Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена теоретическим и методическим вопросам обеспечения экономической безопасности. Авторы рассматривают импортозамещение как основу экономической безопасности.
Ключевые слова: экономическая безопасность, продовольственная безопасность.

Продовольственная безопасность - залог политической и социально-экономической стабильности любого государства. Не исключение составляет и Россия. Однако наша страна на протяжении многих лет является крупнейшим импортером продовольствия из-за непродуманной аграрной политики и слабой финансовой поддержки сельского хозяйства. В современных условиях на фоне экономического кризиса, введенных в отношении России экономических санкций и ответных мер в виде продовольственного эмбарго вопрос преодоления импортозависимости и как следствие, обеспечения продовольственной безопасности становится особенно актуальным.

Продовольственная безопасность России является составной частью системы экономической безопасности страны, и с этой точки зрения обеспечивает экономическую устойчивость и независимость государства, а также его способность предоставить минимально необходимый набор качественных продуктов питания для своих граждан. При этом продовольственную безопасность нельзя рассматривать только в рамках экономической безопасности, поскольку она находится в тесной взаимосвязи с другими составляющими национальной безопасности.

C точки зрения требований экономической и продовольственной безопасности каждая отдельно взятая страна должна обладать собственным производством необходимых продуктов питания. Но в силу географического расположения государства поставлены в неравные условия, что не позволяет вести натуральное хозяйство. Это обстоятельство заставляет импортировать если не готовую продукцию, то хотя бы сырье для ее производства.

К сожалению, большая часть импортного продовольствия ставит под угрозу здоровье граждан, так как основная его масса при относительно низкой цене не отвечает экологическим стандартам. Многие консерванты, красители и вкусовые добавки запрещены к продаже в Западных странах, разрешены в России и в странах «третьего» мира. Тем самым продукты питания превращаются из пищи в оружие геноцида.

Немаловажно то, что импортозависимость в продовольственной сфере влечет усиление зависимости от экономической и политической конъюнктуры мирового рынка, а поскольку обеспеченность продуктами питания имеет первоочередную важность для жизнеобеспеченности общества - ставит в зависимость все сферы безопасности России.

По данным Росстата общая доля импорта продовольственных товаров во внутреннем потреблении в первом квартале 2015 г. составила 32 % [1]. Это в полтора раза выше порога про­довольственной безопасности. По мнению академика РАН А. Аганбегяна ситуация с отдельными продуктами в стране близка к критической. Россия не в состоянии обеспечить население в необходимом объеме молоком, говядиной, маслом и фруктами. Так, по данным Института комплексных стратегических исследований в 2013 г. доля импорта фруктов и ягод достигала 70 %, сухого молока и сыров 50 %, говядины и свинины 30 %. Эти значения означают реальную угрозу продовольственной безопасности особенно в условиях обострения политической и экономической ситуации. Затраты на импорт сельскохозяйст­венной продукции, сырья и продовольствия - это по существу не­ реализованные внутренние инвестиции в аграрную сферу эконо­мики, поддержка иностранного, а не отечественного товаропроиз­водителя, хотя сельское хозяйство привлекательно для инвесторов, поскольку на 1 руб. федеральных средств привлекается 5-6 руб. ча­стных инвестиций. В этой связи государству необходимо срочно перейти к разработке и внедрению реальных механизмов импортозамещения на рынке продовольственных товаров.

Импортозамещение в агропромышленном комплексе, по мнению некоторых исследователей, целесообразно рассматривать с точки зрения функционального подхода, как стратегию экономического развития отрасли по рационализации импорта путем стимулирования и поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной продукции, создания на территории страны новых производств, в том числе и с участием иностранного капитала, для организации производства и (или) увеличения производства продукции, которая прежде завозилась из-за рубежа. При этом, для уменьшения импорта могут быть использованы различные методы и формы государственного регулирования поступления продовольственного импорта в страну (например, сочетание высоких импортных пошлин с налоговыми льготами местным производителям).

В качестве целей импортозамещения можно обозначить следующие:

1. Создать условия для обеспечения продовольственной безопасности страны и отдельных ее регионов.

