Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье анализируется роль ономастического материала как средства расширения лингвистического кругозора учащихся на уроках русского языка и литературы, а также при организации внеклассной работы. В статье также обосновывается необходимость использования материала региональной ономастики для расширения межпредметных связей.
Ключевые слова:собственные имена, оним, ономастическое пространство, региональная ономастика,  межпредметные связи. 

Являясь неотъемлемой частью лексической системы языка, «собственные имена разных типов пронизывают все сферы человеческой жизни и деятельности» [1], а потому содержат в себе важный информационный потенциал, необходимый для формирования лингвальной и этнокультурной компетенций учащихся.

Ономастика как самостоятельный раздел науки о языке в школе не изучается, между тем исследование ономастического материала как средства  расширения лингвистического кругозора учащихся и становления всесторонне развитой личности «позволит решить ряд задач учебно-лингвистического и идейно-воспитательного характера» [2].

В процессе изучения произведений русской литературы в школьном курсе есть возможность обратиться к истории возникновения русских имен. Сведения о различных периодах формирования антропонимической системы русского национального языка дают возможность проанализировать мирские, собственно русские по происхождению имена (например, Кожемяка, Добрыня, а такжетак называемые княжеские имена Владимир, Ярослав, с которыми учащиеся сталкиваются при изучении русских былин), христианские личные имена, вошедшие в древнерусский антропонимикон после крещения Руси в 988 г. (Николай, Татьяна), и заимствования из других языков – ранние (Игорь, Олег, Ольга) и поздние (Феликс, Роберт, Рудольф и пр.). Важную культурологическую информацию содержат  личные имена – неологизмы советского периода, образованные от нарицательных существительных с идеологической семантикой (Заря, Идея, Свобода), от  собственных имен (Владлен от Владимир Ленин, Сталина от Сталин) или от словосочетаний идеологического характера (Пятвчет от «Пятилетку в четыре года», Персострат от «Первый советский стратостат»).

Большой интерес для изучения представляют собой прозвищные имена (Ярослав Мудрый, Василиса Премудрая) и прозвища как самостоятельная антропонимическая категория, встречающаяся в художественных произведениях: установление значений поэтонимов (имён собственных в художественном тексте), являющихся отражением творческого мышления писателя, богатства его языка и особенностей стиля, значительно облегчает понимание художественного образа, что, в свою очередь, способствует раскрытию авторской позиции.

Важную смысловую нагрузку несут на себе онимы, выступающие в качестве заглавия художественного произведения: это могут быть антропонимы, указывающие на главное действующее лицо (Л. Толстой. Анна Каренина, И. Гончаров. Обломов), зоонимы,устанавливающиефакт индивидуализации носителя данной клички (И. Тургенев. Муму, А. Чехов. Каштанка), топонимыили гидронимы, содержащие указание на место действия (М. Лермонтов. Бородино, М. Шолохов. Тихий Дон),фитонимы (А. Ахматова. Подорожник), мифонимы (А. Толстой. Кикимора), а также другие виды онимов, которые не только выполняют выделительную и прогнозирующую функции, но и служат источником дополнительной информации. 

Исследование имен собственных, входящих в структуру художественного текста, предполагает систематизацию поэтонимов, установление принципов их номинации и разностороннее изучение их функционально-стилистических возможностей, а значит, позволяет проследить связи ономастики с другими лингвистическими дисциплинами, прежде всего лексикологией, объектом исследования которой является слово. Привлечение данных диалектологии и этимологии способствует установлению  происхождения образующей основы поэтонимов.

Имена собственные в художественном произведении помогают раскрыть идейный замысел автора, дают максимально исчерпывающую информацию о литературных персонажах и формируют определенное восприятие этих героев у школьников. Литературные онимы, представляющие собою традиционные, реально существующие имена, служащие для создания привычной обстановки, узнаваемости, типичности и наглядности образов (Гуров, Дымов), и вымышленные, чаще «говорящие», с прозрачной внутренней формой (например, фамилии героев рассказов А. Чехова – Писулин, Плевков, Портупеев), не только отражают мировоззрение писателя, его эстетические и идеологические взгляды, но и выполняют воспитательную функцию.

