Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Принцип справедливости «пронизывает весь спектр уголовных правоотношений, если эти отношения понимать в широком смысле, включающим в себя весь их период – от момента совершения преступления, до снятия (погашения) судимости. Для понимания такого свойства принципа справедливости имеет значение механизм его осуществления. Существенным моментом здесь выступает наличие «ведомственного» права, проявляющегося в наличии бланкетных норм УК. Соответственно, ведомство, устанавливая норму, диктует тем самым пределы уголовной ответственности за преступления, посягающие на уголовно-исполнительные отношения, что нарушает принцип справедливости.
Ключевые слова: уголовное право, бланкетная норма, справедливость, лишение свободы. 

Совершенствование уголовного законодательства, произошедшего в конце 20-го в. привело к закреплению отдельных принципов уголовного права в самостоятельных статьях, что сказалось на практике назначения и исполнения наказания, в том числе лишения свободы. До того времени юристы при решении конкретных дел могли руководствоваться этими принципами, как принципами уголовного права, но не как принципами уголовного закона. Впервые принципы уголовного права были законодательно закреплены в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, принятых 2 июля 1991 года и предполагавшихся к введению в действие с 1 июля 1992 года[2]. В настоящее время они получили закрепление в действующем с 1 января 1997 года Уголовном кодексе[1] (далее – УК). В тексте УК закреплены следующие принципы: законности; равенства граждан перед законом; виновной ответственности; справедливости; гуманизма[3, 10].

Предусмотренный в ст. 3 УК принцип законности может быть рассмотрен в двух аспектах – узком и широком. В широком аспекте принцип законности следует понимать, как то, что нет преступлений и нет наказаний, не предусмотренных уголовным законом. Применительно к теме наших суждений широкий аспект принципа законности вбирает в себя соблюдение не только данного правила. Здесь имеет существенное значение соблюдение данного принципа, как принципа, относящегося к двум отраслям права – к уголовному и уголовно-исполнительному. Несоблюдение данного принципа в практике применения норм другой отрасли права может привести к несоблюдению и в практике применения норм в другой отрасли права. Данное правило обусловлено тем, что уголовно-исполнительное право в свое время «отпочковалось» от уголовного и, несмотря на свою «самостоятельность», по сей день остается производным от уголовного права. Иллюстрацией к сказанному может служить пример, когда ненадлежащее исполнение уже назначенного наказания ставит под сомнение законность наказания в целом, или наказание, назначенное с нарушением требований уголовного права, но хотя и исполненное с соблюдением всех требований уголовно-исполнительного права, также будет в целом незаконным.

В узком аспекте принцип законности подразумевает, что уголовно-правовые последствия (применительно к нашей теме – вид и размер лишения свободы) возможны только на основании уголовного закона. В данной связи весьма важно положение ч. 1 ст. 1 УК о том, что «уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса. Отдельные законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в настоящий Кодекс».

Практическому осуществлению принципа законности препятствует, в частности, то обстоятельство, что в УК содержится много бланкетных диспозиций. В связи с этим реально часто уголовная ответственность наступает не за нарушение уголовного закона (во всяком случае, не за прямое его нарушение), а за нарушение различных правил не уголовно-правового характера (например: правил проведения операции по трансплантации; правил охраны труда; правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней; правил безопасности на объектах атомной энергетики; правил безопасности на производстве; правил безопасности на взрывоопасных объектах; правил пожарной безопасности; правил обращения с наркотическими средства, сильнодействующими или ядовитыми веществами и т. д.), в том числе устанавливаемых ведомственными нормативными актами. В результате мы имеем в уголовном праве частичку т. н. «ведомственного» уголовного права, вступающего в противоречие с важнейшим требованием принципа законности, гласящего: «Нет преступления и нет наказания без указания на то в законе.»

Следовательно можно утверждать, что в тексте УК содержится целая система норм, направленных на охрану именно уголовно-исполнительных отношений. Эти нормы, предусматривающие ответственность, например за такие преступления: за побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК); за уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 314 УК); за дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК). Представляется, что в принятом уголовно-исполнительном кодексе РФ остались не раскрыты, как минимум, следующие понятия: 1) место лишения свободы или содержания под стражей; 2) период нахождения в отпуске, краткосрочном выезде за пределы места лишения свободы или отсрочки приговора; 3) нормальная деятельность исправительного учреждения.

Тем самым законодатель решит ряд важных проблем. Во-первых, будет конкретизирован объект состава преступления, что облегчает суду применение и общих начал назначения наказания. Во-вторых, закон устанавливает конкретные рамки дозволенного поведения для лица, подвергнутого наказанию (это в свою очередь снимает трудности при установлении признаков объективной стороны состава преступления). И, в-третьих, уголовная ответственность будет наступать не за нарушение правил, предусмотренных в настоящее время ведомственными нормативными актами, а за нарушение закона, конкретизирующего и регулирующего те или иные уголовно-исполнительные отношения (там, где это невозможно сделать сразу, соответствующие правила должны пройти специальную экспертизу).

Ссылки на источники:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации: от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.06.2015) // СЗ РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
  2. Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик: Закон СССР от 25.12.1958 (ред. от 28.11.1989) (вместе с Основами законодательства) // Свод законов СССР, т. 10, с. 577, 1990 г.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Л. Л. Кругликова и Э. С. Тенчева – Ярославль: «Влад» – «ОрМак ЛТД». 1994.