Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Данная статья освещает проблемы у детей-беженцев в ходе их интеграции в новые социокультурные условия. Раскрывает основные стороны психического состояния, а также необходимость вмешательства со стороны психологов с целью обеспечения пострадавших психологической помощью.  Описываются психические расстройства у людей разной возрастной категории.
Ключевые слова:  социализация, адаптация, беженцы, мигранты, психика, посттравматические стрессовые расстройства, психофизическое здоровье. 

Ни для кого не является секретом тот факт, что, покидая на неопределенное время свои дома, семьи, Родину, люди испытывают серьезные трудности. Эти трудности связаны со многими сферами жизни. Убегая от нависшей опасности, спасаясь всеми возможными способами, люди вынуждены оставить на прежних местах все то, что было им так дорого, то, от чего их вынуждают отказаться. Людей, которые покидают страну в силу каких-либо чрезвычайных ситуаций, называют беженцами. Им нужно заново строить свою жизнь, искать пристанище, обзаводиться хозяйством, друзьями. Зачастую такие люди не могут обрести спокойствие и привычный уклад жизни, какой был свойственен им до определенной жизненной ситуации.

Вместе с взрослыми страдают и дети. Попадая в трудную жизненную ситуацию, такие семьи нуждаются в оказании им конкретной помощи педагогов-психологов, работа которых состоит в том, чтобы облегчить процесс их социализации.  Так в чем же кроются причины социальной дезадаптации детей-беженцев, и как привыкнуть им к тому, что их жизнь уже не такая, как была раньше? Попробуем ответить на этот вопрос, приводя в качестве примера беженцев с Украины, ищущих убежище в России.

Всем известны причины появления столь большого числа украинских беженцев на территории России. Обходя стороной факты разгоревшейся на территории Украины гражданской войны, действия или бездействия политических властей, следует  обратить больше внимание на тех, кто больше всего страдает от всего этого, а именно: попавшие под раздачу мирные жители.

Только представьте себе на секунду такую ситуацию: ночью вы спокойно ложитесь в постель, ничего не подозревая, ни о чем не переживая, лишь намечая вскользь свои планы на следующее утро, день, и засыпаете. И вдруг ваш сон прерывается от душераздирающих криков, стонов и взрывов… Вы вдруг осознаете, что это ведь совсем близко от вас, на вашей улице…в вашем доме…

Конечно, пережить такое не пожелаешь даже своему самому злейшему врагу. Никто не имеет право покушаться на чью-то жизнь. Мы не имеем право ею распоряжаться, ровно на столько, на сколько не можем вынудить человека бросить его же родной дом, покинуть Родину и уехать за несколько тысяч километров из-за тех, кто наметил таким, достаточно негуманным образом, решать накипевшие проблемы.

Никто ведь не думает о том, что ждет таких людей там, в чужой стране, среди тех, кому придется делить с кем-то свою территорию… Но это еще не самый худший вариант для  людей, которых внезапно стали называть беженцами или  вынужденными мигрантами. Гораздо хуже пришлось тем, кто поплатился своей жизнью за то, что просто оказался случайно в самом разгаре ожесточенных боев. У них уже никогда не будет необходимости и возможности подумать о том, как спасти себя и свою семью, куда бежать и как приспособиться на новом, более спокойном и безопасном месте. Тем, кто остался жив, и решившимся обезопасить свою жизнь, покинув свои дома, повезло больше. У них есть возможность не только попробовать переждать, пережить весь этот ужас, но и, возможно даже вернуться обратно на свою Родину. Но, что же все-таки может ждать беженцев на новом месте, и как им суметь преодолеть возникшие перед ними трудности?

Нет смысла говорить о  том, что та страна, которая принимает у себя беженцев, обязуется предоставить последним определенные условия к существованию. Иначе, зачем принимать на себя такую ответственность. Но если даже обеспечить беженцев крышей над головой, едой и  предметами первой необходимости, они все равно будут чувствовать себя неуютно, лишними среди других, коренных жителей. И вот тут-то и возникает вопрос о необходимости оказания своевременной  социально-психологической помощи  таким людям [5].

Дело в том, что беженцы представляют собой разнонациональные народы [3]. Попав в совершенно новое окружение, человеку со сформировавшимися устоями, привычками и вкусами сложно будет интегрироваться в него [1]. Кто-то сможет побороть в себе желание ответить на обращенную в его сторону критику, а кто-то нет, и это может привести к серьезному конфликту, а также к психическим расстройствам. На это может еще повлиять  чувство ностальгии, изоляции. Дети лишаются прежних друзей, привычного времяпрепровождения, привычной для них еды, режима дня и т.д. Вся их жизнь разделяется на детство до случившейся беды и после нее. В состоянии стресса дети могут замкнуться в себе, плохо пойти на контакт с новыми детьми и воспитателями, иметь определенные трудности в процессе обучения. Они могут столкнуться с такими проблемами как: языковой барьер (который мешает самовыражению), а также определенные формы их поведения [4, c.331].

