Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье рассматривается опыт применения облачных технологий, которые основываются на программном продукте Microsoft Office 365 University. Анализируются основные модели использования облачных технологий и их возможности для применения в учебном процессе высшего учебного заведения.
Ключевые слова: облачные технологии, облачные вычисления, информационные технологии, Microsoft Office 365, учебный процесс, вуз. 

Система образования в нашей стране постоянно совершенствуется и развивается, открывая при этом доступ к использованию различных современных информационно-коммуникативных ресурсов. Процесс информатизации образования является одним из перспективных и быстро развивающихся в образовательной сфере. Данный процесс нацелен, прежде всего, на развитие инфраструктуры образовательных организаций, а именно, их информационной образовательной среды и предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных систем, которые должны позволить увеличить эффективность взаимодействия между ними.

Одной из таких технологий, которая позволяет создать единую образовательную среду, способствовать развитию непрерывному образованию и гармоничному применению электронных образовательных ресурсов в учебном процессе, являются облачные технологии (облачные вычисления).

Согласно рекомендациям Национального института стандартов и технологий (NIST), выпущенным в сентябре 2011 года, облачные вычисления (англ. cloud computing) — информационно-технологическая концепция, подразумевающая обеспечение повсеместного и удобного сетевого доступа по требованию к общему пулу (англ. pool) конфигурируемых вычислительных ресурсов, которые могут быть оперативно предоставлены и освобождены с минимальными эксплуатационными затратами или обращениями к провайдеру [1]. Из этого следует, что облачные технологии (облачные технологии и облачные вычисления являться синонимами) это своеобразное хранилище или концентрация определенных ресурсов (вычислительных мощностей), доступ к которым осуществляется удаленно, по средствам сетевого доступа.

При практическом использовании облачных технологий необходимо иметь теоретические представления о моделях их обслуживания (использования). На основе этой информации и будет строиться дальнейшее взаимодействие, которое в различных моделях имеет соответствующую специфику.

Всего различают порядка 11 моделей использования облачных технологий, однако нам необходимо знать только 3 базовые модели:

1) Программное обеспечение как услуга (SaaS, англ. Software-as-a-Service) — модель, в которой пользователю предоставляется возможность использования прикладного программного обеспечения, которое работает в облачной инфраструктуре и является доступным из различных клиентских устройств, например, из браузера или посредством интерфейса программы.

2) Платформа как услуга (PaaS, англ. Platform-as-a-Service) — модель, когда пользователю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры для размещения базового программного обеспечения, что позволяет разместить на нём новые или существующие приложения. В состав таких платформ входят инструментальные средства создания, тестирования и выполнения прикладного программного обеспечения — системы управления базами данных, связующее программное обеспечение, среды исполнения языков программирования — предоставляемые облачным провайдером.

3) Инфраструктура как услуга (IaaS, англ. Infrastructure-as-a-Service) предоставляется как возможность использования облачной инфраструктуры для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения, сетями и другими фундаментальными вычислительными ресурсами, например, пользователь может устанавливать и запускать программное обеспечение, которое может включать в себя операционные системы, платформенное и прикладное программное обеспечение [4].

Компанией Microsoft в 2011 году был разработан программный продукт – Office 365, созданный на основе облачных технологий по принципу «программное обеспечение + услуги» в рамках модели SaaS (программное обеспечение как услуга). Office 365 включает в себя ряд приложений и услуг, таких как электронная почта, «облачное» хранилище данных – OneDrive, пакет приложений Microsoft Office (Word, Exel, PowerPoint и др.) и другие функциональные возможности, зависящие от выбранной подписки, к которым осуществляется удаленный доступ по средствам сети интернет [3].

Вместе с развитием данного программного обеспечения начинает развиваться еще одно направление этой системы – Office 365 University, которая позволяет реализовать принципы и возможности концепции облачных технологий и Office 365 в образовательной сфере.

При использовании Office 365 University  в процессе обучения в высшем учебном заведении, следует выделить три основные особенности применения программного обеспечения:

1. Совместная работа преподавателей и студентов над документами. Совместное редактирование документов (курсовых работ, рефератов, СРС, научных статей и др.) в режиме реального времени, исправление и комментирование преподавателем, исправление ошибок обучаемым [2].

2. Функциональное расписание занятий. Оценка занятности преподавателей по календарям, автоматическое оповещение студентов об изменениях в расписании занятий.

3. Совместные мероприятия. Конференции, собрания, презентации, лекции для аудитории до 1500 пользователей, как в видео, так и в аудио формате.

На сегодняшний день компания Microsoft работает с различными учебными организациями и структурами, и некоторые компоненты Office 365 для высших учебных заведений находятся в свободном доступе. Базовый функционал, включающий в себя облачные версии Exchange Online, SharePoint Online и Office Web Apps, а также Lync Online с возможностью видеоконференций предоставляется бесплатно в рамках сотрудничества Microsoft с учебными организациями.

Облачные технологии в сфере образования – это новая тенденция развития инфраструктуры образовательных учреждений, доступа и получения информации, развития коммуникаций между преподавателем и студентами. Эта технология призвана лишь дополнить и ускорить налаженную работу, упростить ее и внести удобные элементы, которые будут способствовать получению качественного, адаптированного к современному темпу жизни, высшего образования. 

Список использованной литературы 

  1. Peter Mell Timothy Grance, The NIST Definition of Cloud Computing (NIST Special Publication 800-145) 2011, p.6.
  2. Емельянова О. А. Применение облачных технологий в образовании [Текст] / О. А. Емельянова // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 907-909.
  3. Сорочинский М.А. Использование пакета облачных технологий Office 365 в образовательных целях [Текст] / М.А. Сорочинский // Ступень в педагогическую науку. —  2014. — С. 132-135.
  4. Облачные вычисления [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Облачные_вычисления (дата обращения 01.10.15)
  5. Microsoft Office [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://products.office.com (дата обращения 01.10.15)