Аннотация. Применениеразнообразных форм работы в рамках дисциплины «История», помогают сформировать у молодежи чувство патриотизма, толерантность, нравственность. В статье сказано о мероприятиях, проведенных в честь Дня победы в Колледже космического машиностроения и технологий г. Королев.
Ключевые слова: профессиональное образование, формирование молодежи.
Профессиональное образование – процесс формирования и развития установок, представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для занятия определенной профессией. Именно период профессиональной подготовки, является одним из важных этапов формирования личности и характеризуется не только активным овладением профессиональных знаний, но существенными изменениями в ценностных ориентациях и отношениях учащейся молодежи [1]
В учреждения среднего профессионального образования молодые люди приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. На наш взгляд, в учреждениях СПО осуществляется подготовка не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируются гражданские качества студентов. Именно духовно-нравственный потенциал учебной дисциплины «История» оказывает влияние на формирование гражданской культуры будущих специалистов, помогают воспитывать в них те качества личности, которые необходимы для адаптации в современном гражданском обществе: патриотизм, толерантность, гражданственность и другие; также помогают освоить знания о человеке, его взаимоотношения с природой, обществом, формируют духовные ценности, ценностные ориентации, нравственные позиции [2].
Колледж космического машиностроения и технологий Финансово-технологической академии готовит специалистов среднего звена технического профиля как производство летальных аппаратов; радиотехнические комплексы и системы управления космических летальных аппаратов; технология машиностроения; биотехнические и медицинские аппараты и системы; монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий; техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; программирование в компьютерных системах; протезно-ортопедическая и реабилитационная техника и др.
В процессе преподавания «Истории» отводится большое внимание организации самостоятельной работы, через составление проектов, творческих работ, деловых игр. Так, в преддверии празднования Дня Победы учащимися проведено мероприятие, на котором обучающиеся сами выбрали темы и подготовили свои выступления, проекты. Например, подготовлены проекты: «Предатели и Концлагеря», в котором студенты раскрыли активное участие предателей казаков в боевых действиях против Красной Армии; концлагерь «Дахау»; «Планы Гитлера в отношении СССР»; творческая работа о планах Гарвардского и Хьюстонского проекта и «План Дроп-шот»; о детях пионерах и партизанах.
В процессе преподавания истории нами используются активные методы обучения как дебаты, дискуссии, деловые игры, кейс-задачи и т.д., тем самым также способствуя развивающим задачам как командная работа, умению анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, вести аргументированный спор. Но основными целями выступают воспитательные: формирование ценностных ориентаций и убеждений обучающихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом; воспитание чувства патриотизма к историческим ценностям страны.
Литература:
- Канаева Т.А. Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий// Современные исследования социальных проблем № 12, 2012. http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-stanovlenie-studentov-spo-v-kontekste-praktiko-orientirovannyh-tehnologiy
- Строева Л.А. Формирование духовно-нравственной культуры студентов СПО технического профиля в процессе преподавания истории. // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: материалы международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, Forward –II». Якутск. 23-28 июня 2014 г. Вып.2. /Отв.за вып. : О.М. Чоросова, Р.Е. Герасимова, Л.Е. Манчурина, Н.Е. Захарова.- Электронная версия, Киров: МЦНИП, 2014.- С.840-846.