Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье раскрываются педагогические условия использования хомуса в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены понятия самоопределение, национальная самоидентификация. Рассмотрены психологические проблемы в развитии ребенка, описаны внешние и внутренние факторы проявления психологических проблем в развитии детей, влияния занятий с хомусом на психо-эмоциональное состояние детей.
Ключевые слова: самоопределение, национальная самоидентификация. музыкотерапия, хомус, психо-эмоциональное состояние. 

        Самоопределение понимается нами как сознательный выбор личностью своего отношения к жизни, своей позиции по отношению к важным жизненным вопросам, взгляды, ценности, мировоззрение. Самоопределение может быть профессиональным, нравственным, социально-личностным. Отмечается также национальная самоидентичность. В своей статье я хотела бы затронуть вопросы национальной самоидентичности. Как представитель своего народа, я хотела бы больше знать национальную культуру своей республики, ее традиции, творчество. Наибольший интерес представляет музыкальное искусство. В настоящее время я учусь играть на хомусе. В будущем хотелось бы использовать свои умения в моей будущей профессиональной деятельности как педагога ДОО.  

    К формам музыкального воспитания в ДОО относится знакомство с национальными инструментами. В Якутии главный музыкальный инструмент – хомус. На хомусе исполняют лирические песни, ритмы осуохая, обыгрывается пение птиц  (кукование кукушки, пение жаворонка), цокание копыт скачущей лошади. Дети учатся слышать звуки природы. Во многих дошкольных образовательных учреждениях работают ансамбли народных инструментов, дети играют народную музыку, тем самым приобщаясь к музыкальной культуре своего народа [3, с.56].

        Цель статьи – рассмотреть педагогические условия использования якутского хомуса в воспитательно-образовательной деятельности ДОО. В последнее время даже появился термин «хомусотерапия». Для коррекции детей со страхами, двигательными, речевыми и психосоматическими расстройствами отлично подойдет использование музыки. Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции состояния ребенка в желательном направлении развития.

           Исследования В.М. Бехтерева, И.М. Гриневой, И.М Догеля, И.Н. Тарханова выявили положительное влияние музыки на различные системы организма человека [2, с.26]. Содержание, организация и методика проведения музыкальных занятий с детьми с проблемами определяются, с одной стороны, спецификой музыкального искусства, с другой — природой и характером нарушений в развитии ребенка. В связи с этим основными задачами музыкальных занятий являются следующие: способствовать коррекции нарушений в развитии ребенка средствами музыки, музыкальной деятельности; доставлять детям радость, создавая положительный эмоциональный фон, возможности для их самостоятельной и творческой деятельности; способствовать активному общению детей в процессе занятий, выработке навыков коммуникации, социальной адаптации [2, с.112].

      Правильный выбор музыки – ключевой фактор музыкотерапии. Исследователи  рекомендуют  использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма. Например, при эмоциональных проблемах, для снятия стресса или, напротив, активизации эмоциональной сферы личности ребенка  подойдет прослушивание музыки для релаксации, а также записей-шумов природы [1, с.34]. Шум живой природы издает якутский хомус. Он помимо эстетического наслаждения имеет и лечебный эффект. Хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольётся с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней [1].

      Использование хомуса является средством от стресса, для релаксации и гармонии. Каждая тональность хомуса оказывает положительное воздействие на определенные чакры.

        Якутский национальный инструмент хомус отличается характерным волшебным звуком, обладающим уникальной способностью издавать звуки живой природы. Однако хомус – не самозвучащий инструмент. Без того, чтобы человек буквально не вдохнул в него жизнь, он не зазвучит. Таинство его и состоит в том, что он представляет единое целое со всем дыхательно-голосовым аппаратом человека. Поэтому, когда хомусист сольётся с хомусом в музыкальный инструмент, взволнуется вместе с ним, волшебная музыка хомуса способна удвоить человеческую радость, разогнать, развеять печаль, исцелить от болезней [4, с.3].

       Первые навыки ребёнок может получить в дошкольном возрасте. В процессе обучения нужно научить правильно фиксировать хомус, правильно ударять по язычку, извлекать основной звук, выполнять простейшие приёмы игры. В 6-8 лет, когда меняются молочные зубы, нужно прекратить игру на хомусе. В это время работа должна идти в другом направлении: научить слушать музыку хомуса, привить любовь к хомусу. Поэтому необходимо организовать прослушивание игры мастеров-импровизаторов, рассказа о содержании музыки, практиковать рисование после музыки. Такими занятиями надо охватить всех ребят. Детей в 9-12 лет надо обучать приёмам игры, дыхания, умению играть песни, простые мелодии.

       Наблюдения за детьми показывают, что гиперактивные, агрессивные, тревожные дети из неблагополучных семей становятся более спокойными, эмоционально-отзывчивыми, позитивно настроенными. У них повышается познавательный интерес к окружающему миру, игра на хомусе раскрывает внутренний потенциал у детей, они начинают хорошо рисовать, сочинять стихи, у них развивается воображение, фантазия, творческие способности.   

      Таким образом, использование хомуса является новым направлением в музыепльном образовании детей дошкольного возраста и имеет большой потенциал в коррекционно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста.

Использованная литература

  1. Глазунова, Л.И. Коррекция психоэмоционального состояния человека средствами музыки. Учебно-метод. пособие. – Белгород: БелГУ,2004. – 116 с.
  2. Медведева, Е.А Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб.пособие для студ. сред.пед.учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 224с.
  3. Николаева, Л.В. Формирование этнопедагогической компетентности педагогов дошкольного образования в вузе. Монография. – Якутск: Изд. Якутского госуниверситета, 2009. – 141 с.
  4. Шишигин, С.С. Играйте на хомусе. - Покровск: ИЦ «Покровск», 2003. – 21с.