Аннотация. Управление качеством может рассматриваться как одна из функций органов управления. В настоящее время сформировались научные «квалиметрические» школы, разрабатывающие подходы к оценке качества образования. Анализ качества профессиональной подготовки в формате образовательного комплекса рассматривается как методический инструмент обеспечения профессиональной подготовки менеджера. Определены основные инструменты анализа качества профессиональной подготовки менеджера в формате образовательного комплекса.
Ключевые слова: качество профессиональной подготовки, образовательный комплекс, внутривузовская система качества.
Переход к подготовке специалистов в условиях многоступенчатой, многоуровневой образовательной системы, отличающейся гибкостью, дифференциацией и индивидуализацией образовательных программ, позволяет расширить сферу образовательных границ, учитывающих спрос на рынке труда, в том числе и в области туризма.
Для образовательных комплексов, получивших широкое развитие в последние годы и реализующих программы многоступенчатой подготовки, оценка удовлетворенности внешних и внутренних потребителей является залогом успеха, а выбор стратегии выживания и развития образовательного учреждения требует использования современных методов и средств достижения требуемого всеми заинтересованными сторонами качества образования.
Отметим подходы определения качества образования: первый ориентирован на достижения и аппарат педагогики, а второй - предлагает образованию формы и методы управления качеством на основе Всеобщего управления качеством (TQM) или международные стандарты ISO серии 9000:2000, которые предъявляют жесткие и конкретные требования к контролю качества на всех этапах предоставления услуги, управления всеми видами ресурсов, создания систем качества в организациях и учреждениях, документированию всех процедур по управлению качеством, регламентируют процедуры самообследования и должны быть адаптированы для применения в системе многоуровневой подготовки, в частности, в области туризма.
Всеобщая система управления качеством, предусматривающая регулирование процессом на основании оценок - специально выделенных критериев и показателей качества всех элементов самого процесса и факторов - оказывает влияние на конечный результат. При этом управление качеством может рассматриваться как одна из функций органов управления. Управление качеством образования и профессиональной подготовки трактуется как целенаправленная, комплексная и скоординированная деятельность руководящего состава, педагогов и обучаемых по реализации воздействия на образовательный процесс в целях достижения соответствия уровня профессиональной подготовленности выпускников установленным нормам и квалификационным требованиям.
Учитывая тот факт, что качество - это совокупность взаимосвязанных и взаимоподчиненных свойств объекта, те, иерархия свойств, характеристик и показателей состояния объекта или явления, оно подлежит анализу и оценке. Оценка и оценочная деятельность при выявлении качества образования в последнее время приобрела устойчивую тенденцию к возрастанию используется при: аттестации и аккредитация образовательных учреждений; проведении итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений; в случае принятия управленческих решений; при проведении экспертизы образовательных программ; самообследовании и самооценке субъектов педагогического процесса; в случае определения рейтингов образовательных учреждений и др.
В настоящее время сформировались научные «квалиметрические» школы, разрабатывающие подходы к оценке качества образования. Ежегодно проводятся симпозиумы «Квалиметрия человека и образования» и др. на базе ИЦ ПКПС (Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов) при МИСиС и других площадках.
Практика контроля и мониторинга приобретает организованные формы; мониторинг на федеральном и региональном уровнях, мониторинг учебно-материальной базы вуза, качество образовательного процесса и т.д. Мониторинг рассматривается как методический инструмент обеспечения профессиональной подготовки менеджера. На рынке негосударственного образования Санкт-Петербургский институт гостеприимства взял на вооружение опыт предприятий по управлению качеством, выстраивая систему взаимодействия с потребителями.
Создаваемая в вузе система мониторинга рассматривается нами как необходимый элемент внутривузовской системы качества. Центром сбора, анализа всесторонней информации о вузе становится созданный центр мониторинга в структуре научно-исследовательского отдела СПИГ. Центр мониторинга выполняет функции:
• организация и реализация работ по мониторингу качества образования в рамках сотрудничества с комплексом - среднего профессионального образования, прежде всего, по проблемам самооценки качества подготовки менеджеров в рамках Санкт-Петербургского колледжа туризма и сервиса
• координация этой деятельности в структурных подразделениях образовательного учреждения;
• вовлечение студентов, сотрудников в процесс образования для совершенствования системы обеспечения качества подготовки специалистов;
• развитие у студентов профессиональных компетенций посредством навыков практической работы по сбору, систематизации и анализу информации для принятия управленческих решений.
