Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье рассматриваются волевые особенности подростков и различные типы субъектной регуляции у них.
Ключевые слова: личностно-типологические особенности, субъектная регуляция, волевые особенности, старшие подростки.

Личностно-типологические особенности субъектной регуляции, проявляющиеся в волевых особенностях личности, лежат в основе возрастных кризисов трех лет и подросткового периода, связанных именно со становлением этих качеств.

Субъектная регуляция – это целостная, замкнутая по структуре, информационно открытая система, в которой степень сформированности ее отдельных компонентов, их содержательное наполнение и отношения между ними, отражая уникальность личности, приводит к согласованию ее активности с требованиями деятельности, и тем самым, к достижению цели, принятой субъектом [4].

Нами были изучены основные идеи концепции типологических особенностей субъектной регуляции Г.С. Прыгина:

1. В основе разнообразных индивидуальных различий осуществления деятельности лежат те или иные особенности функционирования контура осознанной саморегуляции.

2. Указанные устойчивые различия могут быть основой для типологизации людей по признаку «эффективной самостоятельности» в осуществлении им деятельности: лица, обладающие необходимыми умениями самоорганизации деятельности и которые при выполнении её опираются, главным образом, на собственные знания, суждения, личные качества и т. д. – могут быть выделены как типологическая группа «автономные».

Прыгин Г.С. выделяет набор качеств характерных для субъекта с «автономным» типом деятельности:

- умеет и предпочитает работать самостоятельно, не требуя контроля со стороны;

- собран и настойчив в достижении поставленных целей;

- обладает адекватной самооценкой;

- при выполнении работы активен, энергичен;

- проявляет вдумчивость и вместе с тем решительность в преодолении возникающих перед ним проблем;

- уверен в себе и результатах выполненной им работы;

- умеет заставить себя сосредоточиться на выполнении задания;

- обладает чувством ответственности, умеет планировать свой рабочий день;

- в случае необходимости легко переключается с одной работы на выполнение другой;

- всегда доводит порученную работу до конца;

- обладает развитым чувством самоконтроля;

- может критически оценивать свой успех (или неудачу) в деятельности, правильно проанализировать их причины;

- умеет управлять своим вниманием;

- обладает высокой работоспособностью.

А другая группа, выделяемая Прыгиным Г.С., полярная первой – как «зависимая», которая является абсолютной противоположностью «автономного» типа.

3. Каждому из указанных стилей деятельности соответствует, с одной стороны, характерный симптомокомплекс «деятельностных» качеств субъекта, а с другой – определённая функциональная сформированность контура осознанной саморегуляции.

Необходимо также отметить, что именно в понятии «автономность» реализуется единство и взаимосвязь внешних и внутренних факторов, детерминирующих регуляторные процессы. Это единство, формируясь в онтогенезе личности, и определяет те индивидуально – типологические особенности, которые опосредствуют процессы осознанной психической саморегуляции.

Прыгин Г.С. выделил различия в функционировании контура саморегуляции у «автономных» и «зависимых» испытуемых: «субъективная модель значимой деятельности», «принятая субъектом программа исполнительных действий», «критерии успешности выполнения деятельности», «информация о достигаемых результатах» – у испытуемых с автономным типом регуляции значительно выше, чем у испытуемых с зависимым типом регуляции и основан, главным образом, на «внутренней стимуляции», на учёте внутренних субъективных факторов. Субъект, стремится любыми средствами добиться удовлетворения своих потребностей вопреки действующим объективным условиям.

Другой, полярный, тип личностной регуляции в основном опирается на «внешнюю стимуляцию», на внешние условия и требования. Личность с таким типом регуляции оказывается полностью зависимой от внешних обстоятельств, подстраиваясь под окружение [5].

Воля - общее, что побуждает к любому действию, то есть, в принципе, осознаваемое желание. Так же, волю можно рассматривать как нечто, что позволяет человеку, наоборот, управлять своими желаниями, воплощать их в действительность [3].

Теория контроля за действием Ю. Куля на сегодняшний день является одной из наиболее разработанных концепций волевой регуляции как в теоретическом, так и в экспериментальном плане. В рамках данной теории было разработано представление о двух типах волевой регуляции: саморегуляции и самоконтроле. Индивидуальная предрасположенность человека к тому или иному типу волевой регуляции определяется его волевой диспозицией: ориентацией на действие (ОД) или ориентацией на состояние (ОС) [1].

