Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье приводится характеристика, дополнительные возможности, преимущества и льготы, которые обеспечивает новый туристский сервис на рынке отечественных услуг гостиничной сферы «карта гостя в Санкт-Петербурге». Рассматривается история формирования данного туристского сервиса, берущая начало в Европе. Отмечены специфические черты данного сервиса, характерные именно для Санкт-Петербурга.
Ключевые слова: туристский сервис, карта гостя Санкт-Петербурга,потенциал развития. 

В настоящее время во многих странах мира наблюдается рост масштабов инновационной деятельности во всех секторах экономики, включая социально-культурный сервис и туризм.

В сфере российского туристского бизнеса одной из инновацион­ных разработок начала 21-го века является дисконтная карта «Карта гостя» в Санкт-Петербурге.

Идея «Карты гостя» появилась еще в 1998 году, именно тогда была предпринята первая попытка создать подобный европейский сервис, однако по разным причинам до второй половины 2010 года реали­зация проекта откладывалась. За основу была взята шведская модель — «Карта гостя Стокгольма», инициатором проекта выступила коммерче­ская компания ООО «Карта Гостя».

Комитет по инвестициям и стратегическим исследованиям под­держал идею и оказывает помощь в части информационного продви­жения программы на территории Санкт-Петербурга и за его пределами.

В Санкт-Петербурге туристская карта была введена в тестовый режим с середины ноября 2010-го по первое мая 2011 года.

Первоначально набор опций был довольно узок: скидки в неко­торых магазинах (сувенирных, ювелирных, и т.д. - в среднем на 10%) и проход в ряд городских музеев, на аттракцион «Ужасы Петербурга» скидка 25%, также 1 билет на катание в «Диво острове», обзорная экс­курсия по городу в автобусе «Сити тур». Цена карты на период тесто­вого режима составляла на неделю 1100 рублей за одного человека. За тестовый период было реализовано около 100 карт.

В настоящее время сумма продаж карт возросла примерно до 30 тысяч рублей за год при следующей стоимости «Карты гостя»:

– 2 дня 1950 руб. для взрослых и 1450 руб. для детей;

– 3 дня 2700 руб. для взрослых и 1750 руб. для детей;

– 5 дней 3250 руб. для взрослых и 1950 руб. для детей;

– 7 дней 3950 руб. для взрослых и 2400 руб. для детей.

Программа «Карта Гостя Санкт-Петербурга» - это российский аналог успешных туристских сервисов мировых городов, таких как Лондон, Париж, Нью-Йорк, Барселона, Стокгольм, Берлин.

К примеру, стокгольмская карта туриста на данный момент стоит в рублевом эквиваленте 1931 рубль для взрослых и 886 рублей для де­тей на одни сутки, 2500 и 1000 рублей на двое суток и 4000 и 1300 руб­лей на пять суток. При этом в стоимость входит бесплатное посещение 80 музеев и достопримечательностей, бесплатный проезд на обще­ственном транспорте, бесплатный проезд на экскурсионных паромах по водной экскурсии «Стокгольм исторический», в летнее время — бес­платная велосипедная экскурсию по городу, а также скидки на некото­рые другие экскурсии.

В Лондоне карта на шесть дней обойдется в 4285 рублей, в Па­риже карта гостя стоит уже 7000 рублей. Таким образом, электронный сервис гостеприимства в Санкт-Петербурге пока дешевле всех зару­

бежных аналогов. Стоимость петербургской «»Карты гостя» определя­ется тем, что иностранный турист приезжает к нам в большинстве слу­чаев на три-четыре дня.

«Карта гостя Санкт-Петербурга» представляет существенные преимущества и для внутренних туристов - может использоваться как туристами Петербургского региона, так и жителями города. Электрон­ная карта предоставляет владельцу множество туристских сервисных опций, включая дисконтную программу в отелях, ресторанах, магази­нах и барах, присоединившихся к проекту.

А также несколько бесплатных экскурсий (экскурсия по городу «Сити Тур», экскурсия по рекам и каналам «Северная Венеция»), право прохода в 25 городских музеев, среди которых Эрмитаж, Петропавлов­ская крепость, Русский музей, Исаакиевский собор, Спас на крови, Смольный собор (посещение Эрмитажа без очереди, с услугами гида, а также вести фото- и видеосъемку).

Еще одна новая возможность «Карты гостя» - выбор срока дей­ствия (от трех до семи дней) и оплата нескольких поездок в метро или общественном транспорте города.

Для этого достаточно пополнить карту на необходимую сумму в электронном терминале или кассе на любой станции метрополитена. Владелец карты может посетить по системе «Free Pass» пригородные музеи и парки, такие как «Царское Село», «Павловск», «Гатчина», Му­зей истории Кронштадта с водной прогулкой на корабле «Форты Кронштадта» по Финскому заливу.

К программе также присоединились:

Михайловский замок, музей Анны Ахматовой, музей и галереи современного искусства «Эрарта», фонд художника Михаила Шемякина, музейный комплекс «Вселенная воды», музей театрального и музыкального искусства, музей-клуб Виктора Цоя «Камчатка», судоходные компании «Русские Круизы», «Нева Тревел Компани», «Аква Экскурс» и другие.

Также по карте программы предоставляется уникальная экскур­сия «Величественный Эрмитаж» с включенными услугами гида, прохо­да вне очереди и разрешённой фото- и видео - съёмкой.

Фирменные магазины футбольного клуба «Зенит» и сеть кофеен «Кофе Хауз» начали предоставлять 10%-ную скидку предъявителям карт городской программы «Карта гостя Санкт-Петербурга» при по­купке товаров и услуг.

Программа «Карта Гостя» призвана помочь гостю города позна­комиться с богатством уникального культурно-исторического насле­дия Петербурга, полюбоваться его красотой, ощутить гостеприимство.

Для пользования картой нужно соблюдать следующие правила:

– «Карта Гостя» имеет индивидуальный номер. Воспользоваться предоставляемыми сервисами владелец карты может неоднократно, но до окончания срока действия карты.

– В случае возникновения проблем с предоставлением сервисов по программе следует обратиться в клиентскую службу.

– Вернуть карту можно в течение 3-х календарных дней со дня покупки при предоставлении отказа об оказании услуги партнерами в письменной форме. Возврат осуществляется за минусом стоимости ис­пользованного обслуживания клиента и иных затрат организатора.

– Карту можно приобрести в режиме он-лайн через систему элек­тронных платежей ASSIST следующими платежными средствами - кредитными картами (VISA, MasterCard, DCI) или электронной налич­ностью (WebMoney, Яндекс. Деньги)

По мнению директора программы «Карта гостя» Виктора Куртышева, перспективы этого туристского сервиса в Санкт-Петербурге связаны с развитием транспортной и банковской составляющей элек­тронных опций. Турист сможет перевести на карту некоторую ограни­ченную сумму денег, необходимую ему на время пребывания в Санкт-Петербурге, при этом ею расплачиваться за проживание, питание и иметь при этом скидки.

Кроме того, наличие карты гостя дает ощущение и преимуще­ства привилегированного туриста. «Карта гостя» не только инноваци­онный туристский сервис, но и памятный сувенир, и напоминание о том, что есть смысл еще не однажды вернуться в Санкт-Петербург.

К настоящему времени, можно считать, что цель проекта «Карта гостя» - продвижение положительного имиджа Санкт-Петербурга как одного из самых гостеприимных туристских центров Европы, достиг­нута и имеет потенциал развития.