Аннотация. В данной статье рассматриваются основные принципы музейной педагогики: тесная органическая связь культуры и образования; личностно ориентированный характер деятельности; гуманистическая направленность; педагогическая целесообразность. Представлен опыт апробации технологии музейной педагогики: интеграция музея и школы; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей; комплексность в изучении видов искусств и учебных предметов.
Ключевые слова: музейно-педагогические технологии, учащиеся, педагогика, интерактивная игра, воспитание, развитие.
Современное педагогическое сообщество в процессе своей деятельности все чаще сталкивается со значительной динамикой уровня развития культуры среди молодежи. В связи с этим, опираясь на содержание и цели ФГОС второго поколения, направленного не только на повышение качества знаний по школьным предметам, но и на подъем общей культуры учащихся, проводится усиленная работа. Одной из важных составляющих в этой многоплановой деятельности является музейная педагогика, которая согласно ФГОС должна строится на системно-деятельностном подходе, являющимся основой формирования универсальных учебных действий. Происходящие процессы гуманизации и гуманитаризации школьного образования нацеливают педагогов на работу по раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию их личностной культуры. Совершенствование обучения, использование инноваций при решении задач воспитания культуры, главным образом, эстетического воспитания и культуры общения, привели к разработке методов, направленных на активизацию мыслительной деятельности, воображения и творческого потенциала индивида в целом. В основу музейно-педагогической технологии положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, взаимоотношений людей. Данная технология в своем аспекте решает вопрос, каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Основными принципами музейной педагогики являются: тесная органическая связь культуры и образования; высокий уровень интеграции музея и школы; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей; комплексность в изучении видов искусств; учебных предметов; личностно ориентированный характер деятельности; гуманистическая направленность; педагогическая целесообразность [4,5,6].
Разработка данной методики основана на практике проведения внеурочной работы в Национальном художественном музее РС(Я) среди учащихся школ русскоязычных классов городской школы с использованием элементов интерактивной игры - конструирования и создания собственных художественных объектов. Используется прием – хэппенинг - особая среда для внеурочного занятия в музее (среда мифотворчества), в которой учащиеся могут самостоятельно формировать новые произведения и демонстрировать их (скульптуры мифических животных, письменные произведения и т.д.) [1, 2,3].
Примером, апробации технологии служит участие учащихся в интерактивной выставке современного искусства Александра Райхштейна, экспонировавшейся в марте 2014 г. в г. Якутске).
В результате проведения трех основных этапов проектной деятельности мы осуществили следующие межпредметные связи:
Виды деятельности ученика |
Литератур ное чтение |
Музыка |
Окружающий мир |
Техно логия |
На предварительном этапе |
||||
Знакомство с литературой о творчестве художника Александра Райхштейна и музыкой выставки. |
|
+ |
|
|
Поиск информации с использованием ресурсов Интернета |
+ |
|
|
|
Знакомство с историей Национального художественного музея РС(Я) |
|
|
+ |
+ |
Чтение книг “Мифы Греции”, “Мифы.....” |
+ |
|
|
|
Чтение книг и интернет ресурсов о мифологических животных из легенд народов Якутии. |
+ |
|
+ |
|
На основном этапе |
||||
Ознакомление с работой музея и выставки |
|
|
+ |
|
Конструирование скульптур на выставке |
|
|
+ |
+ |
Заполнение анкет и написание историй |
+ |
|
|
|
На заключительном этапе |
||||
Подготовка сочинения |
+ |
|
|
|
Участие в съемках программы |
|
|
+ |
|
А также наблюдаем следующую динамику освоения универсальных учебных действий и развития эстетической культуры и культуры общения учащихся:
Виды деятельности ученика |
Содержание деятельности |
УУД |
Знакомство с творчеством художника Алекс андра Райхштейна |
На уроке учитель рассказывает о предстоящем событии, о выставке, о музеях города и Национальном художественном музее РС(Я).