2. Обеспечить превосходство экспорта над импортом в аграрном секторе.

3. Содействовать эффективному функционированию внутреннего продовольственного рынка.

Следует отметить, что при решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей как страны, так и отдельных ее регионов. Очевидно, что  полная замена импортных продовольственных товаров на отечественные невозможна, прежде всего в силу  географических и климатических особенностей нашей страны. Тем не менее Россия как обладательница богатейших плодородных земель и водных ресурсов может и должна замещать импортное продовольствие, которое возможно производить в наших природных условиях.

При этом, процесс импортозамещения должен осуществляться в соответствии с критериями экономической, социальной и стратегической целесообразности. Экономическая целесообразность импортозамещения заключается в том, что отечественное производство позволяет предоставить рабочие места своим гражданам и сохранить прибавочную стоимость, которая не попадает в страну, если приобретать продукцию за рубежом. Социальная целесообразность импортозамещения заключается в росте престижа отечественных продуктов среди населения, а стратегическая - в предотвращении попыток давления со стороны иностранных государств, обусловленного высокой импортозависимостью России.

Со времени введения Россией продовольственного эмбарго прошло чуть более года и об успехах политики импортозамещения говорить пока преждевременно. При этом, по данным РБК в 2014 г. поставки продовольствия (без учета сельхозсырья) в стоимостном выражении сократились на 9% (с $39 млрд до $35,4 млрд), а в весе – на 7%. В четвертом квартале 2014 г. падение импорта продовольствия значительно ускорилось  и составило 24,6% (с $11,7 млрд до $8,8 млрд). Во многих случаях провал импорта может говорить об импортозамещении, но лишь в теории. В 2015 году снижение импорта ожидается на уровне 35-45%. Очевидно, что за такой короткий период сложно значительно увеличить производство отечествен­ной сельскохозяйственной продукции. Это невозможно не только из-за непродолжительности периода и особенностей ведения сель­ского хозяйства, но из-за того, что большая часть необходимого оборудования импортируется, а для стабильного производства больших объемов необходимы масштабные инвестиции в создание новых производств с длительным сроком окупаемости.

Кроме того, ускоренное импортозамещение за счет дополнительно­го производства отечественной сельскохозяйственной продукции невозможно без одновременного развития сельских территорий. При этом, согласно новой редакции Госпрограммы развития сельского хозяйства, общий объем финансиро­вания ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» сокращается почти вдвое. Но, даже если бы инвестиции были выделены в необходи­мом объеме, следует учитывать, что сельское хозяйство - сравни­тельно инерционная отрасль с медленным оборотом капитала и вы­сокими рисками его освоения.

Чтобы успешно осуществить импортозамещение, а не перерас­пределение значительных импортных потоков сельскохозяйст­венной продукции между экспортерами, потребуется сравнительно длительный период. Отечест­венное сельское хозяйство не сможет относительно быстро от­реагировать даже на повышение внутреннего спроса на сельско­хозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, вследствие и ряда других причин [2]:

1) высокая зависимость отдельных подотраслей сельского хозяйст­ва от поставок по импорту семян, генетического материала, техно­логий, технологического оборудования, ветеринарных препаратов, невозможность наладить их производство в стране в относительно короткие сроки;

2) неразвитость кооперативного движения, которое, например, в странах Европейского союза является своеобразным локомотивом развития сельского хозяйства;

3) хронический дефицит новой сельхозтехники и оборудования из-за отсутствия доступа у большинства товаропроизводителей к дешевым кредитам при одновременно высокой закредитованности тех, кто их получал;

4) неразвитость инфраструктуры агропродовольственного рынка и невозможность доступа к ней большинства товаропроизводителей;

5) дефицит финансовых и производственных ресурсов.

Для содействия импортозамещения в сельском хозяйстве России на 2014-2015 годы Правительством Российской Федерации утверждена «дорожная карта», которая содержит комплекс мероприятий (в том числе по разработке нормативных правовых актов), направленных на достижение показателей импортозамещения, установленных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Реализация мероприятий в этой программе позволит по замыслам Правительства обеспечить к 2020 году увеличение производства сельхозпродукции, сырья и продовольствия и снижение зависимости внутреннего продовольственного рынка от импортных поставок мяса с 21,6% до 7,7%, молока и молочной продукции с 23,6% до 16,6%, овощей и фруктов с 14,6% до 10,1% [4].