Перестрелка и взрывы, паника, люди, убегающие прочь от разлетающихся осколков, внезапный переезд на новое место, встреча с совершенно другими людьми и условиями жизни – все это может пагубно повлиять на здоровье и психику детей. Им непонятно, почему вдруг все так изменилось? Почему их обстреливают, взрывают дома, что они такого плохого сделали? Почему в доме родные закрывают двери на замки? Почему говорят завтра не идти в школу и не выходить на улицу? Не дай Бог, если дети своими глазами увидят насилие. Это может быть равносильно тому, если они его испытают на себе. Эта травма может на всю жизнь оставить след на сердце ребенка. Согласно статистике, 80% детей из зоны боевых действий – с посттравматическим стрессовым расстройством разной степени тяжести. Будучи уже в безопасности такие дети продолжают долгое время бояться всего окружающего, особенно резких громких хлопков, вертолетов и т.д. В группу посттравматических стрессовых расстройств относят следующие психологические проблемы:

- ситуация насилия в родной стране;

- процесс изгнания;

- переезд на новое место;

- впечатления от первого пристанища;

- особенности культуры новой страны;

- первый период адаптации.

Нередко случается так, что детей разлучают с их родителями. У детей раннего дошкольного возраста в ходе этого могут выявиться следующие расстройства: короткие приступы сильного плача, отказ от пищи, неприятие воспитателя, расстройства пищеварения, сна и т.п. У детей в возрасте 4-5 лет могут наблюдаться такие расстройства как: ребенок сосет большой палец, недержание мочи ночью, отсутствие самоконтроля, проявляющееся в  неадекватных формах поведения, речь более соответствует младшему возрасту, чем настоящему [3].

 Дети, оставшиеся без надзора, мучаются от страхов, ночных кошмаров, а также боятся воображаемых существ (ведьм, привидений и т.д.).

Дети школьного возраста склонны к замкнутости по отношению к учителям, плохой успеваемости, раздраженности, депрессии,  а также к плохому поведению и неспособности  сосредоточиться.

На здоровье подростков разлучение с родителями влияет во многом так: у них наблюдается депрессия, капризность, желудочные колики, частые головные боли и т.д.

Медики  и психологи, работающие с беженцами, встречаются с такой проблемой родителей как алкоголь и наркомания. Кто-то прибегает к этому из-за неопределенности в настоящем и будущем, от навалившихся проблем, или от того, что много незанятого  полезной деятельностью времени. Социализация детей таких родителей не представляется эффективной. Это дополнительная нагрузка на психофизическое здоровье ребенка. Очень быстро приобщается к алкоголю и наркоманию молодежь, потому что чаще всего в таких случаях она предоставлена самой себе [5].

В руководстве, изданном Всемирной Организацией здравоохранения (1996), приводятся некоторые рекомендации по выявлению людей с различными психическими нарушениями, такие как: стресс, депрессия, острый психоз. Это упрощает работу психологов, врачей, работающих над диагностикой людей с психическими нарушениями, ведь достаточно легко ошибиться в оценке больного, если не учитывать национальные и культурные особенности [2, с.53].

Из всего вышесказанного можно сделать определенные выводы. Если все-таки вышло так, что людям (неважно из другой страны или из своей) понадобилась помощь там, куда они за ней обратились, нужно создать все необходимые и возможные условия для их спокойного проживания. Конечно, в первую очередь это обеспечение едой, медицинской помощью, психологической поддержкой. Затем следует, на сколько это возможно, предупредить некие разногласия между беженцами и местным населением. Это одна из главных задач, в первую очередь самих же местных жителей и приезжих, ведь, приехав на определенное место и не найдя общего языка с местными, беженцы не смогут без труда найти себе другое  пристанище. Это нужно понимать и стараться принять людей с пониманием ситуации, в которой их вынудили оказаться. Но и беженцам следует помнить, что, чем быстрее они наладят контакт с местными жителями и станут жить на новом месте, понимая их привычный уклад жизни, тем легче им будет налаживать свою жизнь.

Безусловно, в сложной ситуации люди должны помогать друг другу. И здесь кажется уместным привести высказывание английского философа Фрэнсиса Бэкона - «В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую».

Литература

  1. Адлер А. Понять природу человека. М., 1992. С.1-2.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2010.С. 53.
  3. Научный сетевой журнал «Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика».
  4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998. С. 331-332.
  5. Беженцы с Украины URL: http://vz.ru/society/2015/8/17/761611.html?keepThis=true&TB_iframe=true&height=500&width=1100&caption=Взгляд (дата обращения: 22.09.15)