Аннотация. Одним из средств обучения, позволяющим формировать умение учиться, может быть модульное обучение, суть которого выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности. Ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.
Ключевые слова: модульное обучение, модуль.
Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В настоящее время приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, в решении этой задачи главное место занимает формирование универсальных учебных действий (УУД).
Одним из средств обучения, позволяющим решить эту задачу, может быть модульное обучение, суть которого выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности.
Что же такое модуль? Модуль - это функциональный целевой узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему. Модульные занятия отличаются от обычных уроков тем, что учащийся работает с учебной программой, составленной из учебных элементов. Программный материал подается как в словесной, так и в рисуночной или числовой форме. Состоит модуль из учебных элементов. Каждый учебный элемент - это шаг к достижению интегрирующей цели урока.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.
В чем преимущества модульного обучения?
Прежде всего, в ней заложен принцип, который классик гуманистической психологии К. Роджерс считает основным: ученик с помощью модульной программы включен в активный, самостоятельный процесс учения, а учитель в этом процессе его сопровождает, помогая освоить приемы учения и самоуправления.
На первом уроке дается модуль, оговариваются сроки сдачи, в том числе последний день сдачи шагов. Таким образом, ученики заранее знают, что они должны к оговорённому заранее сроку прочитать, разобрать, выучить, нарисовать, написать и.т.д., чтобы получить оценки. По каждому шагу ставится отдельная оценка, что сразу снимает проблему накопляемости оценок. У каждого в тетради нарисована табличка с клетками, где ученик записывает полученную за шаг отметку. Оценки сначала ставятся в тетрадь учета знаний, с тем, чтобы дать ученику, не довольному отметкой, возможность исправить ее до оговоренного срока.
Опыт применения модульного обучения с 2005 года показывает, что данная технология действительно имеет преимущества перед традиционной методикой преподавания литературы.
1. У ученика в ходе работы над модулем формируются все виды универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных и личностных.
2. Ученик учится целеполаганию, он заранее знает, какие виды работы ему следует проделать, чтобы сдать шаг.
3. Осуществляется индивидуальный подход: ученик сам оценивает свои возможности, темп, объем предстоящей работы.
4. Развивается речь: большинство шагов ученик сдает устно, в индивидуальной беседе с учителем.
5. Имеется дифференцированный подход. Каждый сам определяет темп обучения. Ученик, который быстро справляется, может опередить одноклассников и даже перейти к программе следующего класса.
6. Учатся культуре общения: ученик, не знающий ответа на шаг, просит у товарища консультацию или специально усаживается поближе к учителю, чтобы слушать ответы других. Наиболее сильные ученик выступают в роли ассистентов учителя, принимая шаги у одноклассников. При этом они учатся не только оценивать ответы одноклассников, но и комментировать, отстаивать свое мнение, быть объективными.
Таким образом, модульное обучение действительно является одним из эффективных средств формирования универсальных учебных действий обучающихся.
Ссылки на источники
- Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения. М., Биология в школе № 5, 1999.
- Бурцева О.Ю. Модульное обучение. Вопросы и ответы. Биология в школе № 4, 2001.
- Народное образование Якутии. Общественно-педагогический журнал, №4, 2009 г.
- Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. №5, 2009 г.
- Русский язык. Методическая газета для учителей-словесников. №6, 2009 г.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., Народное образование, 1998.
- Смелова В.Г. Модульное обучение. М., Биология (приложение к газете "1 сентября") №№ 35-38, 1999.
- Черкасская Н.Б., Кругликова Л.С., Корчагина Л.В. Система внутришкольного контроля по биологии на модульной основе (VI-IX класса). М., 1994
- Этнос. Образование. Личность. Сборник статей. Якутск, 2009 г.