Аннотация. Тренинг – это форма обучения, позволяющая сформировать навыки конструктивного поведения и общения. Работа этим методом со студентами в течение многих лет показала его значительную эффективность.
Ключевые слова: тренинг, общение, самоконтроль, конструктивное поведение, сплоченность группы, эффективность поведения, взаимоподдержка, самопознание.
Психологические тренинги как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляют собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов образования [3].
Они находят широкое применение в преподавании, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т.д. Их проведением занимаются в основном психологи, но также и педагоги, и социальные работники.
Основные направлении влияния тренинга на обучающихся [2]:
- · получение новой информации;
- · структурирование имеющихся знаний;
- · формирование новых взглядов;
- · изменение самооценки;
- · формирование продуктивных для деятельности установок;
- · сплочение команды.
При проведении тренингов наиболее часто ставятся следующие задачи [1]:
- Научить способам установления контакта в различных ситуациях общения – как благоприятных, так и неблагоприятных.
- Научить общаться в напряженных и конфликтных ситуациях.
- Научить анализировать слова и эмоции партнера и прогнозировать его состояние и поведение.
- Расширить диапазон творческих возможностей.
- Повысить эмоциональную стабильность и понизить напряженность и неуверенность в себе.
- Содействовать стрессоустойчивости и общей жизнестойкости человека.
- Активизировать процесс самопознания и самоактуализации личности.
В данной статье анализируется многолетний опыт проведения занятий с использованием тренинговых методик со студентами 1-3 курсов, проходивших обучение по специальности «менеджмент организации». Тренинговые занятия были включены в учебные программы дисциплин «Коммуникативная компетентность», «Конфликтология» и «Психологический практикум». Исследование проводилось с помощью анкетирования студентов и устного опроса преподавателей других дисциплин. Уровень групповой сплоченности определялся с помощью индекса Сишора.
Анкетирование студентов проводилось трижды: в середине курса обучения (примерно после четвертого занятия), на последнем занятии цикла и спустя два-три месяца после завершения курса тренинговых занятий. Всего было опрошено 208 человек. Подавляющее большинство респондентов позитивно оценили опыт, полученный в ходе тренингов. При оценке учитывались как личностные изменения, так и трансформация отношений между студентами в группе.
Оценка студентами личностных изменений, достигнутых в результате тренинга, показана в таб.1.
табл.1.
Оценка студентами личного опыта, полученного на тренинговых занятиях (в процентах)
Шкалы анкеты |
До тренинга |
В середине тренинга |
Через 2 месяца |
Общий рост показателя |
||
% |
% |
Рост показателя |
% |
Рост показателя |
||
Уверенность в себе |
44 |
46 |
2 |
58 |
12 |
14 |
Легкость вступления в контакт с противоположным полом |
38 |
44 |
6 |
50 |
6 |
12 |
Дружелюбие в отношениях с окружающими |
56 |
60 |
4 |
68 |
12 |
12 |
Интерес к учебе |
52 |
54 |
2 |
62 |
8 |
10 |
Самоконтроль в конфликтных ситуациях |
42 |
44 |
2 |
50 |
6 |
8 |
Усвоение знаний |
44 |
46 |
2 |
52 |
6 |
8 |
Осознание личных проблем |
40 |
42 |
2 |
48 |
6 |
8 |
Эмоциональная стабильность |
40 |
44 |
4 |
48 |
4 |
8 |
Как видно из таблицы 1, наиболее высоко студенты оценили возросшую уверенность в себе и улучшение контакта с противоположным полом. Причем рост первого качества проявился больше уже после окончания тренинга, а второе нарастало в процессе тренинга более равномерно. Также респонденты отметили, что стали заметно дружелюбнее в отношениях с окружающими. Вообще дружелюбие, свойственное студенческой среде, оказалось наиболее часто упоминаемым параметром – его подтвердили 68% опрошенных. Немаловажным результатом можно назвать также повышение интереса к учебе. Оно и изначально занимало достойное место (что не удивительно – ведь молодые люди поэтому и поступали в вуз), и после тренинга по частоте упоминаний осталось вторым (62%).
