Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В настоящей статье рассматривается история параллели брелоки – брелки и определяется, какой же из этих вариантов в настоящее время является правильным.
Ключевые слова: беглый гласный, словоформа, вариант, словоупотребление. 

Уже в древнерусском языке «беглость гласных» стала распространяться не только на те слова, в составе которых были когда-то редуцированные Ъ и Ь, но и на те, в составе которых были исконные гласные полного образования О и Е. В подобных случаях беглость гласных возникла по аналогии к тем случаям, когда она фонетически закономерна. Этот факт отмечают многие исследователи истории русского языка [3, 4, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17]. Так, например, в современном ров – рва, лёд – льда беглые О и Е появились не на месте слабых Ъ и Ь, а на месте исконных О и Е. В своем исконном виде эти слова зафиксированы в памятниках письменности: въ ровh(Изборник 1076 г.), глhбъ князь мhрилъ море по ледоу (Надпись на Тьмутараканьском камне 1068 г.) [6]. Сохранившаяся форма с гласным О в поговорке «руки в боки, очи в потолоки» и встречающаяся в северновеликорусских диалектах форма «потолока», а также формы с гласным Е «каменя», «кореня» в некоторых говорах, подобно соответствующим словам в украинском и белорусском языках, представляют сохранение первичных О и Е и доказывают, что формы с беглыми О и Е в таких словах явились под влиянием аналогии самостоятельно в русском языке.

Действие аналогии распространилось и на многие заимствованные слова, ср.: курок (из польск. kurek) [13] – курка, марганец (из нем. Marganerz) [13] - марганца, огурец (из ср.-греч. αγουρος) [13] – огурца и т.д. В ходе сбора материала выявился определенный круг заимствованных слов, имеющих параллельные формы: формы с вокализованной финалью (брелока, валета) и формы с нулем гласного (брелка, вальта). На возникновение подобных вариантов оказали определенное влияние стилистические, словообразовательные, семантические и другие факторы. Анализ материала показал, что в каждом конкретном случае это влияние проявилось различным образом. Это обстоятельство ставит нас перед необходимостью более детально остановиться на истории отдельных параллелей и определить хронологию закрепления одного из компонентов. В настоящей статье рассмотрим историю параллели брелоки – брелки и попытаемся определить, какой же из этих вариантов в настоящее время является правильным.

Слово брелок – брелока, брелоки / брелка, брелки, заимствованное в XIX веке из фр. Breloque [15], практически сразу стало общеупотребительным. Многочисленные примеры из различных литературных памятников XIX века наглядно демонстрируют прочность позиций падежных форм брелока, брелоки…: «…на котором (на жилете) висит в виде брелока тяжелая, массивная золотая лягушка…» (Н.С. Лесков. На ножах (1870) [7]; «По жилету лежала изящная цепочка с множеством мельчайших брелоков» (И. А. Гончаров. Обломов (1859) [7]; «― Вы думаете? ― спросил Бакланов, играя брелоками часов. ― Решительно!» (А. Ф. Писемский. Взбаламученное море. (1863)) [7]; «На груди большая золотая цепь с брелоками, на мизинце мелькает крошечными яркими звездочками бриллиантовый перстень» (А. П. Чехов. Драма на охоте (1884) [7]. Формы с нулем гласного в письменных источниках XIX века нам не встретились.

В литературных произведениях начала ХХ века употребляются формы брелока,  брелоки, например: Матросы любят вдевать в петлицу вместо брелока компас (Б. Пильняк. Заволочье (1925) [7]; «Был – перекидывающий, точно брелоки, журналы…» (А. Белый. Начало века. (1930)) [7]. Однако можно отметить единичные случаи употребления словоформ с нулем гласного, например: «Купец сбросил енотку, и на тугом животе его засияла золотая с брелками цепь. (В. Я. Шишков. Ватага (1923) [7] или «Был Матрос с серёжкой в надорванном ухе и часами, у которых вместо брелка повешена заряженная бомба» (А. Гайдар. Жизнь ни во что (1930) [7]. Эти случаи возникновения вариантов нашли отражение в словарях, изданных в первой половине ХХ века. «Толковый словарь русского языка» Д.  Н. Ушакова приводит оба варианта, но подчеркивает, что формы с нулем гласного неправильные [18]; «Словарь русского языка» С. И. Ожегова вообще не приводит формы с нулем гласного [18].

