Аннотация. В статье рассматривается влияние стратегий поведения в конфликте на групповую сплоченность педагогического коллектива.
Ключевые слова: групповая сплоченность, социально-психологический климат, стратегии поведения в конфликте.
Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности.
Качество социально-психологического климата в педагогическом коллективе определяется в первую очередь отношением учителей друг к другу, к школьному коллективу, к руководителю, к учащимся.
Ни один коллектив не развивается бесконфликтно. Конфликт по своей сути имеет как разрушительное, так и созидательное начало. Это зависит от того, как он будет разрешаться и какие именно стратегии поведения (соперничество, приспособление, компромисс, избегание, сотрудничество) используют участники конфликта в определенной ситуации. Последние, в свою очередь, позволяют прогнозировать групповую сплоченность коллектива.
Нами было проведено исследование педагогического коллектива на предмет групповой сплоченности и способов разрешения конфликтных ситуаций [1, 2, 3]. В исследовании приняли участие 35 учителей одной из сельских школ Республики Татарстан: 29 женщин и 6 мужчин в возрасте от 25 до 50 лет. Педагогический стаж которых составил от 3 до 25 лет.
Результаты тестирования педагогического коллектива по методике К. Томаса (диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению) показали следующие средние значения по выборке в стратегиях конфликтного поведения: «соперничество» - 6,2; «сотрудничество» - 5,57; «компромисс» - 5,97; «избегание» - 6,66; «приспособление» - 5,6.
Проранжировав средние значения теста, мы видим, что для данной выборки педагогов наиболее характерными стратегиями поведения в конфликте являются: «избегание», «соперничество». Меньше всего педагоги используют такую стратегию поведения как «сотрудничество».
Мы считаем, что применение в большей степени этих стратегий поведения в конфликте педагогами связано с тем, что педагогу приходится регулярно сталкиваться с новыми требованиями, которые ему не всегда понятны. Педагог испытывает внутриличностный конфликт, но его решение требует отсрочки во времени. Этим и обусловлено избегание решения нарастающего конфликта здесь и сейчас. Учителю необходимо время адаптации в новой ситуации с целью смены стратегии поведения для решения противоречий. Поэтому, на втором месте, по частоте применения стратегии конфликтного поведения стоит «соперничество».
Соперничество в педагогическом коллективе мы понимаем как необходимое условие здоровой конкуренции в современной школе. Внутри педагогического коллектива существует профессиональная конкуренция между учителями. Этому способствует не только рейтинговая система оплаты труда учителей, требующая высоких индивидуальных показателей, но и стремление к признанию в профессиональной среде. Индивидуальное портфолио учителя свидетельствует о качестве его работы.
Далее с целью изучения групповой сплоченности педагогического коллектива нами была использована методика «Индекс групповой сплоченности» Сишора. Полученные результаты распределились следующим образом: высокий уровень – 25,7 % испытуемых; уровень выше среднего – 31,4 % опрошенных; средний уровень – 31,4 % респондентов; уровень ниже среднего – 8,6 % опрошенных; низкий уровень – 2,9 % испытуемых.
Таким образом, мы видим, что для группы педагогов наиболее характерен средний уровень сплоченности. Это свидетельствует о том, что коллектив способен конструктивно решать возникающие конфликтные ситуации; при необходимости коллеги готовы оказать помощь друг другу, поддержку, способны достигать групповых целей.
Диагностика педагогического коллектива по методике «Шкала оценки психологического климата в коллективе» показала следующие результаты степени благоприятности социально-психологического климата в педагогическом коллективе школы: значительная часть педагогического коллектива школы, а именно 82,8 %, имеют средний уровень благоприятности социально-психологического климата; низкий уровень диагностирован у пятерых членов коллектива, что составляет 14,3 % от группы, и лишь у одного педагога (2,9 % группы) выявлен высокий уровень благоприятности социально-психологического климата.
Полученный результат свидетельствует о достаточно хорошей социально-психологической атмосфере в педагогическом коллективе. Эти данные не противоречат результатам методики Сишора.
Педагоги чувствуют себя комфортно в коллективе, что является одним из условий профессионального развития учителя в коллективе.