Однако, чтобы дать адекватные ответы на современные вызовы - экономические санкции, требуется начать разработку дополнительных мероприятий по ускорению восстановления отечественного агропромышленного производства и внести соответствующие корректировки в планы правительства на ближайшую и дальнюю перспективы.

В связи с этим интересны рекомендации, предлагаемые А.И. Новиковым [5]. Во-первых, необходимо использовать кластерный подход. Под кластером понимается ключевой инструмент управления территориальной агропромышленной политикой. Для российской действительности эта теория остается непроработанной. На практике это проявляется в недостаточной интеграции фирм, слабом использовании современных производственных технологий, неэффективной антимонопольной политике. Во-вторых, представляет интерес формирование полюсов роста или экономических ядер. Для реализации стратегии на основе «ядер» необходимо реализовать следующие мероприятия:

1) смена парадигмы управления агропромышленного комплекса в направлении четкой структуризации элементов экономического механизма;

2) увеличение зон регулирования и участия региональных бюджетов в капиталах интегрированных компаний;

3) повышение статуса региональной агропромышленной политики и т.д.

Во всех развитых странах государство с помощью различных экономических и финансовых действий и приемов (в том числе системой дотаций и компенсаций, ослаблением или освобождением от налогов, снижением тарифов на потребляемые сельским хозяйством ресурсы, системой кредитования и страхования с компенсацией из бюджета и т.д.) осуществляет постоянную поддержку сельского хозяйства. Это дает возможность не только улучшить продовольственное обеспечение населения страны, но и экспортировать большие объемы сельхозпродукции и продуктов питания.

Основной формой государственной поддержки агропромышленного комплекса должны стать федеральные и региональные целевые программы, стимулирующие товарное производство тех видов продукции, которые необходимы для насыщения продовольственного рынка и достаточно конкурентоспособны. Приоритетным направлением развития сельского хозяйства является широкое использование прогрессивных технических средств и новых технологий в растениеводстве, животноводстве, на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности. За счет этого может быть получен основной прирост производства продовольствия.

Таким образом, необходимость формирования и развития системы импортозамещения продовольственных товаров в России объективно обусловлена и является важнейшим фактором достижения продовольственной безопасности.Только то­гда рациональное использование огромного аграрного потенциала может снять практически все вопросы надежного обеспечения оте­чественным продовольствием, что позволит России занять достой­ное место на мировом агропродовольственном рынке.

Ссылки на источники 

  1. Федеральная служба государственной статистики www.gks.ru
  2. Алтухов А. Продовольственная безопасность в условиях зарубежных санкций [Текст] / А. Алтухов // Аграрная политика: проблемы и решения. - 2014. - № 12. - С. 19-29.
  3. Антамошкина Е.Н. Аграрная политика и продовольственная безопасность России [Текст] / Е.Н. Антамошкина // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2013. - № 6. - С. 45-53. 
  4. Григорьева М.А. Сущность и содержание процесса обеспечения продовольственной безопасности России / М.А. Григорьева // Молодой ученый. - 2012. - №2. - С. 113-116.
  5. Новиков А.И. Импортозамещение на российском рынке продовольствия [Текст]  / А.И.  Новиков // Вестник Владимирского Государственного Университета. Серия: Экономические науки. - 2014. - № 2 (2). - С. 90-94.
  6. Радченко В.М. Основы инвестиционной деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 030500.18 "Профессиональное обучение (экономика и управление)" / В. М. Радченко, А. В. Котельников ; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Воронежский гос. пед. ун-т". Воронеж, 2006.
  7. Рожков П.Н. Методика расчета финансовых рисков предприятия-экспортера с использованием финансовых рычагов / М.Н. Волкова, Н.Б. Тарасова, П.Н. Рожков // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. - №12. – С.8-12. 

Научный руководитель: Волкова М.Н.