Аннотация. Статья посвящена теоретическим и методическим вопросам обеспечения экономической безопасности. Авторы рассматривают импортозамещение как основу экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность.
Продовольственная безопасность - залог политической и социально-экономической стабильности любого государства. Не исключение составляет и Россия. Однако наша страна на протяжении многих лет является крупнейшим импортером продовольствия из-за непродуманной аграрной политики и слабой финансовой поддержки сельского хозяйства. В современных условиях на фоне экономического кризиса, введенных в отношении России экономических санкций и ответных мер в виде продовольственного эмбарго вопрос преодоления импортозависимости и как следствие, обеспечения продовольственной безопасности становится особенно актуальным.
Продовольственная безопасность России является составной частью системы экономической безопасности страны, и с этой точки зрения обеспечивает экономическую устойчивость и независимость государства, а также его способность предоставить минимально необходимый набор качественных продуктов питания для своих граждан. При этом продовольственную безопасность нельзя рассматривать только в рамках экономической безопасности, поскольку она находится в тесной взаимосвязи с другими составляющими национальной безопасности.
C точки зрения требований экономической и продовольственной безопасности каждая отдельно взятая страна должна обладать собственным производством необходимых продуктов питания. Но в силу географического расположения государства поставлены в неравные условия, что не позволяет вести натуральное хозяйство. Это обстоятельство заставляет импортировать если не готовую продукцию, то хотя бы сырье для ее производства.
К сожалению, большая часть импортного продовольствия ставит под угрозу здоровье граждан, так как основная его масса при относительно низкой цене не отвечает экологическим стандартам. Многие консерванты, красители и вкусовые добавки запрещены к продаже в Западных странах, разрешены в России и в странах «третьего» мира. Тем самым продукты питания превращаются из пищи в оружие геноцида.
Немаловажно то, что импортозависимость в продовольственной сфере влечет усиление зависимости от экономической и политической конъюнктуры мирового рынка, а поскольку обеспеченность продуктами питания имеет первоочередную важность для жизнеобеспеченности общества - ставит в зависимость все сферы безопасности России.
По данным Росстата общая доля импорта продовольственных товаров во внутреннем потреблении в первом квартале 2015 г. составила 32 % [1]. Это в полтора раза выше порога продовольственной безопасности. По мнению академика РАН А. Аганбегяна ситуация с отдельными продуктами в стране близка к критической. Россия не в состоянии обеспечить население в необходимом объеме молоком, говядиной, маслом и фруктами. Так, по данным Института комплексных стратегических исследований в 2013 г. доля импорта фруктов и ягод достигала 70 %, сухого молока и сыров 50 %, говядины и свинины 30 %. Эти значения означают реальную угрозу продовольственной безопасности особенно в условиях обострения политической и экономической ситуации. Затраты на импорт сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - это по существу не реализованные внутренние инвестиции в аграрную сферу экономики, поддержка иностранного, а не отечественного товаропроизводителя, хотя сельское хозяйство привлекательно для инвесторов, поскольку на 1 руб. федеральных средств привлекается 5-6 руб. частных инвестиций. В этой связи государству необходимо срочно перейти к разработке и внедрению реальных механизмов импортозамещения на рынке продовольственных товаров.
Импортозамещение в агропромышленном комплексе, по мнению некоторых исследователей, целесообразно рассматривать с точки зрения функционального подхода, как стратегию экономического развития отрасли по рационализации импорта путем стимулирования и поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, создания на территории страны новых производств, в том числе и с участием иностранного капитала, для организации производства и (или) увеличения производства продукции, которая прежде завозилась из-за рубежа. При этом, для уменьшения импорта могут быть использованы различные методы и формы государственного регулирования поступления продовольственного импорта в страну (например, сочетание высоких импортных пошлин с налоговыми льготами местным производителям).
В качестве целей импортозамещения можно обозначить следующие:
1. Создать условия для обеспечения продовольственной безопасности страны и отдельных ее регионов.
2. Обеспечить превосходство экспорта над импортом в аграрном секторе.
3. Содействовать эффективному функционированию внутреннего продовольственного рынка.
Следует отметить, что при решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей как страны, так и отдельных ее регионов. Очевидно, что полная замена импортных продовольственных товаров на отечественные невозможна, прежде всего в силу географических и климатических особенностей нашей страны. Тем не менее Россия как обладательница богатейших плодородных земель и водных ресурсов может и должна замещать импортное продовольствие, которое возможно производить в наших природных условиях.
При этом, процесс импортозамещения должен осуществляться в соответствии с критериями экономической, социальной и стратегической целесообразности. Экономическая целесообразность импортозамещения заключается в том, что отечественное производство позволяет предоставить рабочие места своим гражданам и сохранить прибавочную стоимость, которая не попадает в страну, если приобретать продукцию за рубежом. Социальная целесообразность импортозамещения заключается в росте престижа отечественных продуктов среди населения, а стратегическая - в предотвращении попыток давления со стороны иностранных государств, обусловленного высокой импортозависимостью России.
Со времени введения Россией продовольственного эмбарго прошло чуть более года и об успехах политики импортозамещения говорить пока преждевременно. При этом, по данным РБК в 2014 г. поставки продовольствия (без учета сельхозсырья) в стоимостном выражении сократились на 9% (с $39 млрд до $35,4 млрд), а в весе – на 7%. В четвертом квартале 2014 г. падение импорта продовольствия значительно ускорилось и составило 24,6% (с $11,7 млрд до $8,8 млрд). Во многих случаях провал импорта может говорить об импортозамещении, но лишь в теории. В 2015 году снижение импорта ожидается на уровне 35-45%. Очевидно, что за такой короткий период сложно значительно увеличить производство отечественной сельскохозяйственной продукции. Это невозможно не только из-за непродолжительности периода и особенностей ведения сельского хозяйства, но из-за того, что большая часть необходимого оборудования импортируется, а для стабильного производства больших объемов необходимы масштабные инвестиции в создание новых производств с длительным сроком окупаемости.
