Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Авторы показывают роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника. Сделан анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме. Целью исследования является выявление педагогических условий становления детей старшего дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры. На контрольном этапе исследования разработаны критерии, определяющие становление ребенком как субъекта игровой деятельности. На формирующем этапе подобраны игры той социальной действительности, в которой ребенок живет и развивается.
Ключевые слова: дошкольный возраст, сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность. 

Дошкольное детство - возрастной этап в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребёнка, становления основ социализации и индивидуальности  (Л.И.Божович, Г.М.Бреслав, К.Бюлер, Л.С.Выготский, A.В.Запорожец, Г.Г.Кравцов, А.Н.Леонтьев, М.И.Лисина, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.) [1]. Это связано с возрастающей потребностью общества в формировании социально ответственной, активной личности во все более усложняющихся формах общественной жизни, со стремлением обеспечить управляемость влияния факторов социализации на личность.

Важнейшим условием социализации является становление детьми как субъекта деятельности. Интерес к ребенку как субъекту детской деятельности и поведения не случаен, очевидно, что такие субъектные проявления, как активность, самостоятельность, ответственность, целеустремленность, творчество, рефлексивность – это необходимые качества для развивающейся личности, которые обуславливают достижение высоких результатов в любой сфере деятельности, обеспечивают социальное благополучие и человека, и общества в целом. Их развитие начинается с появления человека на свет, формируется с раннего и на протяжении всего дошкольного детства во многом и потому, что дошкольный возраст является сенситивным для развития фундаментальных основ субъектности, ее постепенного наращивания [3].

Н.В. Кузьмина, характеризуя ребенка как субъекта деятельности, отмечает, что он развивается не в прямой зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным психике, – особенностям восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера, формирование общих и специальных способностей; ребенок не рождается субъектом деятельности, он им становится под воздействием воспитания [10].

В свою очередь, становление позиции субъекта позволяет личности творить, проявлять активность, создавая собственный стиль осуществления деятельности [8].

Предпосылками субъектности, формирующейся в дошкольном возрасте становятся: формирующийся в дошкольном возрасте тип отношений к миру или мотивационно-потребностная сфера ребенка; деятельностная природа ребенка дошкольного возраста; детская субкультура [2].

Ключевые позиции личностно ориентированного образования сказываются на инновациях в содержании, формах, методах, организации детской деятельности и в этом контексте привлекает внимание методика руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста, которая сейчас рассматривается на субъект-субъектных принципах [9].

Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами организуют ее.

Игра - один из тех видов детской деятельности которое используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способами и средствами общения. В игре ребенок развивается как личность, у него накапливается опыт для жизни в обществе, формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность учебной и трудовой деятельности, его отношение с людьми [2]. Одна из характерных черт в сюжетно-ролевой игре - самостоятельность детей. Дети сами могут определять тему для игры, определять линии ее развития, решать, как станут раскрывать роли, где развернут игру. Каждый ребенок свободен в реализации замысла игры и полет фантазии позволяет дошкольнику самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнера, сами устанавливают игровые правила, следят за их выполнением, регулируют взаимоотношения[7].

Сюжет игры - это ряд событий объединенных жизненные мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание  игры- характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.[4].

Дети сами выбирают игру, сами организуют её, но в то же время ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как здесь. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целеустремлённость.

В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные [6]. Задача взрослого состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой [5]. Так как она является ведущей в этом возрасте,
то напрямую влияет на процесс социализации дошкольника, является выражением возрастающей связи ребенка с обществом, его деятельности
в системе общественных отношений.

Целью исследования является выявление педагогических условий становления детей старшего дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности в процессе сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: становление ребенка старшего дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности  будет успешным, если:

-         определить критерий становления детей старшего дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности.

-         создавать педагогические условия   проявления  активности,  самостоятельности, ответственности,  целеустремленности творчества:

-         разработать систему сюжетно-ролевых игр, способстующих становлению ребенком старшего дошкольного возраста как субъекта деятельности;

-       создать предметно-пространственную среду сюжетно-ролевых игр;

На контрольном этапе исследования нами   подобраны критерии, определяющие становление ребенком как субъекта игровой деятельности:

  1. Постановка цели игровой деятельности и достижение их;
    1. Интерес и предпочтения ребенка к какому-либо виду деятельности;
    2. Активность и инициативность ребенка в выборе содержания игровой деятельности.

Целью формирующего этапа является:

1. Разработка системы сюжетно-ролевых игр дошкольного возраста с целью становления ребенком старшего дошкольного возраста как субъекта игровой деятельности;

2. Создание предметно-пространственной среды для организации  сюжетно-ролевых игр;

В формирующем этапе нами подобраны игры той социальной действительности, в которой ребенок  живет и развивается сегодня: «семья», «школа», «банк», «салон сотовой связи», «туристическое агенство», «кафе», «агенство недвижимости», «телевидение», «редакция газеты», «дизайнерская студия», «служба спасения». В каждой тематике игры  поставлены цели и задачи, отобраны методы и приемы, соответствующая предметно-пространственная среда.

В сюжетно–ролевых играх заложена основа коллективной деятельности, игрового сотрудничества, общения и совместного решения игровых задач, перехода к отображению в игре взаимоотношений людей.

Сюжетно – ролевая игра воспитывает нравственно – волевые качества личности: способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию. Совместные игры воспитывают в детях чувства коллективизма, дружбы. Дети учатся общаться, обращаться с просьбой, предложением к товарищам, согласовывать свои действия с другими, обмениваться с игрушками, помогать друг другу.

Таким образом, под субъектом мы понимаем инициатора, деятеля, способного не только присвоить мир предметов и идей, но и производить их, преобразовывать, создавать новые.

Определяют две группы субъектных проявлений ребенка-дошкольника:

  • эмоционально-субъективные проявления: выражаются в интересе и предпочтениях ребенка к какому-либо виду деятельности или объекту культуры; избирательность, избирательное отношение к миру, т.е. предпочтения ребенка к той или иной возможности взаимодействия с ними;
  • деятельностно-субъектные проявления: связаны с активностью и инициативностью ребенка в выборе содержания деятельности. Ребенок самостоятельно предлагает варианты решения той или иной задачи, предпринимает первые попытки анализа и самоанализа «продуктов» самостоятельной деятельности [3]. 

Использованная литература:

  1. Алексеева Е.А. Творческий потенциал личности / Е.А. Алексеева. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 1998. - 31 с.
  2. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 2001. – 128 с.Деркунская В. К концепции воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения / В. Деркунская // Детский сад от А до Я, 2011. – №2. – С. 66-76.
  3. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. - М.: Просвещение, 1978.
  4. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой, М.: Просвещение, 1989. - 188 с.
  5. Кадыров А.А. Возрастная психология. Баку, Маариф, 2002.
  6. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2001. 
  7. Комплексная программа "Детство" под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова.
  8. Кудикина Н.В. Игровая деятельность детей : теоретические основы и методика педагогического руководства // Ее величество ИГРА : теория и методика организации детской игровой деятельности в контексте преемственности дошкольного и начального образования : сб. статей / под ред. Г.С. Тарасенко . - Винница : ВГПУ им. Михаила Коцюбинского , 2009. -320 с.
  9. Кузьмина Н.ВПрофессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М., 1990. – 167 с.