Аннотация. Автор данной статьи не предлагает готовых рецептов выживаемости человечества, а только собственное суждения о причинах глобального социально-экономического кризиса, поразившего планету и возможных путях его преодоления.
Ключевые слова: ноосферное образование, выживаемость человечества, глобальный кризис.
Анализ развития человечества в конце XX и начале XXI века позволяет говорить не о мировом экономическом кризисе, а о глобальном кризисе социально-экономической системы, который переживает человечество на данном этапе развития. Это подтверждается тем, что кроме экономического кризиса мы переживаем глобальный экологический кризис, а также общественно-политический кризис.
Общественно-политическая система общества, базирующаяся на частной собственности, демонстрирует неспособность решения планетарных проблем по обеспечению выживаемости человечества.
Экологический кризис целиком обусловлен деятельностью человека, вызывающей изменение природных условий, истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий, нарушение законов природного равновесия.
В свою очередь изменение окружающей среды вызывают ураганы, пожары, наводнения, климатические изменения.
Представители мирового сообщества (руководители стран) в течение рода лет встречающиеся в разных формах: "Восьмерки", "Двадцатки" под эгидой ООН так и не выработали механизм противодействия глобальному кризису. "Ноосферное образование" - понятие появившиеся в 90-х годах XX века под воздействием всплеска научного, философского и культурологического интереса к учению о ноосфере, вызванного празднованием 125-летая со дня рождения Вернадского В.И. Заслуги в развитии научного интереса к ноосферной-биосферной тематике выдающихся уче- ных-академиков Яншина А.А., Моисеева Н.Н., Казначеева В.П. и других. В 1992 г. По инициативе Буровского А.М. стала функционировать ноосферная школа в г. Красноярске. В настоящее время в рамках Смольного университета в Санкт-Петербурге функционирует академия Ноосферы, руководимая активным сторонником и продолжателем учения Вернадского В.И. профессором Субето А.И. В чем же суть учения о ноосфере? Категория ноосферы определяет дальнейшую эволюцию биосферы в форме ноосферы-биосферы, ассимилированной человеческим разумом. При этом человеческий разум выступает как синтез общественного интеллекта и нравственного императива, в котором эколого-гуманитарные границы прогресса детерминируются выживаемостью человечества к части более общего целого-биосферы Земли.
Другими словами ноосфера - это царство разума, оказывающее давление на Биосферу, подобно давлению живого вещества в ней (Вернадский В.И.) Академик Моисеев Н.Н. размышляя о будущей "Эпохе ноосферы" подчеркивал, что "Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Кто их будет создавать? От того, как следующие поколения смогут усвоить эту тревогу за будущее, понять и реализовать собственную ответственность, и зависит это будущее. Вот почему УЧИТЕЛЬ гот, кто передает эстафету знаний, культуры, особенно в "минуты роковые" превращается в центральную фигуру общества. Ноосферное образование и есть "Система "УЧИТЕЛЬ", которая в условиях Великого Эволюционного перелома, в котором мы живем, и которая характеризуется наступившими пределами прежним механизмам цивилизованного развития, становится частью реализации императива выживаемости России и человечества в целом.
Какое же место занимает ноосферное образование в системе ноосферы будущего? Графически это представлено на рисунке:
Рис. Система ноосферы будущего
Система ноосферы включает четыре подсистемы: материальную; социальную; духовную; информационную. Целью информационной системы являются формирование и развитие единого образовательного пространства. В этой связи она является базовой подсистемой и единым сектором взаимодействия остальных трех подсистем. Взаимодействие материальной и социальной подсистем осуществляется через сектор труда. Сектор перестройки мышления взаимосвязывает духовную и социальную подсистемы, взаимодействие духовной и материальной подсистем осуществляется через сектор выживания и развития.
На плечах социальной подсистемы лежит ответственность за решение глобальных проблем, связанных с развитием ноосферы. Управленческие решения принимают руководители, уровень их интеллекта лежит в плоскости духовной подсистемы. Поэтому качество подготовки руководителя - важнейший фактор в развитии духовно-нравственной сферы в системе ноосферы. В XXI веке - эпохе глобальных перемен, глобальной задачей управления человеческими ресурсами является "производство" компетентных руководителей, способных применить свои знания и умения в изменяющихся условиях и постоянно самообучаются. При компетентностно-ориентированном подходе к развитию персонала (особенно руководителей) возрастают требования не только к постоянному обновлению знаний, но и умений.
Эту задачу призвана решить ноосферная педагогика, которая является педагогикой согласия, а не борьбы, - согласия человека с самим собой, с природой, с окружающим миром. Она обеспечивает приоритет разума и его господства над силой. А это в свою очередь требует внесение коренных изменений в содержание обучения во всех его видах: начальном, среднем, высшем и послевузовском. Это требует дополнительных исследований, осмысления, изменения всех предлагаемых стандартов третьего поколения.