Кроме того, ускоренное импортозамещение за счет дополнительного производства отечественной сельскохозяйственной продукции невозможно без одновременного развития сельских территорий. При этом, согласно новой редакции Госпрограммы развития сельского хозяйства, общий объем финансирования ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» сокращается почти вдвое. Но, даже если бы инвестиции были выделены в необходимом объеме, следует учитывать, что сельское хозяйство - сравнительно инерционная отрасль с медленным оборотом капитала и высокими рисками его освоения.
Чтобы успешно осуществить импортозамещение, а не перераспределение значительных импортных потоков сельскохозяйственной продукции между экспортерами, потребуется сравнительно длительный период. Отечественное сельское хозяйство не сможет относительно быстро отреагировать даже на повышение внутреннего спроса на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, вследствие и ряда других причин [2]:
1) высокая зависимость отдельных подотраслей сельского хозяйства от поставок по импорту семян, генетического материала, технологий, технологического оборудования, ветеринарных препаратов, невозможность наладить их производство в стране в относительно короткие сроки;
2) неразвитость кооперативного движения, которое, например, в странах Европейского союза является своеобразным локомотивом развития сельского хозяйства;
3) хронический дефицит новой сельхозтехники и оборудования из-за отсутствия доступа у большинства товаропроизводителей к дешевым кредитам при одновременно высокой закредитованности тех, кто их получал;
4) неразвитость инфраструктуры агропродовольственного рынка и невозможность доступа к ней большинства товаропроизводителей;
5) дефицит финансовых и производственных ресурсов.
Для содействия импортозамещения в сельском хозяйстве России на 2014-2015 годы Правительством Российской Федерации утверждена «дорожная карта», которая содержит комплекс мероприятий (в том числе по разработке нормативных правовых актов), направленных на достижение показателей импортозамещения, установленных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Реализация мероприятий в этой программе позволит по замыслам Правительства обеспечить к 2020 году увеличение производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия и снижение зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок мяса с 21,6% до 7,7%, молока и молочной продукции с 23,6% до 16,6%, овощей и фруктов с 14,6% до 10,1% [4].
Однако, чтобы дать адекватные ответы на современные вызовы - экономические санкции, требуется начать разработку дополнительных мероприятий по ускорению восстановления отечественного агропромышленного производства и внести соответствующие корректировки в планы правительства на ближайшую и дальнюю перспективы.
В связи с этим интересны рекомендации, предлагаемые А.И. Новиковым [5]. Во-первых, необходимо использовать кластерный подход. Под кластером понимается ключевой инструмент управления территориальной агропромышленной политикой. Для российской действительности эта теория остается непроработанной. На практике это проявляется в недостаточной интеграции фирм, слабом использовании современных производственных технологий, неэффективной антимонопольной политике. Во-вторых, представляет интерес формирование полюсов роста или экономических ядер. Для реализации стратегии на основе «ядер» необходимо реализовать следующие мероприятия:
1) смена парадигмы управления агропромышленного комплекса в направлении четкой структуризации элементов экономического механизма;
2) увеличение зон регулирования и участия региональных бюджетов в капиталах интегрированных компаний;
3) повышение статуса региональной агропромышленной политики и т.д.
Во всех развитых странах государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе системой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т.д.) осуществляет постоянную поддержку сельского хозяйства. Это дает возможность не только улучшить продовольственное обеспечение населения страны, но и экспортировать большие объемы сельхозпродукции и продуктов питания.
Основной формой государственной поддержки агропромышленного комплекса должны стать федеральные и региональные целевые программы, стимулирующие товарное производство тех видов продукции, которые необходимы для насыщения продовольственного рынка и достаточно конкурентоспособны. Приоритетным направлением развития сельского хозяйства является широкое использование прогрессивных технических средств и новых технологий в растениеводстве, животноводстве, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. За счет этого может быть получен основной прирост производства продовольствия.
Таким образом, необходимость формирования и развития системы импортозамещения продовольственных товаров в России объективно обусловлена и является важнейшим фактором достижения продовольственной безопасности.Только тогда рациональное использование огромного аграрного потенциала может снять практически все вопросы надежного обеспечения отечественным продовольствием, что позволит России занять достойное место на мировом агропродовольственном рынке.
Ссылки на источники
- Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
- Алтухов А. Продовольственная безопасность в условиях зарубежных санкций [Текст] / А. Алтухов // Аграрная политика: проблемы и решения. - 2014. - № 12. - С. 19-29.
- Антамошкина Е.Н. Аграрная политика и продовольственная безопасность России [Текст] / Е.Н. Антамошкина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - № 6. - С. 45-53.
- Григорьева М.А. Сущность и содержание процесса обеспечения продовольственной безопасности России / М.А. Григорьева // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 113-116.
- Новиков А.И. Импортозамещение на российском рынке продовольствия [Текст] / А.И. Новиков // Вестник Владимирского Государственного Университета. Серия: Экономические науки. - 2014. - № 2 (2). - С. 90-94.
- Радченко В.М. Основы инвестиционной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500.18 "Профессиональное обучение (экономика и управление)" / В. М. Радченко, А. В. Котельников ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежский гос. пед. ун-т". Воронеж, 2006.
- Рожков П.Н. Методика расчета финансовых рисков предприятия-экспортера с использованием финансовых рычагов / М.Н. Волкова, Н.Б. Тарасова, П.Н. Рожков // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. - №12. – С.8-12.
Научный руководитель: Волкова М.Н.