Основные направления мониторинга, мероприятия для его реализации составили:
• внешний мониторинг - включающий изучение запросов и ожиданий внешних потребителей (абитуриентов, родителей работодателей), коммерческий мониторинг;
• внутренний мониторинг - изучающий удовлетворенность внутренних потребителей (преподавателей, сотрудников, студентов), образовательный мониторинг.
Примером внутреннего мониторинга являются образовательные цели, выделенные преподавателями, студентами и абитуриентами в рамках проведенного опроса в институте гостеприимства (см. табл.1).
Далее при организации процесса обучения в образовательном учреждении Санкт-Петербургский колледж туризма и сервиса, осуществляющем подготовку менеджеров, учитывалось, что содержание профессионального обучения сможет обеспечить высокое качество только при условии, если образовательная система будет функционировать как многомерная модель, действующая в духе социального заказа. Для этого необходимо анализировать внешнюю среду образовательной системы и учитывать востребованность специалистов того или иного уровня.
Таким образом, для того, чтобы иметь возможность оценивать качество профессиональной подготовки специалистов, предполагается целесообразным выявить состав характеристик, отражающих его. Совокупность характеристик можно представить в пяти группах:
• профессиональные знания (уровень профессиональных знаний, структура профессиональных знаний, устойчивость знаний, владение знаниями (интегрированное использование);
• готовность к профессиональной деятельности (ролевая структура, виды деятельности, навыки принятия решений, экспертно-аналитической работы);
• структура индивидуально-профессиональных качеств (коммуникабельность, стиль поведения, решительность, склонность к риску, профессиональное мышление (тип);
• самосознание профессионализма (стратегия карьеры, развитие способностей, уверенность и готовность к профессиональной деятельности, качество образовательной программы).
Кроме того, имеется группа дополнительных качеств, отражающих общекультурный потенциал успешной профессиональной деятельности (культурологическая ориентация, система ценностей, креативный потенциал, владение иностранным языком).
Контрольно-оценочные мероприятия, включенные в системную оценку качества педагогического процесса, позволили в первую очередь
диагностировать качество процесса: преподавание, развитие личности, апробацию педагогических нововведений, внедрение новых учебных программ, учебно-познавательную деятельность студентов, воспитательный процесс в комплексе. С другой стороны, уровень полученных профессиональных компетенций, теоретической и специальной подготовки, уровень профессиональной подготовленности педагогов, результативность отдельных технологий и инноваций.
Таблица 1
Цели |
Удельный вес респондентов, выделивших данную цель, % |
||
преподаватели |
студенты |
абитуриенты |
|
Формирование общекультурных компетенций |
44 |
47 |
6,9 |
Подготовка к будущей карьере |
31 |
70 |
51,7 |
Формирование профессиональных компетенций |
31 |
53 |
16,1 |
Получение специальных знаний |
38 |
46 |
43,7 |
Формирование коммуникативных компетенций |
31 |
25 |
5,7 |
Получение диплома о высшем образовании |
|
39 |
25,3 |
Саморазвитие и самосовершенствование |
50 |
67 |
21,8 |
Формирование конфликтологических компетенций |
56 |
39 |
10,3 |
Значение системности и технологичности осуществляемой профессиональной подготовки менеджеров в Санкт-Петербургском институте гостеприимства, обеспечивающие качественные характеристики конечных результатов, были подтверждены динамикой самооценки качества профессиональной подготовки.
На основе проведенной диагностики было отмечено более интенсивное наращивание степени удовлетворенности результатами профессиональной подготовки, степени технологичности педагогического процесса, уровня сформированности компетенций что явилось результатом применяемых новаций в образовательном комплексе [1].
Проводимый таким образом мониторинг показывает объективную информацию о состоянии, ожиданиях и негативных моментах неудовлетворенности либо, наоборот, достижениях в работе образовательного учреждения, основанных на фактах, а не субъективных оценках участников педагогического процесса, помогает выявить актуальные для решения проблемы, сформулировать цели и пути их достижения; способствуют вовлечению всех участников педагогического процесса в реализацию новаций для достижения нового качества образования, совершенствования и развития образовательной системы.
Ссылки на источники:
- Асанова И.М., Семухина Е.В. Концепт «компетентность» как фактор преобразования и модернизации высшего профессионального образования в России: системный подход / Социология и право. - 2015. - №3. - С. 11-17.