Аннотация. В статье представлен педагогический опыт организации воспитательной работы школ г. Якутска. Определены проблемы воспитания школьников в условиях городского социума.
Ключевые слова: личностные качества воспитанников, воспитательная работа, Концепция воспитательной работы города.
Решение стоящих перед системой образования задач зависит от внедрения в практику новейших научно-педагогических технологий и достижений в области управления образовательными системами. Обновленная система управления образованием должна создавать условия для подготовки к дальнейшей жизни в обществе высокоразвитой личности, воспитанной на принципах уважения к собственной культуре, истории, народу. Новые ФГОС общего образования много внимания уделяют воспитанию: его целям, условиям, создаваемым в школе для осуществления воспитательной работы, программному обеспечению воспитательного процесса. Результаты освоения школьниками основной образовательной программы, разделены в Стандартах на личностные, метапредметные и предметные. Среди них именно личностные результаты и являются результатами воспитания. Согласно Стандартам личностные результаты должны отражать следующее: «воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; освоение социальных норм и правил поведения; развития морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование коммуникативной компетентности в общении; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование экологической культуры; осознание значения семьи в жизни человека и общества; развитие эстетического сознания» [1, с.7-9].
В системе образования г. Якутска накоплен богатый опыт организации воспитательной работы и дополнительного образования, обеспечения развития и социализации каждого ребенка с учетом психофизических особенностей в функционирующем учебно-воспитательном процессе. Сохранены и использованы интеллектуальные, кадровые, материальные и финансовые ресурсы системы образования за счет использования принципов эффективного управления и организации воспитательной работы и дополнительного образования. На протяжении последних десяти лет успешно реализовывалась долгосрочная целевая программа развития воспитания и оказания социальной помощи детям и подросткам в г. Якутск «Подросток», нацеленная на создание для детей и подростков благоприятной организационно-педагогической среды для обеспечения социальной адаптации, успешной социализации, интеграции в общество.
Представляет интерес опыт воспитательной работы МОУ СОШ № 33 г.Якутска, школы-Центра эстетического воспитания, демократической культуры и здоровья им. Л.А. Колосовой. Концепция школы ориентирована: на развитие индивидуальных способностей учащихся; на создание модульной структуры, основанной на взаимодействии различных центров. Миссия школы в подготовке гармоничной, саморазвивающейся личности с высоким уровнем гражданственности и ориентацией на здоровый образ жизни. Основная педагогическая задача: поиск оптимальных путей сочетания качественного преподавания основ фундаментальных наук с эстетическим, общественно-политическим воспитанием и оздоровительной работой.
Воспитательная система СОШ №2 г. Якутска строится на деятельности центров: «Интеллект», «Семья», «Досуг», «Центр Дружбы и мира», «Эстетический», «Подросток» , «Здоровье» ,Самоуправление «Содружество»
Программа развития МОБУ СОШ № 17 исходит из следующей стратегической задачи – наиболее полно соответствовать требованиям, предъявляемым к современной школе со стороны всех заинтересованных сторон общества. Для успешного решения поставленной задачи программа развития школы намечены подпрограммы: «Познавательная деятельность»; «Социум»; «Территория здоровья»; «Этнопедагогика – вершина духовной культуры народа» и др. Задача школы в формировании языковой личности, осознающей значение родного языка в жизни человека, судьбе народа; священный долг сохранение и развитие родного языка и передачи будущим поколениям.
В СОШ № 26 проблемы воспитания всегда находятся в центре внимания педагогического коллектива школы. Воспитательная работа концентрируется на формировании следующих качеств характера каждого гражданина: физического и психологического здоровья; широты кругозора и культуры мышления; патриотизма; высокой нравственности; способности жить в условиях социально - экономического развития общества и использовать свои физические и умственные возможности. Ведется по 5 направлениям: досуг, интеллект, здоровье, семья, подросток. Разработаны тематические воспитательные программы «Память», «Каникулы», «Культуру здоровьесбережения каждому ученику», «Мир красотой спасется», посредством которых реализуется содержание основных направлений воспитательного процесса.
В воспитательной работе СОШ №5 имени Н.О.Кривошапкина реализуется Концепция «Формирование менталитета детей и подростков на духовном наследии А.С.Пушкина».
Воспитательная система СОШ № 21 опирается на концепции «Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка». Школа старается создать условия посредством включения ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Например, создан медиацентр, объединяющий школьную медиатеку, школьную газету «21-я планета», видеостудию “Studio 21”, студию компьютерного дизайна и графики «Красота в цифрах».
Таким образом, в системе образования г.Якутска накоплен положительный опыт реализации целевых и вариативных программ воспитания, формирования толерантности и социальной активности молодых якутян, развития их интересов к участию в социально-проектной деятельности, соуправлении, волонтерских практиках и детском общественном движении.
Однако, существуют следующие проблемы воспитания и социализации детей как недостаточный уровень развития инфраструктуры воспитательного процесса в образовательных учреждениях и его ресурсного обеспечения; преобладание мероприятийного подхода к воспитанию, недостаточное количество форм, методов, технологий работы по формированию духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств личности, социально-культурной идентичности, развитие социальной активности, творческих способностей, привитие навыков здорового образа жизнидетям и подросткам; недостаточность уровня профилактической работы по предупреждению употребления психоактивных веществ подростками, занятости внеурочной деятельностью детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, и детей, нуждающихся в психологическо – педагогической помощи; недостаточный уровень деятельности педагогических коллективов по взаимодействию с семьей, возрождению национальных традиций в семейном воспитании.
Необходимость решения отмеченных выше проблем требует консолидации усилий семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, всех социальных институтов города
В связи с этим в была разработана Концепция развития воспитания и социализации детей в системе образования городского округа «город Якутск» на 2013 – 2017 гг. Она должна получить практическое воплощение в следующих перспективных направлениях: духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание; формирование культуры здорового образа жизни как инструмент воспитания ребенка; роль семьи в воспитании и социализации детей и подростков; государственно-общественное управление развитием воспитательного пространства города.
Литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.