А вот такого же выраженного прогресса в эмоциональном развитии респонденты не отметили: рост эмоциональной стабильности и самоконтроля в конфликтных отношениях отметило наименьшее количество студентов. Вероятно, в этом повинен юный возраст респондентов (17-20 лет). По этой же причине не так много опрошенных отметили прогресс в осознании личных проблем.
Оценка студентами изменений межличностных отношений в группе показана в табл.2.
табл.2.
Оценка студентами изменений отношений в группе (в процентах)
Шкалы анкеты |
До тренинга |
В середине тренинга |
Через 2 месяца |
Общий рост показателя |
||
% |
% |
Рост показателя |
% |
Рост показателя |
||
Сплоченность группы |
36 |
46 |
10 |
68 |
22 |
32 |
Совместное проведение свободного времени |
32 |
46 |
14 |
62 |
16 |
30 |
Взаимоподдержка и взаимовыручка |
32 |
40 |
8 |
56 |
16 |
24 |
Теплота эмоциональных отношений |
36 |
44 |
8 |
56 |
12 |
20 |
Бодрый, жизнерадостный настрой группы |
52 |
56 |
4 |
66 |
10 |
14 |
Конструктивное разрешение конфликтов в группе |
32 |
38 |
6 |
42 |
4 |
10 |
Как видно из табл. 2, наиболее высоко студенты оценили возросшую сплоченность группы, что проявилось также в более частом совместном проведении свободного времени (празднование дней рождения, завершения сессии, выездов за город, посещение зрелищных мероприятий и пр.). Заметно повысился также уровень взаимовыручки. В целом именно эти параметры, а также бодрый, жизнерадостный настрой группы высоко оценены наибольшим количеством студентов.
В то же время заметного прогресса в разрешении групповых конфликтов не отмечалось – видимо, опять причина в том, что молодежи не хватает жизненного опыта и самоконтроля, более присущего старшему возрасту.
Для объективизации данных, полученных с помощью анкетирования, было проведено дополнительное исследование сплоченности группы с помощью индекса Сишора в конце курса тренинговых занятий. Оно подтвердило субъективные оценки студентов: средние показатели возросли с 11,8 (низкий уровень нормы) до 14,2 (высокий уровень нормы). Причем повторное тестирование через три месяца показало те же цифры, что говорит о стабильности полученных результатов.
Устный опрос преподавателей подтвердил положительные сдвиги в отношениях между студентами, в их поведении и отношении к учебе, что также подтверждают результаты специальных исследований [4]. Наиболее часто среди позитивных изменений педагоги называли повышение дисциплины, сплоченность и доброжелательность отношений. Интересно, что это практически совпало с мнением студентов.
Выводы:
- Проведение тренинговых занятий по программам ряда учебных дисциплин дало положительные результаты, которые отметили не только сами студенты, но и преподаватели.
- Наиболее часто фиксировался рост контактности, уверенности и дружелюбия в отношениях с окружающими, повышение сплоченности и взаимоподдержки в группе.
- Проведение тренинга позволяет заметно улучшить коммуникативные умения студентов, в то же время успехи в управлении эмоциональной стороной общения (самоконтроль, эмоциональная стабильность и пр.) расцениваются респондентами несколько ниже.
- Большаков В.Ю. http://www.many-books.org/auth/3921/book/11444/bolshakov_vyu/psihotrening/read.
- Журавлёв А.Н. Специфика обучения с помощью тренингов. Научные исследования в образовании. №1, 2013. http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-obucheniya-s-pomoschyu-treningov.
- Заиченко Н.А. Инновации в образовании: поиски смыслов. http://petersburgedu.ru/content/view/category/239/
- Семухина Е.В. Педагогический потенциал коммуникативной культуры студентов вуза. – Петрозаводск: КНЦ РАН, 2008 – 178.с.