Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные принципы музейной педагогики: тесная органическая связь культуры и образования; личностно ориентированный характер деятельности; гуманистическая направленность; педагогическая целесообразность. Представлен опыт апробации технологии музейной педагогики: интеграция музея и школы; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей; комплексность в изучении видов искусств и учебных предметов.
Ключевые слова: музейно-педагогические технологии, учащиеся, педагогика, интерактивная игра, воспитание, развитие. 

Современное педагогическое сообщество в процессе своей деятельности все чаще сталкивается со значительной динамикой уровня развития культуры среди молодежи. В связи с этим, опираясь на содержание и цели ФГОС второго поколения, направленного не только на повышение качества знаний по школьным предметам, но и на подъем общей культуры учащихся, проводится усиленная работа. Одной из важных составляющих в этой многоплановой деятельности является музейная педагогика, которая согласно ФГОС должна строится на системно-деятельностном подходе, являющимся основой формирования универсальных учебных действий. Происходящие процессы гуманизации и гуманитаризации школьного образования нацеливают педагогов на работу по раскрытию творческого потенциала учащихся, формированию их личностной культуры. Совершенствование обучения, использование инноваций при решении задач воспитания культуры, главным образом, эстетического воспитания и культуры общения, привели к разработке методов, направленных на активизацию мыслительной деятельности, воображения и творческого потенциала индивида в целом. В основу музейно-педагогической технологии положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, взаимоотношений людей. Данная технология в своем аспекте решает вопрос, каким быть человеку в этом постоянно меняющемся мире. Основными принципами музейной педагогики являются: тесная органическая связь культуры и образования; высокий уровень интеграции музея и школы; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей; комплексность в изучении видов искусств; учебных предметов; личностно ориентированный характер деятельности; гуманистическая направленность; педагогическая целесообразность [4,5,6].

         Разработка данной методики основана на практике проведения внеурочной работы в Национальном художественном музее РС(Я) среди учащихся школ русскоязычных классов городской школы с использованием элементов интерактивной игры - конструирования и создания собственных художественных объектов.  Используется прием – хэппенинг - особая среда для внеурочного занятия в музее (среда мифотворчества), в которой учащиеся могут самостоятельно формировать новые произведения и демонстрировать их (скульптуры мифических животных, письменные произведения и т.д.) [1, 2,3].

Примером, апробации технологии служит участие учащихся в интерактивной выставке современного искусства Александра Райхштейна, экспонировавшейся в марте 2014 г. в г. Якутске).

В результате проведения трех основных этапов проектной деятельности мы осуществили следующие межпредметные связи:

Виды деятельности ученика

Литератур

ное чтение

Музыка

Окружающий мир

Техно

логия

На предварительном этапе

Знакомство с литературой о творчестве художника Александра Райхштейна  и музыкой выставки.

 

+

 

 

Поиск информации с использованием ресурсов Интернета  

+

 

 

 

Знакомство с историей Национального художественного музея РС(Я)

 

 

+

+

Чтение книг “Мифы Греции”, “Мифы.....”

+

 

 

 

Чтение книг и интернет ресурсов о мифологических животных из легенд народов Якутии.

+

 

+

 

На основном этапе

Ознакомление с работой музея и выставки

 

 

+

 

Конструирование скульптур на выставке

 

 

+

+

Заполнение анкет и написание историй

+

 

 

 

На заключительном этапе

Подготовка сочинения

+

 

 

 

Участие в съемках программы

 

 

+

 

А также наблюдаем следующую динамику освоения  универсальных учебных действий и развития эстетической культуры и культуры общения учащихся:

Виды деятельности ученика

Содержание деятельности

УУД
(
Универсальные учебные действия)

Знакомство с творчеством художника Алекс андра Райхштейна

На уроке учитель рассказывает о предстоящем событии, о  выставке, о музеях города и Национальном художественном музее РС(Я).

 

О теме выставке, о понятии “мифологический конструктор”  и понятии “Бестиарии” как собрании мифологических животных.

 

Учитель дает задание найти дополнительную информацию по теме. Найти в легендах описание мифологического животного народов Якутии.

 

Учащийся должен самостоятельно выбрать какие животные и легенды какого народа он будет “исследовать”.

Регулятивные УУД.

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.     

Поиск информации с использованием ресурсов Интернета  

Ученикам также дается задание самим найти допольнительную информацию о художнике, о современном искусстве, о той сфере художественного творчества, которой занимается Александр Райхштейн. ЧТо такое скульптура?