В художественной литературе второй половины ХХ века чаще употребляются формы с гласной огласовкой, например: «Глазунов играл массивной золотой цепочкой с брелоками» (А. Седых. Далекие, близкие. Воспоминания (1979) [7]; «В них уже заняли места барышни, готовящиеся продавать брелоки и платочки» (Б. Васильев. Были и небыли (1988) [7]. Однако «неправильные» формы с нулем звука продолжают проникать в художественные, а особенно в публицистические тексты: согласно статистике, приведенной в Национальном корпусе русского языка, формы с нулем гласного в художественных и публицистических текстах второй половины ХХ века встречаются 9 раз, из них 5 случаев употребления форм брелка, брелком, брелки зафиксировано в 90-е годы ХХ века, например: «Когда он показывал сигареты, я заметил, что у него на левой руке возле часов болтается прямоугольная штучка, что-то вроде брелка, но никак ею не заинтересовался» (В. Войнович. Дело №34840 (1999)) [7] или «Важно то, что владелец брелкá отныне должен заботиться о малыше с помощью кнопок управления» (А. Никонов. Роковые яйца Томагочи // Столица. – 08.12.1997) [7]. Однако в устную речь формы брелкá, брелки проникли раньше. Вспомним, как в кинофильме «Влюблен по собственному желанию» (1982 г.) Вера произносит: «А коллекционирование, марки, монеты, значки и брелки, открытки, билеты, бланки, салфетки, этикетки, бутылки, лампы, чайники».  Итак, в конце ХХ века варианты с нулевой огласовкой встречаются всё чаще. Однако в словарях, изданных во второй половине ХХ века, подобные формы не указываются (например, в «Словаре современного русского литературного языка» в 17 т.) или даются с пометой «не рек. брелка!», как в «Орфоэпическом словаре» под ред. Р. И. Аванесова [8].

Вначале XXI в. наряду с формами брелока, брелоки в произведениях массовой литературы, а также в публицистике и в рекламе активно начинают выступать формы брелкá, брелки: «Думается, вы им помогали, выдали запасной комплект ключей с брелоком сигнализации» и там же: «Страшно люблю разглядывать ненужные вещички: кошельки, брелки, футляры для сигарет и зажигалок» (Д. Донцова. Уха из золотой рыбки (2002)); «Выгружаете поклажу, нажимаете на кнопку брелока…» (М. Сачков. Недетский лепет // За рулем. – 15.03.2004) [7] и «Не прикрепляйте к ключам яркие, запоминающиеся брелки» (М. Григорян. Григорян М. Ключевые проблемы // АиФ. – 14.02.2001) [7]; «Предлагаем Вашему вниманию более 5000 наименований рекламно-сувенирной продукции: ручки, брелоки…» (Рекламные сувениры, 2003 г.) [7] и «Авторучки, зажигалки, брелки с Вашей символикой» (Бизнес-сувениры. 2005 г.) [7], «Вот вам прозрачный намек на подарки: дети обрадуются разным брелкам и значкам, женщины отнесутся благосклонно к кулончикам, пудреницам, духам и газовым шарфикам» (Гороскоп подарков // Комсомольская правда, 2009.12.08). Согласно статистике Национального корпуса русского языка, в художественных текстах начала XXI века зафиксировано 35 случаев употребления словоформ с гласным О и 24 случая употребления словоформ с нулем гласного. В публицистике вокализированных форм 144, форм с нулем гласного 67. Таким образом, несмотря на преобладание форм брелока и подобных, наблюдается тенденция к употреблению форм с нулем гласного

В разговорной речи, особенно в речи молодежи, преимущественно употребляются формы с нулевой огласовкой: «Они сразу же прицепили новые брелки к своим ключам» (Разговоры студенток перед началом занятия // Из коллекции Ульяновского университета, 2007) [7]. «Я вообще всегда говорю брелки, брелоки я даже не слышала» (Ответ студентки на занятии по дисциплине «Русский язык и культура речи», 2015 г.)

