Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье уделено внимание формированию, характеристике, основных параметров инновационно-инвестиционной модели  стратегического развития России. Выделены факторы экономического роста, предпринята попытка прогноза внедрения инновационно-инвестиционной модели  стратегического развития России.
Ключевые слова: инновационно-инвестиционная модель  стратегического развития России, модель инерционного развития, многовекторная модель интеграции в мировой рынок. 

В качестве основных характеристик стратегического развития мировой экономики в период 10-15 лет могут рассматриваться:

– распространение современных технологий в развивающихся странах;

– превращение Китая и Индии в лидеры мирового экономического роста;

– усиление ограничений роста, связанных с экологическими факторами.

Экономический рост будет достигнут главным образом за счёт развивающихся стран, прежде всего, Китая и Индии, на долю которых будет приходиться более трети мирового роста. Суммарно размер экономик этих стран к 2020 году составит более 30% мирового ВВП. При этом удельный вес стран Еврозоны, США и Японии в общем объеме мировой экономики снизится к 2020 году.

Одним из основных ограничений роста экономики развитых стран станет демографический фактор. По прогнозным данным ООН, население земного шара увеличится к 2020 году на 14,6% и составит 7,2 млрд. человек. Почти на 97% этот прирост будет обеспечен за счет увеличения численности населения наименее развитых стран, в то время как во многих развитых странах, прежде всего странах Европы и в Японии, будет происходить сокращение численности населения. В этих условиях повышение производительности труда обеспечит более 90% прироста ВВП в развитых странах.

Рост производительности труда в мире все больше будет опираться на накопление не физического, а человеческого капитала и повышение вклада в экономический рост экономики знаний. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут их к 2020 году в группу лидеров научно-технического развития в мире.

Несмотря на быстрое развитие сырьевых рынков, продолжится опережающий рост торговли продукцией средней и высокой технологичности. Их совместная доля в мировом товарном экспорте к 2020 году превысит 65-70 процентов. Также ускорится рост обмена коммерческими услугами (маркетинг, инжиниринг, консалтинг, финансовые и другие услуги).

В настоящее время Россия, за исключением единичных примеров, практически отсутствует на мировых рынках высокотехнологичной продукции. Ее доля оценивается в 0,2% (6-8 млрд. долларов США). Новая технологическая волна на основе нано - и биотехнологий и динамичный рост мирового рынка высокотехнологичных товаров и услуг открывают перед Россией новые возможности для технологического прорыва. Для того чтобы расширить свою долю на мировом рынке высоких технологий, российский экспорт этой продукции должен расти на 15-20% в год и выйти к 2020 году на уровень не ниже 80-100 млрд. долларов США (около 1% мирового рынка).

Растущая географическая диверсификация отраслевых и межотраслевых цепочек добавленной стоимости создаст условия для ускоренного развития процессов прямого иностранного инвестирования. При этом будет наблюдаться дальнейшее повышение доли прямых инвестиций, на­правляемых в сектор услуг. Появление новых транснациональных компаний, базирующихся в развивающихся странах, в ближайшее десятилетие станет одной из ведущих стратегий встраивания этих стран в мировую экономику, и будет способствовать увеличению экспорта капитала из них в развитые и развивающиеся страны. В то же время, развитые страны будут оставаться нетто-донорам и прямых иностранных инвестиций. Более низкие трудовые и энергетические издержки во многих развивающихся регионах будут способствовать перемещению из развитого мира трудоемких и энергоемких производств.

Наиболее привлекательными для транснациональных компаний будут страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии, страны Центральной и Восточной Европы (более 25% глобальных прямых иностранных инвестиций). Россия войдет в число первой "десятки" как объект зарубежного инвестирования (3-4%), что связано с благоприятными прогнозами развития экономики, быстро расширяющимся внутренним рынком, формированием финансовой системы, потенциалом человеческих и природных ресурсов.

Вместе с тем, происходящее перераспределение потоков инвестиционных ресурсов в прогнозный период, очевидно, не внесет кардинальных изменений на глобальном рынке капиталов. По-прежнему будет сохраняться отток ресурсов в страны с наиболее высоким промышленным и научно-техническим потенциалом, высокой политической стабильностью, развитой финансовой и производственной инфраструктурой, прежде всего, в Северную Америку и страны Еврозоны (около 60% общего объема прямых иностранных инвестиций). Следует ожидать и увеличения роли внутрирегиональных потоков финансовых ресурсов в общем движении капиталов, в первую очередь, в странах Восточной и Юго-Восточной Азии, СНГ и Латинской Америки, где создаются свои центры аккумуляции капиталов, идет процесс формирования собственных транснациональных компаний (Китай, Тайвань, Россия, Бразилия и другие страны).

Для России возможно спрогнозировать три модели развития: модель инерционного развития, модель энерго-сырьевого развития и модель инновационно-инвестиционного развития.

При реализации модели инерционного развития будут фиксироваться следующие процессы:

– преобладание пассивной модели поведения бизнеса, сохранение дефицита инновационного предпринимательства;

-отказ от реализации новых долгосрочных масштабных инновационных и инвестиционных проектов; программ с участием государства, реализующих сравнительные преимущества российской экономики;

-усиление экономической дифференциации населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры.

В случае использования модели энерго-сырьевого развития предполагается частичное снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, повышения качественного уровня энерго-сырьевых отраслей и укрепления сырьевой специализации России в мире.

Наиболее успешной для России является модель инновационно-инвестиционного развития. Такая модель рассматривает использование конкурентных преимуществ российской экономики в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), в новых наукоемких секторах, а также в экономике знаний для превращения инновационных факторов в основной источник экономического роста.

Модель может быть реализована по направлениям:

-создание эффективной национальной инновационной системы и развертывание долгосрочных инвестиционных программ и проектов, обеспечивающих лидирующие позиции России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг;

-модернизация социальной инфраструктуры, обеспечивающей значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

– ускоренное развитие экономических институтов, определяющих защиту прав собственности, усиление конкурентоспособности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, снижение административных барьеров и повышение качества государственных услуг, развитие новых компаний, развитие государственно-частного партнерства;

– модернизация инфраструктурных отраслей экономики транспорта, электроэнергетики при повышении эффективности энергосбережения;

– создание новых региональных центров экономического развития в Поволжье, на Дальнем Востоке и Юге России, преодоление отставания депрессивных регионов;

– развитие многовекторной модели интеграции в мировой рынок, опирающейся на расширение внешнеэкономических отношений с США,

Евросоюзом, Китаем, Индией, и формирование новых более глубоких форм интеграции и сотрудничества с государствами СНГ.

Реализация модели повышения инновационной и инвестиционной привлекательности российской экономики позволяет обеспечить выход России на новый стратегический уровень социально-экономического развития, характерный для развитых стран, при обеспечении высокого уровня конкурентоспособности, структурной диверсификации и эффективности российской экономики.