они смогут полученный опыт, знания, приобретенные навыки и умения  применить на практике. Цель данной игры заключается в совершенствовании коммуникативных навыков и умений диалогового общения, в обогащении словарного запаса, а также в активизации публицистической лексики. 

Технология дебатов представляет собой культурный спор, при котором происходит обмен информацией и представляются определенные точки зрения с целью убедить третью сторону.  Дебаты можно проводить по любой дисциплине, темой может быть любая проблема, требующая разных подходов и мнений. Нами использованы следующие дебаты: «Молодежный сленг: противостоять или нет», «Англомания: за и против», «ЕГЭ: за и против». Студенты заранее готовятся к дебатам: изучают соответствующую литературу, затрагивая и историю, обращаются к СМИ, проводят опросы, берут интервью. Таким образом, технология дебатов способствует овладению навыками поисково-исследовательской деятельности, овладению коммуникативной компетентностью, навыкам самопрезентации.  

Технология «мозговая атака» представляет собой метод коллективного поиска новых идей и решений, основателем которого является американский морской офицер Алекс Осборн.  Структура этого метода состоит из двух этапов: 1. Выдвижение идей  2. Конкретизирование, развитие этих идей.  Главная цель – получить как можно больше идей. Задачу последовательно решают 2 группы – «генераторы идей» и «эксперты-критики». Записываются и принимаются все идеи, критика не допустима.  Метод «мозговая атака» позволяет рассматривать почти любую проблему в сфере человеческой деятельности.  Данный метод может с успехом применяться и в педагогике. Нами применена технология «мозговой атаки» на следующие темы: «Идеальный преподаватель – какой он?», «Молодежь и книга», «Реклама толковому словарю». «Мозговая атака» является эффективным методом для обсуждения спорных вопросов, сбора большого количества идей в течение короткого времени.

Таким образом, для подготовки конкурентоспособных специалистов, готовых к эффективной профессиональной деятельности необходимо широко применять различные инновационные технологии. В сочетании с традиционными видами учебной деятельности использование инновационных технологий может стимулировать студентов к самостоятельной работе, к поиску новых идей, к творческой деятельности.

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб.пособие /под ред. Е.С. Полат – М: Академия. – 2001. – С.3-10.
  2. Митина Н. А. Современные педагогические технологии в образовательном процессе высшей школы. / Н. А. Митина, Т. Т. Нуржанова // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 345-349.