Полный текст статьи
Печать

Аннотация.  Управление качеством может рассматриваться как одна из функций органов управления. В настоящее время сформировались научные «квалиметрические» школы, разрабатывающие подходы к оценке качества образования. Анализ качества профессиональной подготовки в формате образовательного комплекса рассматривается как методический инструмент обеспечения профессиональной подготовки менеджера. Определены основные инструменты анализа качества профессиональной подготовки менеджера в формате образовательного комплекса.
Ключевые слова: качество профессиональной подготовки, образовательный комплекс, внутривузовская система качества. 

Переход к подготовке специалистов в условиях многоступенчатой, многоуровневой образовательной системы, отличающейся гибкостью, дифференциацией и индивидуализацией образовательных программ, позволяет расширить сферу образовательных границ, учитывающих спрос на рынке труда, в том числе и в области туризма.

Для образовательных комплексов, получивших широкое развитие в последние годы и реализующих программы многоступенчатой подготов­ки, оценка удовлетворенности внешних и внутренних потребителей явля­ется залогом успеха, а выбор стратегии выживания и развития образо­вательного учреждения требует использования современных методов и средств достижения требуемого всеми заинтересованными сторонами качества образования.

Отметим подходы определения качества образования: первый ориентирован на достижения и аппарат педагогики, а второй - предлагает образованию формы и методы управления качеством на основе Всеобщего управления качеством (TQM) или международные стандарты ISO серии 9000:2000, которые предъявляют жесткие и конкрет­ные требования к контролю качества на всех этапах предоставления услуги, управления всеми видами ресурсов, создания систем качества в организациях и учреждениях, документированию всех процедур по управлению качеством, регламентируют процедуры самообследования и должны быть адаптированы для применения в системе многоуровневой подготовки, в частности, в области туризма.

Всеобщая систе­ма управления качеством, предусматривающая регулирование процес­сом на основании оценок - специально выделенных критериев и показате­лей качества всех элементов самого процесса и факторов - оказывает влияние на конечный результат. При этом управление качеством может рассматриваться как одна из функций органов управления. Управление качеством образования и профессиональной подготовки трактуется как целенаправленная, комплексная и скоординированная деятельность руководящего состава, педагогов и обучаемых по реализации воздействия на образовательный процесс в целях достижения соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускников установленным нормам и квалификационным требованиям.

Учитывая тот факт, что качество - это совокупность взаимосвязанных и взаимоподчиненных свойств объекта, те, иерархия свойств, характери­стик и показателей состояния объекта или явления, оно подлежит анали­зу и оценке. Оценка и оценочная деятельность при выявлении качества образования в последнее время приобрела устойчивую тенденцию к возрастанию используется при: аттестации и аккредитация образова­тельных учреждений; проведении итоговой аттестации выпускников обра­зовательных учреждений; в случае принятия управленческих решений; при проведении экспертизы образовательных программ; самообследовании и самооценке субъектов педагогического процесса; в случае определения рейтингов образовательных учреждений и др.

В настоящее время сформировались научные «квалиметрические» школы, разрабатывающие подходы к оценке качества образования. Еже­годно проводятся симпозиумы «Квалиметрия человека и образования»  и др. на базе ИЦ ПКПС (Исследовательский центр проблем качества подго­товки специалистов) при МИСиС и других площадках.

Практика контроля и мониторинга приобретает организованные формы; мониторинг на федеральном и региональном уровнях, мониторинг учебно-материальной базы вуза, качество образова­тельного процесса и т.д. Мониторинг рассматривается как методический инструмент обеспечения профессиональной подготовки менеджера. На рынке негосударственного образования Санкт-Петербургский институт госте­приимства взял на вооружение опыт предприятий по управлению качеством, выстраивая систему взаимодействия с потребителями.

Создаваемая в вузе система мониторинга рассматривается нами как необходимый элемент внутривузовской системы качества. Центром сбора, анализа всесторонней информации о вузе становится созданный центр мони­торинга в структуре научно-исследовательского отдела СПИГ. Центр мониторинга выполняет функции:

•    организация и реализация работ по мониторингу качества образова­ния в рамках сотрудничества с комплексом - среднего профессиональ­ного образования, прежде всего, по проблемам самооценки качества подготовки менеджеров в рамках Санкт-Петербургского колледжа туризма и сервиса

• координация этой деятельности в структурных подразделениях обра­зовательного учреждения;

• вовлечение студентов, сотрудников в процесс образования для совершенствования системы обеспечения качества подго­товки специалистов;

• развитие у студентов профессиональных компетенций посредством навыков практической работы по сбору, систе­матизации и анализу информации для принятия управленческих реше­ний.