Такое активное употребление форм с нулем звука находит отражение в словарях русского языка. «Большой толковый словарь (2000)» (сост. С. А. Кузнецов) [2] и в «Большой толковый словарь правильной русской речи (2006)» (сост. Л. И. Скворцов) [18] как нормативные приводят формы брелока, брелоки, а варианты брелкá, брелки дают с пометой разг..  «Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке» (2000)  форму брелка дает с пометой не рекомендуется.«Словарь ошибок русского языка», изданный в 2006 г.,  предупреждает: «Брелок, не обманывайтесь: буква «о» в этом слове не беглая! Она остается во всех падежах. Приведем правильные варианты: Вы не видели моего брелока (не брелка). Магазин продает брелоки (не брелки)». Однако  в «Большом грамматическом словаре» (2006) (сост. А. Н. Тихонов) [1] обе формы даются как равноправные, без каких-либо стилистических помет. В «Толковом словаре иноязычных слов» (2008) читаем: «БРЕЛО́К, брело́ка [не: брелка́], м. [фр. breloque]. Подвеска для украшения на часовой цепочке, на браслете, на кольце для ключей и т. п. Брело́чный —относящийся к брелоку, брелокам» [18].

Итак, норма образования и употребления форм слова брелок в последние годы испытывает колебания: в устной речи мы все чаще можем услышать брелка, брелки и под., которые, возникнув в разговорной речи  конца ХХ века по аналогии с формами куска, куски, по мере усвоения языком вытесняют исконные формы брелока, брелоки. Формы с нулем гласного все чаще проникают в публицистику и в массовую литературу, что, безусловно, находит отражение в различных словарях. Словари, признавая факт употребления словоформ с нулем гласного, рекомендуют все же в качестве правильного варианта использовать в речи формы брелока, брелоки и подобные. 

Ссылки на источники

  1. Большой грамматический словарь  / Под ред. А. Н. Тихонова:  в 2 т. – Т.1. – М.: Флинта : Наука, 2006.
  2. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. – СПб. : Норинт, 2000. – С. 96.
  3. Борковский В. И., Кузнецов П. С. Историческая грамматика русского языка – М. : Наука, 1965.
  4. Горшкова К. В., Хабургаев Г. А. Историческая грамматика русского языка. – М. : Высшая школа, 1981.
  5. Дибров А. А., Овчинникова В. С., Левчук В. И. Историческая грамматика русского языка – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 1968.
  6. Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. – М.: Просвещение, 1990.
  7. Национальный корпус русского языка // http://www.ruscorpora.ru
  8. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы / под ред. Р. И. Аванесова. – М. : Русский язык, 1988
  9. Скворцов Л. И. Большой толковый словарь правильной русской речи. – М.-СПб: Диля, 2006. – С. 73.
  10. Словари и энциклопедии на академике // http://dic.academic.ru/
  11. Собинникова В. И. Историческая грамматика русского языка. – Воронеж : Изд-во Воронежского университета, 1984.
  12. Соболевский А. И. Лекции по истории русского языка. – М.: Университетская типография, 1891.
  13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4 т. // http://etymolog.ruslang.ru/
  14. Черных П. Я. Историческая грамматика русского языка. Краткий очерк. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1962. – С. 111.
  15. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т.1. – М.: Издательство «Русский язык», 2002. – С.110.
  16. Шахматов А.А. Историческая морфология русского языка. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1957.  – С. 205.
  17. Якубинский Л. П. История древнерусского языка. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1953. – С.142.
  18. Яндекс. Словари. // https://slovari.yandex.ru/