Закономерно возник вопрос о наличии взаимосвязи между показателями групповой сплоченности, благоприятного социально-психологического климата со стратегиями поведения педагогов в конфликте. Взаимосвязь между вышеперечисленными показателями была проведена при помощи корреляционного критерия Пирсона. Были выявлены следующие статистически значимые связи между показателями:
«групповая сплоченность» и «избегание» r= - 0.79;
«групповая сплоченность» и «соперничество» r= 0.62;
«групповая сплоченность» и «компромисс» r= 0.33;
«групповая сплоченность» и «сотрудничество» r= 0.76;
«групповая сплоченность» и «приспособление» r= - 0.66;
«социально-психологический климат» и «избегание» r= - 0.8;
«социально-психологический климат» и «соперничество» r= 0.58;
«социально-психологический климат» и «компромисс» r= 0.37;
«социально-психологический климат» и «сотрудничество» r= 0.76;
«социально-психологический климат» и «приспособление» r= - 0.69.
Таким образом, мы видим, что стратегия поведения в конфликте «избегание», которая доминирует у педагогов, имеет сильную отрицательную взаимосвязь. Данная стратегия поведения будет лишь снижать групповую сплоченность коллектива.
Сильная положительная взаимосвязь наблюдается между «групповой сплоченностью» и «соперничеством». Эта связь свидетельствует о том, что конкуренция внутри педагогического коллектива способствует его развитию и не снижает показатель групповой сплоченности. Коллеги адекватно воспринимают здоровую конкуренцию, результатом которой является личностный рост каждого педагога.
Также сильная положительная связь была выявлена между показателем «групповой сплоченности» и «сотрудничеством», несмотря на то, что эту стратегию поведения педагоги не готовы использовать в первую очередь. «Сотрудничество» предполагает сто процентный выигрыш каждого педагога в профессиональной деятельности, что входит в противоречие с требованиями к индивидуальным результатам учителя со стороны администрации.
Стратегия поведения «приспособление» имеет сильную отрицательную взаимосвязь, как с показателем «групповой сплоченности», так и с показателем благополучия социально-психологического климата. Это можно объяснить тем, что в процессе использования тактики «приспособления» в конфликтных ситуациях, педагоги не удовлетворяют здесь и сейчас свои потребности, а лишь адаптируются к происходящему в коллективе. При таком типе решения конфликтной ситуации у педагога может возникнуть внутриличностный конфликт. Учитель не чувствует себя комфортно в коллективе, и чем чаще ему придется использовать тактику решения конфликтных ситуаций с помощью «приспособления», тем больше учитель будет зациклен на собственных переживаниях. Все это не будет способствовать групповой сплоченности коллектива.
Сильный корреляционный показатель между «социально-психологическим климатом» и «избеганием» (r= - 0.8) свидетельствует о том, что уход от решения конфликтных ситуаций ухудшает психологическую атмосферу в коллективе. Данную стратегию поведения учителя школьного коллектива используют чаще всего по результатам ранжирования. «Социально-психологический климат» имеет средний уровень развития. При условии отказа педагогов от частого применения стратегии поведения «избегания» путем открытого обсуждения возникающих проблем, у коллектива улучшится социально-психологический климат.
Положительная взаимосвязь между «социально-психологическим климатом» и «сотрудничеством», «соперничеством» (r= 0.76; r= 0.58) свидетельствует о том, что здоровая конкуренция, желание коллег найти обоюдное решение конфликтов, удовлетворяющее потребности каждой из конфликтных сторон, приводит к укреплению коллектива, к здоровому психологическому климату.
Основными факторами снижения конфликтности и тем самым укрепления групповой сплоченности в педагогическом коллективе будут выступать такие стратегии поведения в конфликте как: сотрудничество и соперничество.
Несмотря на то, что сотрудничество и соперничество являются разнополюсными стратегиями поведения, они показывают путь к созданию благоприятного психологического климата в коллективе и способствуют групповой сплоченности педагогического коллектива. При высокой групповой сплоченности и правильно выбранными стратегиями поведения в конфликте педагогический коллектив способен решать на высоком уровне поставленные перед ним образовательные и воспитательные задачи.
Литература:
- Определение индекса групповой сплоченности Сишора // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. – C. 179-180.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: ИД «Бахрак», 2011. – 672 с.
- Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н.В. Гришиной) // Психологические тесты / Под ред. А.А.Карелина: В 2 т. – Т.2. – М., 2001. – С. 69-77.