Зоонимы, как и другие виды онимов, в тексте способствуют привлечению внимания учащихся к номинации персонажей художественных произведений, пробуждению интереса к предмету обучения, формируют навыки исследовательской работы. Так, нельзя не отметить, что распространенные модели кличек животных, образованные по традиционной для русского фольклора формуле путем добавления отчества и (или) фамилии (кот Федор Тимофеич, гусь Иван Иваныч, свинья Хавронья Ивановна (А.Чехов. Каштанка) несут в тексте определенную стилистическую нагрузку, так же как и клички, восходящие к именам иноязычного происхождения и использующиеся  для того, чтобы подчеркнуть благородное происхождение животного (пудель Вензор (И. Тургенев. Чертопханов и Недопюскин), конь Малек-Адель (И. Тургенев. Конец Чертопханова).

 Изучение функционирующих в художественных произведениях географических названий, относящихся к национальной  топонимической системе (Москва, Тамбов, Ростов и др.), а также  названий зарубежных стран, далеких материков и островов (Австралия, Африка, Мадагаскар и др.) способствует расширению познаний о мире, повышению уровня эрудиции учащихся. В свою очередь использование авторских новообразований с прозрачной внутренней формой (Горизонтские острова, страна Вообразилия, город Припевайск, остров Гдетотам (Б. Заходер)) не только способствует созданию в тексте экзотического колорита,  но и развивает творческое воображение школьников.

Собственные имена являются дополнительным источником изучения языка, истории, материальной и духовной культуры народа. Вопросы, связанные с установлением этимологии антропонимов и других видов онимов, их функций в художественном тексте, принципов номинации, а также вопросы о переходе имен собственных в разряд нарицательных часто включают в задания литературных викторин и олимпиад по русскому языку и литературе. Сведения из истории возникновения собственных имен, их употреблении расширяют круг знаний учащихся, именно поэтому исследование ономастического материала должно осуществляться не только на уроках русского языка и литературы, но и в процессе организациивнеклассной работы.

В современной школе активное развитие получил метод интеграции учебных дисциплин, то есть объединения материалов по различным предметам на основе установления межпредметных связей. К примеру, астронимика и космонимика,занимающиеся изучением названий небесных тел, звёзд, планет, связаны с астрономией; топонимика, рассматривающая названия географических объектов, – с такими дисциплинами, как география и история; фитонимика, изучающаясобственные имёна растений, – с биологией. В соответствии с этим особую важность приобретает комплексное исследование онимов за счет привлечения знаний, полученных в процессе изучения других дисциплин.

Расширение межпредметных связей становится возможным за счет использования лингвокраеведческого материала. Знакомство с именами собственными в масштабах данного региона, выяснение происхождения местных названий, привлечение материала регионального ономастического пространства позволит учителю «значительно разнообразить урок», а ученику – «создать и поддерживать впоследствии интерес к истории «малой родины», к родному языку» [3].

Таким образом, обращение к ономастике в школьной практике – на уроках русского языка и литературы, а также при организации внеурочной работы – помогает оживить урок, делает его более запоминающимся, нестандартным, эмоциональным, формирует у школьников навыки работы с научной литературой и словарями, развивает бережное отношение к языку, к истории и культуре родного края, уважительное, толерантное отношение к другим языкам и культурам и, наконец, способствует становлению всесторонне развитой личности. 

Ссылки на источники

  1. Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного / А. В. Суперанская. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.– 368 с.
  2. Бондалетов, В. Д. Русская ономастика / В. Д. Бондалетов. –Изд. 2-е, доп. – М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. –312 с.
  3. Казанкова, А. А. Изучение лингвокраеведческого материала в школе / А. А. Казанкова // Ономастика Поволжья: материалы XIV Международной научной конференции (Тверь, 10 – 12 сентября 2014 г.) / под ред. И. В. Ганжиной, В. И.  Супруна. – Тверь : Изд-во Марины Батасовой; Альфа-Пресс, 2014. – С. 342-344.