Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье приводится аналитико-методологический материал по одному из этапов, отражающий  динамику происходящих в Якутии инновационных процессов. Дается характеристика сферно-институционального этапа,  что способствует пониманию инновационной ситуации в управлении образованием, дает основания для проектирования и прогнозирования данных процессов.
Ключевые слова: стимулирование инновационной деятельности, формы соорганизации деятельности школы и социальных институтов, нормативно-правовое обеспечение.

 К началу 2000-х годов накопились проблемы и противоречия, решение которых ознаменовало переход к следующему,  качественно новому этапу. Было осознано, что существующая система образования безнадежно устарела как ведомственная система и социальный институт. С одной стороны, практически отсутствовала социально-экономическая функция образования, характерная для цивилизованных стран связь между уровнем образования и жизненным благополучием человека. Отсутствовала «встроенность» образования в другие социальные практики и их взаимопроникновение, что обеспечивается принципиально иной в сравнении с сегодняшней – сферной формой организации образования [1]. С другой стороны, как было показано рядом исследователей, в основании системного кризиса образования лежала его де-институционализация. Система перестала работать как институт: деятельность противоречила нормам и происходила вопреки формально установленным правилам.

Школа в своих инновационных проектах пыталась описывать все новые и новые виды образовательной деятельности. Но как отмечали сами лидеры общественно-педагогического движения, «предметность инновационных моделей не в описании новых видов образовательной деятельности (эту роль играют образовательные программы), а в новых связях внутри системы образования и вне ее, с тем, чтобы инновационная модель стала частью или основой института образования, а также в механизме создания этих связей» [4]. Отсюда возникала необходимость моделирования институциональных форм участия граждан в образовательной политике и управлении,  вовлечения граждан в образование для обсуждения и формирования оснований выбора пути развития страны (что и составляет суть институциональных изменений в  области образования на данном этапе). Переход к сферно-институциональной организации образования   в 2000-е годы происходил путем укрепления институтов, поддерживающих инновации в образовании, и выращивания новых образовательных институтов, перераспределения функций между управленческими и инновационными структурами, государственным и общественным сектором. Укрепление институтов поддержки образовательных инноваций предполагает соответствующее, в том числе, нормативно-правовое обеспечение. Опираясь на накопленный потенциал в сфере законодательства в области образования и имеющийся опыт образовательных инноваций, в республике в последние годы был сделан буквально прорыв в нормативно-правовом обеспечении инновационных образовательных процессов. Только в период с 1994-2000гг. в Республике Саха (Якутия) было принято около 20 Законов  и государственных программ в области образования, за период с 1992 по 2002гг. вышло 40 указов, 30 распоряжений Президента РС (Я) по различным вопросам развития образования и воспитания детей и молодежи. Было принято 80 постановлений и 60 распоряжений Правительства, определяющих дальнейшее становление, укрепление и развитие системы образования республики. [2].

Закон о государственной поддержке сельских образовательных учреждений и  Положения по организации профильного обучения на старшей ступени общего образования в Республике Саха (Якутия) имеют инновационный характер и выполняют функцию своеобразного культурно-правового регулятива данных нововведений [5].

Укрепление институтов, поддерживающих инновации, происходил в республике и путем перевода части средств из государственного бюджета в область инновационных процессов в образовании, что делает возможным параллельное, взаимодополняющее существование традиционного и инновационного. При этом проектирование новых образовательных институтов создает условия для модернизации образования [3].

С 2003 г. ежегодно (в одном из улусов республики) проходит ярмарка «Сельская школа», представляющая собой оригинальную форму распространения и развития образовательных новаций. Она строится по традиционным законам ярмарок и сочетает в себе разнородные, одновременно происходящие явления и процессы: куплю и продажу продуктов деятельности народных мастеров и школ, информацию и рекламу, семинары и мастер-классы, элементы театра и карнавала, самоопределение, свободное общение детей и взрослых. людей, заинтересованных в развитии образования.

Таким образом, на сферно-институциональном этапе происходит выработка основных механизмов государственно-общественного регулирования инновационной деятельности в образовании.

В их числе: аккумуляция на кооперативной основе ресурсов для инновационных образовательных проектов; стимулирование инноваций (авторских проектов); создание правовой базы инновационных процессов;  формирование по возможности полной инновационной инфраструктуры;  регулирование социально-экономической направленности инноваций (формирование и развитие элементов сферной организации образования);  повышение общественного статуса инновационной деятельности (проведение конкурсов, ярмарок, президентские программы грантов и стипендий, правительственные премии учителям с целью поощрения продуктивной  инновационной деятельности и др.).

Проведенный в ходе исследования анализ показал, что в республике накоплена  критическая масса образовательных инноваций (более 200, то есть примерно треть школ Якутии, являются инновационными – имеют ранг региональных и федеральных экспериментальных площадок). Под давлением этой критической массы нововведения начинают приобретать не спорадический, а систематический, закономерный характер, разворачиваться как эволюционный культурно-исторический процесс развития и обновления образования. На современном этапе развития образования инновации служат механизмом социокультурной модернизации образования, что находит отражение в проектах и программах муниципальных образований и республики в целом. На данном этапе идет процесс общественной экспертизы и анализа опыта социокультурной модернизации образования, определяются границы и возможности, совершенствуется.  Все это вместе взятое позволяет рассматривать инновации как фактор управляемого формирования тенденций, влиять через инновационный процесс не только на адекватное развитие системы образования, но и на социально-экономическое развитие республики в целом.

Список литературы 

  1. Николаева А.Д. Эволюция управления образованием: социокультурный контекст (на материале Якутии). – Saarbrucken? Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. – 172 c.
  2. Нормативно-правовое обеспечение сельских образовательных учреждений: региональные особенности и проекты. – Якутск, 2005. – 74 с.
  3. Образование в цифрах и фактах (1990-2000 гг.). –  Якутск: М-во обр. Респ. Саха (Якутия), 2000. –  42 с.
  4. Образование – образ будущего. Стратегия образования: заметки на полях. Якутск: ИРО МО РС (Я), 2005. – 69 с.
  5. Цирульников A.M. История образования в портретах и документах.- М., 2000. – 256 с.