Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья выполнена в соответствии с планом научной работы в рамках НИР «особенности функционирования национальной финансовой системы в условиях глобализации», проводимой кафедрой экономики и финансов СПИГ. В настоящей статье основное внимание уделено различным подходам к разрешению проблем, вынесенных в заглавие.
Ключевые слова: модель конкурентоспособно национальной финансовой системы, прямые иностранные инвестиции, конкурентоспособность стран, индекс глобализации, воспроизведение ресурсов. 

Для выработки определенной модели конкурентоспособной национальной финансовой системы в условиях глобализации должна осуществляться оценка уровня глобализации экономики. Индекс транснационализации по методике ЮНКТАД (орган Генеральной Ассамблеи ООН) рассчитывается как среднее от четырех показателей:

1)       приток ПИИ (прямые иностранные инвестиции) в национальную экономику как доля от суммы всех
капитальных вложений за последние три года;

2)       приток ПИИ как процент от ВНП в соответствующем году;

3)       стоимость продукции филиалов иностранных компаний как процент от ВНП;

4)       занятость в филиалах иностранных компаний как процент от общей
занятости.

В качестве показателей, определяющих уровень глобализации экономики государства, исследователями предлагаются следующие показатели, и агрегированный показатель глобализированности экономики может рассчитываться как среднее по данным показателям:

  1. Объем интернационального производства товаров услуг и темпы его роста в сравнении с объемами и темпами роста всего
    валового продукта в мире.
  2. Объем и динамика прямых иностранных инвестиций.
  3. Объем и динамика межгосударственных слияний и поглощений.
  4. Объем и темпы роста всей международной торговли товарами в
    сравнении с валовым продуктом.
  5. Объем и динамика международных операций банков и других кредитных организаций в сравнении с общим объемом и динамикой всех их операций.
  6. Объем и динамика международных фондовых рынков, например, темпы роста портфельных инвестиций: общие и международные.
  7. Объем и динамика валютных рынков в сравнении с общими масштабами денежных рынков.

В частности, разработкой такого показателя занималась консалтинговая компания А.Т. Кеагnеу.

Индекс глобализации компании А.Т. Кеагnеу увеличился примерно с показателя 300 в 1978 г. до 730 в 2014 г. Значения данного индекса позволили компании утверждать, что страны Западной Европы и Северной Америки и Япония были наиболее интегрированными странами в последнее десятилетие XX века. Возглавляет список «наиболее глобальных стран» Сингапур, на втором месте Ирландия и на третьем США. Имея возможность оценивать «критические точки» глобализации, можно разработать механизмы управления глобализационным процессом. Однако определяет ли «глобализированность» экономики страновую конкурентоспособность?

Обратимся вначале к современным трактовкам понятия «конкурентоспособность стран».

Существует официальная точка зрения по этому поводу: «Конкурентоспособность страны – это, прежде всего, способность национальных производителей продавать свои товары. Способность увеличивать или, по крайней мере, удерживать за собой доли рынков, достаточных для расширения и совершенствования производства, для роста уровня жизни, для поддержания сильного и эффективного государства».

Понимание сущности конкуренции стран М. Интрилигейтором о том, что «государства стремятся присоединиться к клубу богатых стран и готовы бороться с ними за свою долю в мировом производстве» [1] близко определению, данному М.И. Гельвановским, который понимает страну как сложную систему, для которой неприменимы утилитарные частные критерии эффективности: «…конкурентоспособность в самом общем смысле – обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования» [2].

В общем случае под международной конкурентоспособностью страны можно понимать способность сохранять и увеличивать свою долю мирового дохода.

По мнению К.Л. Рожкова, конкурентоспособность страны определяется созданием условий для:

-        присвоения резидентами благ;

-        вовлечения для этого соответствующих видов хозяйственных ресурсов;

-        заключения соответствующих видов сделок, (для своей  привлекательности для резидентов). [3]

По мнению Г. Фишера, говорить о глобальной конкурентоспособности страны можно как о ее способности:

-        сохранить в процессе международной конкуренции тех самых факторов, значимость которых в международной конкуренции резко уменьшается под воздействием глобализации и, следовательно,

-        обеспечить за собой полный цикл жизнедеятельности в рамках национальных предпочтений – национальных экономических интересов. [3]

Таким образом, глобальная конкуренция – это конкуренция стран за место на мировом рынке (совокупность внутренних и внешних рынков стран) и в мировой социальной сфере (совокупность системы неэкономических социальных отношений жителей стран).