О теме выставке, о понятии “мифологический конструктор” и понятии “Бестиарии” как собрании мифологических животных.
Учитель дает задание найти дополнительную информацию по теме. Найти в легендах описание мифологического животного народов Якутии.
Учащийся должен самостоятельно выбрать какие животные и легенды какого народа он будет “исследовать”. |
Регулятивные УУД. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. |
Поиск информации с использованием ресурсов Интернета |
Ученикам также дается задание самим найти допольнительную информацию о художнике, о современном искусстве, о той сфере художественного творчества, которой занимается Александр Райхштейн. ЧТо такое скульптура? Есть ли дома у детей скульптуры дома? Какие стили они отражают? Есть ли современные скульптуры уних дома и т.д |
Регулятивные УУД. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
Коммуникативные УУД - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции). |
ЧТение книг и использование других ресурсов в том числе интернет-ресурсов) о мифологических животны из легенд народов Якутии. |
|
Регулятивные УДД. • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. |
На основном этапе |
||
Конструирование скульптур на выставке |
Во время конструирования скульптур ученики должны 1. Определить цель: создать скульптуру Для этого они должны представить какую фигуру они должны построить, 1. определить могут ли они это сделать самостоятельно 2. соотнести желаемый результат и способы его достижения: смоделировать процесс постройки скульптуры. Ответит на вопросы: смогу ли я один построить эту фигуру? Кого мне выбрать в товарищи и каковы будут отношения: подчиненного или партнера? Какой тип коммуникацийболее эффективен? Как могут воспринять мой тип поведения? Могу ли я скорректировать тип моего взаимодействия?
|
Регулятивные УУД ( управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность).
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, M3.
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
работать индивидуально и в группе. |
|
|
Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
|
Заполнение анкет и описание животного, создание его истории и визуального образа |
Заполнение анкет и написание кратких историй о мифическом животном. |
Познавательные УУД развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности. |
На заключительном этапе |
||
Подготовка сочинений и рисунков о мифологических животных.
|
На этом этапе учащиеся могут по желанию написать сочинение о своих впечатлениях о конструировании, Или о сочинение об отдельном мифическом животном, развить тему о животном, которое было создано на выставке основываясь на дополнительной информации. |
Познавательные УУД Формирование умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации. |
Участие в съемках программы. |
Съемки программы предполагали коммуникации с ведущим программы, журналистом, автором программы, в которой основным действующим лицом были учащиеся. Интервью в реальных условиях требуют от учащихся быстрой реакции, формулирования своих идей, строить умозаключения. Непривычные, реальные, а не учебные условия позволили некоторым учащимся проявить себя, раскрыть свои способности. |
Познавательные УУД формирование умений строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. |
Таким образом, музейно-педагогическая технология в соответствии со стандартом направлена не только на активизацию творческих способностей личности, и формирование учебно-универсальных действий, но и на формирование духовно-нравственных ценностей человека. Музей как символ культуры и как образовательное учреждение создает ценную среду для формирования разносторонне развитой и толерантной личности, развития его общей культуры и культуры общения.
Список используемой литературы
- Буров, Н. В. Образовательно-воспитательная деятельность музея в условиях модернизации общества [Текст] / Н. В. Буров // Педагогика. - 2011. - № 6. - С. 34-42.
- Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О.Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4. - С. 37-41.
- Рудецкий, О. А. Образовательный потенциал музея (в аспекте этнической культуры) [Текст] / О. А. Рудецкий // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 121-125.
- Савина, Г. В. Музейно-педагогические технологии как средство эстетического воспитания [Текст] / Г. В. Савина // Воспитание школьников. - 2011. - № 2. - С. 50-54.
- Степанова Л.В., Аманбаева Л.И. Дополнительное образование учащейся молодежи: подходы и опыт работы. – Якутск, 2009. – 129 с.
- Фесенко, Г. Инструмент педагогики: мини - музей [Текст] / Г. Фесенко // Библиотека. - 2010. - № 8. - С. 33-34.