Целью нашего исследования являлось выявление волевых особенностей старших подростков с различными типами субъектной регуляции для того, чтобы доказать существующую прямую взаимосвязь между волевой регуляцией и субъектной регуляцией у старших подростков.

Объектом нашего исследования стали старшие подростки, а именно ученики 9-10 классов средней общеобразовательной школы, в общей сложности 98 респондентов.

Методическим инструментарием нашего эмпирического исследования выступили:

1. Личностный опросник Ю.Куля [1];

2. Методика «автономности-зависимости» Г.С, Прыгина [6].

На первом этапе нашего исследования мы выявляли типы субъектной регуляции у нашей выборки по средствам методики «автономности-зависимости» Г.С. Прыгина.

Исходя из полученных данных, мы видим, что 31,38% всех респондентов, по типу субъектной регуляции, являются автономными, они предпочитают лишний раз подумать, чем тратить время на исправление допущенных ошибок. 37,24% респондентов являются смешанными. Им свойственна как рефлексивность, так и импульсивность в принятии решений. У 31,38% респондентов исследование показало зависимый тип субъектной регуляции, т.е. они склонны к импульсивному стилю принятия решения.

Таким образом, по типу субъектной регуляции наша выборка практически в равной степени распределилась на 3 группы, что говорит о наличии среди респондентов как автономных и зависимых, так и смешенных.

На втором этапе исследования мы исследовали волевые особенности у респондентов с «автономным» и «зависимым» типами субъектной регуляции. Для данной цели мы использовали личностный опросник Ю.Куля.

Исходя из полученных данных, мы видим, что средний балл у «автономных» по шкале контроля при неудаче и при планировании значительно выше, чем у «зависимых». Результаты по шкале контроля при реализации практически не отличаются.

Для проверки гипотезы о том, что существует прямая взаимосвязь между волевой регуляцией и субъектной регуляцией, был проведен корреляционный анализ по К. Пирсону [2].

Расчет коэффициента корреляции производился при помощи автоматизированной статистической функции Microsoft Office Excel.

Для нашей выборки имеем следующие критические значения:

rкр = 0,253 для р0,05

rкр = 0,333 для р0,01

Полученные эмпирические значения превышают критические значения по шкале контроля за действием при неудаче и при планировании. По шкале контроля за действием про реализации эмпирическое значение не превышает критическое значение, что говорит об отсутствии корреляционных связей.

Таким образом, можно сделать вывод о наличии статистически значимой связи между волевыми особенностями старших подростков и типом их субъектной регуляции.

Исходя из этого, подросткам с «автономным» типом субъектной регуляции свойственна более успешная реализация своих намерений в действии, а также они являются более устойчивыми по отношению к различным стрессовым воздействиям. При возникновении неудачи подростки данным типом субъектной регуляции полностью контролирует свои действия, так же, как и при планировании. Подросткам с «зависимым» типом субъектной регуляции при неудаче, как и при планировании, свои действия не контролируют. При реализации как подростки с «автономным» типом субъектной регуляции, так и с «зависимым» типом осуществляют контроль за действием в среднем соотношении.

Литература:

  1. Куль Ю., Гошк Т., Казен M. Теория саморегуляции: Индивидуальность, оценка и экспериментальный анализ. Оснабрук: Университет Оснабрук, 1991.
  2. Минахметова А.З. Статистические методы в психологии. – Елабуга:     ЕГПУ, 2007. – 110 с.
  3. Немов Р.С. Психология. – В 3-х т. – Т. 1. – М.: Владос, 1994. – 576 с.
  4. Прыгин Г.С. Введение в психодиагностику: Принципы и методы. История развития. Основы психометрики: Учебное пособие. – М.: УМК «Психология», 2003. – 198 с.
  5. Прыгин Г.С. Индивидуально-типологические особенности субъектной саморегуляции: Монография. – Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2005. – 348 с.
  6. Прыгин Г.С. Психология самостоятельности: Монография. – Ижевск, Набережные Челны: Изд-во Института управления, 2009. – 408 с.