Аннотация. Показано применение технологии модульного обучения на уроках физики в 7 классе. Авторами разработаны модули по теме «Плотность вещества» «Плотность вещества».
Ключевые слова: уроки физики, модульное обучение, самостоятельность учащихся.
Учителя школ, переходя на новые стандарты обучения, сталкиваются с разнообразными вопросами, которые возникают при организации учебного взаимодействия. Внедряя разные технологии обучения, учителями преследуется цель, как можно больше привлечь обучающихся в разные формы учебной деятельности. Одной из такой образовательной технологии является модульное обучение. Разработкой модульного обучения занимались П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т. Шамовой [4,5].
Под понятием модуль понимаем логически выделенную в учебной информации часть, имеющую цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения. Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему. Целью модульного обучения является самостоятельность учащихся, привлечение интереса к предмету изучения, подготовка к творческой и интеллектуальной работе.
Модуль состоит из следующих компонентов:
– точно сформулированная учебная цель (целевая программа);
– банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, текстов;
– методическое руководство по изучению материала (достижению целей);
– практические занятия по формированию необходимых умений;
– комплекс оборудования, инструментов, материалов;
– диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Сам модуль может быть полным, сокращенным и углубленным.
При применении модульного обучения ученик работает самостоятельно и по мере выполнения работы может переходить на следующий модуль. Модульное обучение развивает восприятие, мышление, память и воображение ученика. Ученик может работать индивидуально, в паре и в группе.
Основные привилегии в модульном обучении могут быть:
- Успеваемость к учебе;
- Общение с товарищами;
- Работа в паре и в группе;
- Индивидуальная работа;
- Освоение темы учебного содержания.
Учитель становится в роли наставника. Оценка выставляется по разработанным критериям, которые известны ученикам.
Приведем пример разработанных модулей по теме «Плотность вещества» для 7 класс. (Учебник Перышкина А.В. 2013г.)
Модуль №1 Масса, объем и плотность.
Знают: Проработав теоретический материал, школьники знакомятся со следующими физическими явлениями: масса тела, плотность вещества и объем тела, а также со свойствами тел – инертность, единицы измерения массы и плотности, расчеты величин и таблица плотности вещества.
Применяют: математические переводы символов, экспериментальные методы познания, методы составления таблицы для обобщения знаний и решение задач.
Развивают: Развитие мыслительных действий, развитие монологической речи сосредоточенность внимания, умение делать логические заключения, умение делать общие выводы, развивать уровень самостоятельности учащихся по знаний.
Формируют: чувство коллективизма, умение работать в группе, в паре и индивидуально.
УЭ 0 |
Прочитайте параграфы 20,21 и ответьте на вопросы. 1.Какие величины будут изучаться? 2.Какие единицы измерения массы тела существуют? 3. Что такое масса эталона? 4.Что такое инертность? 5. Переведите 1295гр_____кг. 0,29т.______кг. 0,12гр._____кг. 956мг______кг. Сделайте опыт. Перед вами лежит тело. Измерьте его вес. Для опыта у вас есть весы и набор гирь. Полученный результат запишите в тетрадь. Запишите дом. задание. |
Прочитайте параграф 20,21 стр. 56
Работа в паре.
Упражнение 6, стр. 58 |
УЭ 1 |
Прослушайте рассказ учителя. Мы знаем, что все вещества имеют свою плотность. Наблюдение опыта. Ответьте на след вопросы: 1) Плотность – это? 2) Единица измерения плотности? 3) Изменится ли плотность вещества одного и того же вещества в жидком, твердом состояниях. 4) Изучите таблицу плотности вещества и решите задачу: Найдите плотность вещества, масса которой равна 650гр., а объем тела 40дм3 Запишите домашнее задание.
|
Прочитайте тему. Наблюдайте опыт учителя и значение и расчеты запишите в тетради. Сделайте вывод Ответьте на вопросы и решите задачу
Упражнение 7 стр.64 |
УЭ 2 |
Повторение темы: Масса тела и плотность вещества. Изучите единицу измерения плотности. Переведите на кг/м^3 1) 10гр/см^3 2) 48 гр/см^3 3) 95 гр/см^3
|
Переведите и запишите в тетради Работа индивидуальная |
|
Разделитесь по группам (4-5 человек) Задания по группам: 1 группа: Где можно наблюдать явления плотность? 2 группа: Если плотность меньше, объем постоянный, то масса? 3 группа: Что больше плотность воды или плотность морской воды? 4 группа: Решите задачу масса жидкости 5кг, сосуд в котором он находится площадь равна 5,2см^2 , а высота сосуда 2см, найдите плотность данного вещества. |
Работа в группе Сделайте вывод Оцените друг друга |
|
Прочитайте п.22 Запишите выводы в тетради Плотность вещества больше, когда масса больше, а если объем больше, то плотность вещества меньше. Связь массы и плотности прямо пропорциональна. |
Выводы запомни! |
|
Дискуссия между учениками. Оценивания работ учащихся. |
Оцените работу товарища |
|
Домашние задание
|
Ответьте на вопросы стр. 51, 64.
|
|
|
|
Литература:
- Богаченко М.А. Модульное обучение физике как способ повышения мотивации [Электронный текст] http://festival.1september.ru/articles/589012/ (Дата доступа 2.04.2015)
- Перышкин А.В. Физика 7кл – М.:Дрофа, 2013.-221с.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
- Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. //Биология в школе. 1994, №5.
- Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.