Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Показано применение технологии модульного обучения на уроках физики в 7 классе. Авторами разработаны модули по теме «Плотность вещества» «Плотность вещества».
Ключевые слова: уроки физики, модульное обучение, самостоятельность учащихся. 

Учителя школ, переходя на новые стандарты обучения, сталкиваются с разнообразными вопросами, которые возникают при организации учебного взаимодействия. Внедряя разные технологии обучения, учителями преследуется цель, как можно больше привлечь обучающихся в разные формы учебной деятельности. Одной из такой образовательной технологии является модульное обучение. Разработкой модульного обучения занимались П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П. Юцявичене и Т. Шамовой [4,5].

 Под понятием модуль понимаем логически выделенную в учебной информации часть, имеющую цельность и законченность в какой-либо логике и сопровождаемая контролем усвоения. Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса вместе с методическими материалами к нему.   Целью модульного обучения является самостоятельность учащихся, привлечение интереса к предмету изучения, подготовка к творческой и интеллектуальной работе. 

 Модуль состоит из следующих компонентов:

– точно сформулированная учебная цель (целевая программа);

– банк информации: собственно учебный материал в виде обучающих программ, текстов;

– методическое руководство по изучению материала (достижению целей);

– практические занятия по формированию необходимых умений;

– комплекс оборудования, инструментов, материалов;

– диагностическое задание, которое строго соответствует целям, поставленным в данном модуле. Сам модуль может быть полным, сокращенным и углубленным.

При применении модульного обучения ученик работает самостоятельно и по мере выполнения работы может переходить на следующий модуль. Модульное обучение развивает восприятие, мышление, память и воображение ученика. Ученик может работать индивидуально, в паре и в группе. 

Основные привилегии в модульном обучении могут быть:

  1. Успеваемость к учебе;
  2. Общение с товарищами;
  3. Работа в паре и в группе;
  4. Индивидуальная работа;
  5. Освоение темы учебного содержания.

Учитель становится в роли наставника. Оценка выставляется по разработанным критериям, которые известны ученикам.

Приведем пример разработанных модулей по теме «Плотность вещества» для 7 класс. (Учебник Перышкина А.В. 2013г.)

Модуль №1 Масса, объем и плотность.

Знают: Проработав теоретический материал, школьники знакомятся со следующими физическими явлениями: масса тела, плотность вещества и объем тела, а также со свойствами тел – инертность, единицы измерения массы и плотности, расчеты величин и таблица плотности вещества.

Применяют: математические переводы символов, экспериментальные методы познания, методы составления таблицы для обобщения знаний и решение задач.

Развивают: Развитие мыслительных действий, развитие монологической речи сосредоточенность внимания, умение делать логические заключения, умение делать общие выводы, развивать уровень самостоятельности учащихся по знаний.

Формируют: чувство коллективизма, умение работать в группе, в паре и индивидуально.

УЭ 0

Прочитайте параграфы 20,21 и ответьте на вопросы. 

1.Какие величины будут изучаться?

2.Какие единицы измерения массы тела существуют?

3. Что такое масса эталона?

4.Что такое инертность?

5. Переведите

1295гр_____кг.

0,29т.______кг. 

0,12гр._____кг.

956мг______кг. 

Сделайте опыт.

Перед вами лежит тело. Измерьте его вес. Для опыта у вас есть весы и набор гирь. Полученный результат запишите в тетрадь.

Запишите дом. задание.

Прочитайте параграф 20,21 стр. 56

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в паре.

 

Упражнение 6, стр. 58

УЭ 1

Прослушайте рассказ учителя. Мы знаем, что все вещества имеют свою плотность. Наблюдение опыта.

Ответьте на след вопросы:

1)                 Плотность – это?

2)                 Единица измерения плотности?

3)                 Изменится ли плотность вещества одного и того же вещества в жидком, твердом состояниях.

4)                 Изучите таблицу плотности вещества и решите задачу:

Найдите плотность вещества, масса которой равна 650гр., а объем тела 40дм3 

Запишите домашнее задание.

 

Прочитайте тему. Наблюдайте опыт учителя и значение и расчеты запишите в тетради.

Сделайте вывод 

Ответьте на вопросы и решите задачу

 

Упражнение 7 стр.64

УЭ 2

Повторение темы: Масса тела и плотность вещества.

Изучите единицу измерения плотности.

Переведите на кг/м^3

1)                 10гр/см^3 

2)                 48 гр/см^3  

3)                 95 гр/см^3 

 

 

Переведите и запишите в тетради

Работа индивидуальная

 

Разделитесь по группам (4-5 человек)

Задания по группам:

1 группа: Где можно наблюдать явления плотность?

2 группа: Если плотность меньше, объем постоянный, то масса?

3 группа: Что больше плотность воды или плотность морской воды?

4 группа: Решите задачу масса жидкости 5кг, сосуд в котором он находится площадь равна 5,2см^2 , а высота сосуда 2см, найдите плотность данного вещества.

Работа в группе

Сделайте вывод

Оцените друг друга

 

Прочитайте п.22

Запишите выводы в тетради

Плотность вещества больше, когда масса больше, а если объем больше, то плотность вещества меньше. Связь массы и плотности прямо пропорциональна.

Выводы запомни!

 

Дискуссия между учениками. Оценивания работ учащихся.

Оцените работу товарища

 

Домашние задание

 

Ответьте на вопросы стр. 51, 64.

 

 

 

 

Литература:

  1. Богаченко М.А. Модульное обучение физике как способ повышения мотивации [Электронный текст] http://festival.1september.ru/articles/589012/ (Дата доступа 2.04.2015)
  2. Перышкин А.В. Физика 7кл – М.:Дрофа, 2013.-221с.
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с.
  4. Шамова Т.И. Модульное обучение: сущность, технология. //Биология в школе. 1994, №5.
  5. Юцявичене П. Теория и практика модульного обучения. - Каунас, 1989.