Есть  ли дома у детей скульптуры дома? Какие стили они отражают? Есть ли современные скульптуры  уних дома и т.д

Регулятивные УУД.

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 

Коммуникативные УУД - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции).

ЧТение книг и использование других ресурсов в том числе интернет-ресурсов) о мифологических животны из легенд народов Якутии.

 

Регулятивные УДД.

•        умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

На основном этапе

Конструирование скульптур на выставке

Во время конструирования скульптур  ученики должны 1. Определить цель: создать скульптуру

Для этого они должны представить какую фигуру они должны построить,

1.      определить могут ли они это сделать самостоятельно

2.      соотнести желаемый результат и способы его достижения: смоделировать процесс постройки скульптуры. Ответит на вопросы: смогу ли я один построить эту фигуру? Кого мне выбрать в товарищи и каковы будут отношения: подчиненного или партнера? Какой тип коммуникацийболее эффективен? Как могут воспринять  мой тип поведения? Могу ли я скорректировать тип  моего взаимодействия?

 

Регулятивные УУД ( управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность).

 

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, M3.

 

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

 

работать индивидуально и в группе.

 

  1. Можем ли мы работать вдвоем и нужен ли нам кто-нибудь для помощи? Взрослый или мы попробуем сами?
  2. 2.              Во время создания скульптур могут возникнуть конфликтные ситуации, когда у обоих партнеров разные цели. Один решает что нужно построить одно животное, другой настаивает на своем образе. В коммуникации определяется чья цель станет коллективной, кто из детей сможет настоять на своем, какую тактику поведения выберет: доказывать свою точку зрения или согласиться  с мнением товарища.

Коммуникативные УУД: речевая деятельность; навыки сотрудничества;

 

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

 

Заполнение анкет и описание животного, создание его истории и визуального образа

Заполнение анкет и написание кратких историй о мифическом животном.

Познавательные УУД

развитие мотивов и интересов своей познавательной деятельности.

На заключительном этапе

Подготовка сочинений и рисунков о мифологических животных.

 

На этом этапе учащиеся могут по желанию написать сочинение о своих впечатлениях о конструировании,

Или о сочинение об отдельном  мифическом животном, развить тему о животном, которое было создано на выставке основываясь на дополнительной информации.

Познавательные УУД

Формирование умений определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Участие в съемках программы. 

Съемки программы предполагали коммуникации с ведущим программы, журналистом, автором программы, в которой основным действующим лицом были учащиеся.

Интервью в реальных условиях требуют от учащихся быстрой реакции, формулирования своих идей, строить умозаключения.

Непривычные, реальные, а не учебные условия позволили некоторым учащимся проявить себя, раскрыть свои способности.

Познавательные УУД

формирование умений  строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

 

Таким образом, музейно-педагогическая технология в соответствии со стандартом направлена не только на активизацию творческих способностей личности, и формирование учебно-универсальных действий, но и на формирование духовно-нравственных ценностей человека. Музей как символ культуры и как образовательное учреждение создает ценную среду для формирования разносторонне развитой и толерантной личности, развития его общей культуры и культуры общения.

Список используемой литературы

  1. Буров, Н. В. Образовательно-воспитательная деятельность музея в условиях модернизации общества [Текст] / Н. В. Буров // Педагогика. - 2011. - № 6. - С. 34-42.
  2. Васильева, Т. Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно-нравственных ценностей [Текст] / Т. Е. Васильева, О.Г. Панченко // Воспитание школьников. - 2011. - № 4. - С. 37-41.
  3. Рудецкий, О. А. Образовательный потенциал музея (в аспекте этнической культуры) [Текст] / О. А. Рудецкий // Высшее образование в России. - 2011. - № 3. - С. 121-125.
  4. Савина, Г. В. Музейно-педагогические технологии как средство эстетического воспитания [Текст] / Г. В. Савина // Воспитание школьников. - 2011. - № 2. - С. 50-54.
  5. Степанова Л.В., Аманбаева Л.И. Дополнительное образование учащейся молодежи: подходы и опыт работы. – Якутск, 2009. – 129 с.
  6. Фесенко, Г. Инструмент педагогики: мини - музей [Текст] / Г. Фесенко // Библиотека. - 2010. - № 8. - С. 33-34.