Основные направления мониторинга, мероприятия для его реали­зации составили:

• внешний мониторинг - включающий изучение запросов и ожиданий внешних потребителей (абитуриентов, родителей работодателей), ком­мерческий мониторинг;

•    внутренний мониторинг - изучающий удовлетворенность внутренних потребителей (преподавателей, сотрудников, студентов), образователь­ный мониторинг.

Примером внутреннего мониторинга являются образовательные цели, выделенные преподавателями, студентами и абитуриентами в рамках проведенного опроса в институте гостеприимства (см. табл.1).

Далее при организации процесса обучения в образовательном учреждении Санкт-Петербургский колледж туризма и сервиса, осуществляющем подго­товку менеджеров, учитывалось, что содержание профессионального обучения сможет обеспечить высокое качество толь­ко при условии, если образовательная система будет функционировать как многомерная модель, действующая в духе социального заказа. Для этого необходимо анализировать внешнюю среду образо­вательной системы и учитывать востребованность спе­циалистов того или иного уровня.

Таким образом, для того, чтобы иметь возможность оценивать качество профессиональной подготовки специалистов, предполагается целесообразным выявить состав характеристик, отражающих его. Совокупность характеристик можно представить в пяти группах:

• профессиональные знания (уровень профессиональных знаний, структура профессиональных знаний, устойчивость знаний, владение знаниями (интегрированное использование);

• готовность к профессиональной деятельности (ролевая структура, виды деятельности, навыки принятия решений, экспертно-аналитической работы);

• структура индивидуально-профессиональных качеств (коммуника­бельность, стиль поведения, решительность, склонность к риску, профес­сиональное мышление (тип);

• самосознание профессионализма (стратегия карьеры, развитие способностей, уверенность и готовность к профессиональной деятель­ности, качество образовательной программы).

Кроме того, имеется группа дополнительных качеств, отражающих общекультурный потенциал успешной профессиональной деятельности (культурологическая ориентация, система ценностей, креативный потен­циал, владение иностранным языком).

Контрольно-оценочные мероприятия, включенные в системную оценку качества педагогического процесса, позволили в первую очередь

диагностировать качество процесса: преподавание, развитие личности, апробацию педагогических нововведений, внедрение новых учебных про­грамм, учебно-познавательную деятельность студентов, воспитательный процесс в комплексе. С другой стороны, уровень полученных профессиональных компетенций, теоретической и специальной подготовки, уровень профессиональной подготовленности педагогов, результативность отдельных технологий и инноваций. 

Таблица 1

Цели

Удельный вес респондентов, выделивших данную цель, %

преподаватели

студенты

абитуриенты

Формирование общекультурных компетенций

44

47

6,9

Подготовка к будущей карьере

31

70

51,7

Формирование профессиональных компетенций

31

53

16,1

Получение специальных знаний

38

46

43,7

Формирование коммуникативных компетенций

31

25

5,7

Получение диплома о высшем образовании

 

39

25,3

Саморазвитие и самосовершенствование

50

67

21,8

Формирование конфликтологических компетенций

56

39

10,3

Значение системности и технологичности осуществляемой профессиональной подготовки менеджеров в Санкт-Петербургском институте гостеприимства, обеспечивающие качественные характеристики конечных резуль­татов, были подтверждены динамикой самооценки качества профес­сиональной подготовки.

На основе проведенной диагностики было отмечено более интенсивное наращивание степени удовлетворенности результатами профес­сиональной подготовки, степени технологичности педагогического процесса, уровня сформированности компетенций что явилось результатом применяемых новаций в образовательном комп­лексе [1].

Проводимый таким образом мониторинг показывает объективную информацию о состоянии, ожиданиях и негативных моментах неудовле­творенности либо, наоборот, достижениях в работе образовательного учреждения, основанных на фактах, а не субъективных оценках участников педагогического процесса, помогает выявить актуальные для решения проблемы, сформулировать цели и пути их достижения; способствуют вовлечению всех участников педагогического процесса в реализацию новаций для достижения нового качества образования, совершен­ствования и развития образовательной системы. 

Ссылки на источники:

  1. Асанова И.М., Семухина Е.В. Концепт «компетентность» как фактор преобразования и модернизации высшего профессионального образования в России: системный подход / Социология и право. - 2015. - №3. - С. 11-17.