Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрываются педагогические условия профессиональной самореализации выпускников вуза. Анализируются причины их низкой конкурентоспособности на современном рынке труда. Рассматриваются базовые условия самореализации личности через призму успешной профессиональной карьеры.
Ключевые слова: личность, самореализация, профессиональная карьера, педагогические условия. 

Кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества влекут за собой радикальные изменения в профессиональных ценностях
и поступках людей. На рынке труда как никогда ценится качество рабочей силы, что автоматически повышает конкуренцию среди трудоспособных граждан. В такой ситуации наиболее уязвимой категорией населения является молодежь. «Сравнительно низкую конкурентоспособность студентов обуславливает действие ряда факторов:

-недостаток профессиональных знаний, квалификации и навыков;

-совмещение значительной частью студентов работы с учебой;

-инфантилизм части студентов, привыкшей бесплатно получать основные жизненные блага (от государства, родителей и т. д.)» [1]

Кроме того, студенты затрудняются осуществлять адекватную профессиональную самоидентификацию относительно выбранной специальности, которая во многом основывается на интуитивной самооценке.

Между тем, в ценностных ориентациях современной молодежи карьерный рост стоит на первых позициях. Опрос студентов показал, что 87% выпускников педагогического вуза успешную самореализацию связывают именно с карьерным ростом. Базовыми условиями самореализации личности выступают психологические, педагогические и социальные факторы. Подробнее остановимся на педагогических условиях, которые концентрируются в системе обучения и воспитания и сами по себе являются системообразующими основами самореализации. 

Известный социолог В. Парето выявил закономерность «20*80», по которой только 20% работающего населения реализуют себя на трудовом поприще на 80%, а оставшиеся 80% работоспособных людей открываются лишь на 20%, совершенно не используя свои таланты, потенциал и возможности. [3, С.162-205]

Чтобы попасть в число этих 20 % необходимо начать работу над собой еще  в вузе. Обучение в вузе – один из начальных этапов формирования и становления человека как субъекта будущей профессиональной деятельности. Студенческий период в рамках концепции профессионального развития личности рассматривается не только как период  адаптации, приспособления, подготовки к будущей профессиональной деятельности, но и как этап профессионального самопознания, самоопределения, поиска путей реализации в будущей профессии своих возможностей. Именно этот период является наиболее сензитивным для заложения фундамента будущей профессиональной самореализации. Задача  вуза заключается в подготовке выпускника профессиональной самореализации в будущем, что требует разработки  применения специального комплекса средств и методов, стимулирующих этот процесс. [2]

Существуют основополагающие критерии успеха в карьере, которые значительно повышают шансы каждого трудящегося в отдельности. Все критерии подразделяются на субъективные, зависимые, и объективные, не зависящие от человека. К субъективным факторам относятся: увлеченность и удовлетворение от дела, которым занимаешься; умение расставлять приоритеты в профессиональной деятельности; стремление к постоянному совершенствованию в профессиональном плане; умение рисковать; быстрая обучаемость и др.  Объективными факторами достижения успеха в карьерном росте являются регулярное образование и самообразование;  безупречная профессиональная репутация; эмоциональная стабильность; добросовестность; уважение и признание коллег и сослуживцев; поддержка и понимание членов семьи; должность, продвижение по служебной лестнице; количество подчиненных; мера ответственности; популярность конкретной сферы занятости в настоящее время.

На наш взгляд, предпосылки блестящей карьеры человека происходят еще в студенческие годы. Ведь большинство успешных ныне людей, в студенчестве были инициативными ребятами, с активной жизненной позицией. Еще в молодости они выработали в себе коммуникабельность, умение работать в команде, и брать ответственность на себя. Эти самые навыки необходимы для построения профессиональной карьеры.

Литература:

  1. Гарбузова, Г.А. Профессиональная самореализация студента в современных условиях: эл. ресурс / Г.А. Гарбузова. – [http://bibliofond.ru/]
  2. Пряжников, Н.С., Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие / Н.С. Пряжников. – М.: Академия, 2008.
  3. Шумпетер, Й.  Десять великих экономистов от Маркса до Кейнса: пер. с англ.  — М.: Институт Гайдара, 2011.