Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В данной  статье  автор  рассматривает особенности национальной системы воспитания младших школьников  в  современной школе
Ключевые  слова нравственное воспитание, нравственное воспитание, прогрессивные  традиции,  обычаи, обряды, этнопедагогика.

Сегодня среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, особо выделяется задача воспитания активной сознательной творческой личности. Одна из задач воспитания – правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающее отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, сто в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций.  Деятельность младшего школьника выступает как критерий его нравственного развития [1, с.22]. В стране происходят глубочайшие изменения, идет процесс формирования нового человека, в котором гармонически сочетаются духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. В этом процессе наиболее важное место занимают вопросы нравственного воспитания. Одним действенных средств воспитания нравственности являются прогрессивные традиции, обычаи, обряды, в которых воплощена народная мудрость. В педагогическом смысле народные традиции, обычаи и обряды представляют интерес как отражение многовекового опыта воспитания и обучения детей. Известный этнопедагог И.С. Портнягин  отмечает, что «традиции и обычаи, оформившись из потребностей жизни человека, становятся как бы неписаным правилом, законом общественной жизни. В итоге они превращаются в материальные, духовные и общечеловеческие ценности, регулирующие разнообразные потребности и интересы людей в обществе. Много обычаев традиций и у народов Сибири, что придает воспитанию определенную систему и стройность» [4,с.14].

         Якутская культура составляет базисную основу традиционной системы саморазвития народа. Она есть лик и портрет народа, дух и душа этноса. Его путь развития, высота и результат материально – духовного производства. Народная культура якутов выполняет те же функции, которые действуют для других типов самобытных культур.

         Во – первых, этот пласт культуры помогает нам воссоздать заново истинный, сущностный дух своего народа. Сегодня для нас, общепоставленная задача является наиболее актуальной. С духом связана душа, воля и сознание якутского народа. Энергией и настойчивостью нынешнего поколения в этом направлении сделано немало.

         Во – вторых,  народная культура сегодня выступает как действующий источник народной мудрости и социального опыта поколений. Как связывающее звено между прошлыми образцами и современными проявлениями культуры пользуется она неизменным доверием всего общества. Поэтому приоритет социальной значимости по существу ассоциируются с понятием этнокультурной ценности.

         В – третьих, особой популярностью пользуется ее познавательная функция. Для нашего народа устная память и фольклорное знание играют заметную роль в постижении своего исторического прошлого, в самосознании природы и сущности своей культуры.

         В – четвертых, сегодня на уровне государственных структур действуют целевые программы по образованию и семейной политике. Функциональная нагрузка традиционной культуры в этих целеполагающих документах значительная.

         В – пятых, базисная культура выполняет коммуникативную и информационную функцию как между профециональными общностями людей, так и между отдельными социальными индивидами. Она проявляет себя через языковую среду, другие знаковые системы и информационные коды все расширяющегося культурного пространство.

         В – шестых, народная культура в процессе длительного развития выработала целый ряд нормативов этнического и эстетического характера. Испытанных механизмов правовых регуляторов.

         Любой этнос, любая культура не может претендовать на особую чистоту и однородность. В них всегда будет элемент других культур. В результате взаимодействия культур идет процесс взаимодействия между сферами разных культур. Идет взаимопроникновение и взаимообогащения их. Традиционная культура якутов в естественном бытовании всегда будет воспринимать как единый мощный пласт деятельной культуры всего народа. В разных своих аспектах, во множестве проявлений она видоизменялась, трансформировалась, находя более оптимальную формулу существования. Приспособления к изменяющейся природе времени, социокультурной ситуации и обстановки. К внешним инокультурным воздействиям оказывается больше всего подверженным тело культуры, ее видимые структуры. Несмотря на всепроникающую способность внешних сил в ткань природной и социальной основы культуры, все – же, душа культуры, духовная суть ее выставляет многослойный щит защитной реакции. Поэтому дух народа, душа культуры продолжают сопротивляться вредным воздействиям техногенной цивилизации, подтачивающей порчи экологического разрушения [3, с.10].

У каждого народа есть своя особая национальная система воспитания. В мудрости народа большое место занимают знания, которые достаются в результате систематической и кропотливой работы и наблюдений. Педагогический опыт народа сохранялся в устном народном творчестве. Обычаях, детских играх, игрушках и т.п. Ядро родной педагогики составляли воспитательные традиции, которые выступали средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей. Характерными чертами традиций является их всеобщность, массовость. Сущность их состоит в сохранении неизменности унаследованных норм  поведения, бережном отношении к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследию прошлого. Формирование нравственности младших школьников должно происходить на всех уроках, в внеклассной работе, в этом отношении нет главных и неглавных направлений, методов. Воспитывает не только содержание, методы и организация обучения,  знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, детей между собой. Воспитывает себя и сам ученик, превращаясь из объекта в субъект воспитания. Развивающая активность школьника, сознательность, инициативность в процессе обучения и есть овладение собственным поведением.

         Для нравственного воспитания важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравственными отношениями. Учебная деятельность становится коллективным трудом, если познавательная задача ставится перед детьми как общая для всех и для ее специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним. Эффективность нравственного воспитания младших школьников с учетом традиций народной педагогики зависит, прежде всего от знания учителя, воспитателя, руководителя школ, национальных особенностей учащихся, от умения педагогических коллективов систематически обращаться к различным средствам и методам народного воспитания, использовать многообразные виды работы для формирования нравственности у детей, вовлекать работу родителей с учетом особенностей семейного воспитания.

      Таким образом, можно сделать вывод: для эффективного формирования нравственных качеств в процессе приобщения к традициям национальной культуры, необходимо использовать все направления, методы и приемы в единстве, в тесной взаимосвязи одного и другого. С этих позиций деятельность детей будет является фактором целостного развития личности ребенка. 

Литература: 

  1. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока.-Якутск:Якут.кн.изд-во, 1979.-123с.
  2. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А., Намсараев С.Д. Народная педагогика и современная школа.-Улан-Удэ: Бэмы, 1993.- 234с.
  3. Винокурова У.А. Воспитание и образование детей народов Севера.-Якутск: Бичик, 1997.- 84с.
  4. Портнягин,  И.С. Этнопедагогические учение айыы / И.С. Портнягин. – Якутск. 1994. – 167 с.
  5. Прокопьева, М.М. Семейная педагогика / М.М. Прокопьева. – Якутск 2001. - 134 с.