Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной работе рассматриваются межличностные отношения студентов в академической группе, взаимодействие в студенческом коллективе.
Ключевые слова: взаимодействие, межличностные отношения.

Взаимодействие – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности [1]. В результате взаимодействия складываются межличностные отношения, т. е. субъективные связи и отношения, складывающиеся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу [2].

Изучением межличностных отношений занимались многие учёные, известно множество крупнейших направлений в этой области, так например, в зарубежной психологии Х. Блэлок и Г. Уиткин с позиции бихевиоризма разрабатывали теорию диадического взаимодействия. С. Кук, Г. Оллпорт, К. Стефан занимались изучением специфических условий взаимодействия, повышающих или снижающих эффективность межличностного кооперирования. Р. Браун, Г. Левитт, Р. Лайкерт осуществляли исследование межличностных отношений в сфере управленческой деятельности. У. Дуаз, Г. Джерард, М. Хойт, Г. Тэджфел, Д. Тернер в своей работе выявили механизмы межличностного взаимодействия, которые основаны на формировании чувства идентичности индивида с группой.

Среди отечественных психологов разработкой проблем межличностного взаимодействия занимались: Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, В. М. Бехтерев, Л. С. Выгодский, И. С. Кон, Е. А. Климова, A. A. Леонтьева, А. Н. Леонтьев, А. Е. Личко, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и многие другие учёные.

На базе факультета психологии и педагогики Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета было проведено исследование, направленное на выявление особенностей межличностных отношений в студенческом коллективе.

Для достижения цели исследования использовался социометрический метод психологии, разработанный Дж. Морено для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе, исходя из числа и характера взаимных выборов её членов по определенному социометрическому критерию. Исследование проводилось в одной из академических групп факультета психологии и педагогики (Направление подготовки: Педагогическое образование, Профиль подготовки: Дошкольное образование и иностранный язык), количество респондентов, принявших участие в исследовании, 29 человек (девушки в возрасте от 19 до 20 лет, студентки 3 курса).

В результате проведённого исследования социометрический статус участников группы распределился в диапазоне от 0,1 до 0,82. В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов, испытуемых можно распределить по статусным группам в следующем процентном соотношении: «звёзды» - 3,44% (1 человек), «принятые» - 20,69% (6 человек), «предпочитаемые» - 24,14% (7 человек), «непринятые» - 27,59% (8 человек), «отвергнутые» - 24,14% (7 человек). Коэффициент взаимности в данной академической группе составил 43,9%, что говорит о среднем показателе взаимных выборов. Социометрический статус «звезда» получил 1 человек (3,44%), получивший 23 выбора, возможно, это связано с темпераментом этого человека, его коммуникативными способностями и выступает неким эмоциональным энергетическим центром группы. Однако, следует заметить, что человек, имеющий данный статус, не является официальным лидером, т.е. не выступает, например, старостой академической группы. Статус лидера («принятые») получили 7 девушек (24,14%), скорее всего эти люди имеют определённые личностные особенности и обладают лидерскими качествами.

Согласно социометрическим критериям «звёзды» - это наиболее предпочитаемые члены группы, стоящие на вершине иерархии, а «принятые» и «предпочитаемые» - это участники группы, определяемые по числу положительных выборов и не имеющие большого числа отвержений.

На основе социометрической матрицы для этого исследования была построена социограмма вида «мишень», которая позволила наглядно увидеть картину сложившихся взаимоотношений в группе, а именно, было выяснено, что в общности этой студенческой группы насчитывается целых 19 микрогрупп, в каждой из которых по 2-3 человека. С помощью социограммы было обнаружено, что в этой академической группе есть особенность, а именно, что 3 микрогруппы сосредоточены вокруг одного человека. Можно сделать предположение, что этот лидер заинтересовывает их своими разносторонними учебными интересами, организаторскими способностями, которые в свою очередь обеспечивают комфортное общение участников мини-объединений.

Таким образом, межличностные отношения в данном студенческом коллективе складываются весьма благополучно. Возможно, это обусловлено тем, что, во-первых, испытуемые, участвующие в исследовании получают педагогическое образование, что предполагает в дальнейшей их жизни и профессии доминирование компетентности, эмоциональной уравновешенности, открытости, общительности. Во-вторых, выборка для обследования состояла только из девушек, обучающихся вместе третий год, поэтому можно предположить, что данная академическая группа достаточно сильно сплотилась, совместно преодолевая учебные задания и трудности.

В заключении, хотелось бы отметить, что немаловажное значение для успешной работы и учёбы студенческой группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, интенсивность и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимодействия и взаимоотношений по-разному сказываются на эффективности взаимоотношений и культуры общения в группе студентов.

Литература:

  1. Бодалев А. А. Энциклопедический словарь. — М. Изд-во «Когито-Центр», 2011. – 159 с.
  2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.