Дешевизна и доступность ресурсов — по-прежнему один из факторов конкретных преимуществ. Позиционирование стран в глобальной экономике во многом до сих пор описывается теорией сравнительных и абсолютных преимуществ. Так, США выставляют торговые барьеры для входа на свой внутренний рынок. Необходимо отметить, что в силу технологического прогресса роль ресурсных преимуществ в последнее время резко снижается; обладание ресурсами – это недостаточное условие, чтобы страна выигрывала в конкуренции с другими странами; появляется масса отклонений от условий теории свободной торговли. Это четко прослеживается на примере Японии, располагающей малыми ресурсами, однако, демонстрирующей высокий экономический рост и увеличение уровня жизни.

Что же обеспечивает глобальную конкурентоспособность, если не ресурсы (монополия на них)? «Конкурентоспособность высокотехнологичных отраслей непосредственно связана с инвестициями в исследования и разработки, в создание нововведений, т.е. с технологическими конкурентными преимуществами».

Технологические преимущества (движение инвестиций и движение инноваций) - умение воспроизводить ресурсы, которых не имеется в наличии (Портер). Если мир найдет замену нефти, то нефтяные страны резко снизят свою конкурентоспособность на мировом рынке. Прецедент уже был в начале 70-х годов, когда вызванный нефтяным кризисом технологический сдвиг в экономически развитых странах предотвратил выход на первые места в рейтингах стран Ближнего Востока. Они, безусловно, выиграли от роста цен, но не так, как если бы потребление нефти осталось бы на прежнем уровне в странах-импортёрах. Значит, воспроизводимость – возможность повторить или заменить ресурс, резко уменьшающая конкурентоспособность владельца ресурса, играла роль и в 90-е годы.

М. Портер пишет: «При многонациональной конкуренции ТНК имеют автономные филиалы в каждой стране и управляют ими примерно так же, как банки распоряжаются ценными бумагами. При глобальной же конкуренции фирмы стараются получить гораздо большее преимущество от своего присутствия в разных странах, размещая свою деятельность в разных странах и четко согласовывая ее» [4].

Факторы конкурентоспособности на мировом товарном рынке, перечисленные Портером, в большей степени отражают эффективность использования комбинаций собственных и, что самое важное для глобализации, чужих ресурсов, чем объективное их наличие в странах базирования (происхождения капитала).

Перефразируя формулировку глобальных конкурентных преимуществ фирм, данную Портером, Г. Фишер подчеркивает, что основным становится «умение максимально эффективно (с денежной точки зрения) разместить во времени (определенная стадия жизненного цикла продукции и производства) и пространстве (определенная страна приложения капитала) воспроизводимые факторы хозяйственной деятельности, пользуясь преимуществами, даваемыми их мобильностью».

Таким образом, страна для обретения глобальной конкурентоспособности должна иметь на своей экономической территории штаб-квартиру, управляющую воспроизводственной цепочкой.

Уровень конкурентоспособности при этом зависит от того, блага какого рода способна воспроизводить страна, ресурсы (блага) какого рода для нее при этом доступны и какие виды внешнеэкономических операций она при этом выполняет.

По теории Ф. Листа, экономическая теория имеет три раздела: частная экономия, политическая экономия (национальная экономика в современном понимании) и космополитическая экономия (мировая экономика в современном понимании). Сердцевина исследования Листа – теория производительных сил, базирующаяся на следующих постулатах:

1) сумма богатств отдельных граждан менее богатств страны;

2) богатство страны = сумма богатств отдельных граждан + способность создавать богатство (производительные силы).

Семантической доминантой теории Листа мы считаем тезис о том, что «свободная конкуренция не должна подчинять мировые интересы в рамках всемирной ассоциации интересам одной страны, т.е. свободная конкуренция пригодна только для лиц одной и той же нации».

Наиболее популярными страновыми рейтингами оценки использования отдельными странами своих преимуществ являются рейтинги конкурентоспособности стран, рассчитываемые Институтом совершенствования методов управления (Лозанна, Швейцария), а также исследования, проводимые Всемирным экономическим форумом (World Economic Forum) и Международным институтом развития менеджмента (Institute for Management Development). Начиная с 1996 года, эти международные организации проводят самостоятельные исследования по несколько различающимся методикам, результаты которых в последние годы публикуются в виде двух ежегодников: The Global Competitiveness Report (World Economic Forum) и The World Competitiveness Yearbook (Institute for Management Development).

В соответствии с рассматриваемыми методиками государства управляют конкурентной средой, которая, в свою очередь, подразделяется на четыре сферы:

– экономические результаты (результаты деятельности, функционирование экономики);

-        эффективность правительства (государственного управления);

-        эффективность бизнеса;

-        инфраструктура.

Четыре группы факторов конкурентоспособности наций, по числу сфер конкурентной среды, включают в себя ряд подгрупп. Каждая из подгрупп факторов подразделяется на подгруппы более низкого уровня.

Количество и состав показателей, на основании которых специалисты Международного института развития менеджмента оценивают уровень конкурентоспособности каждой страны, регулярно претерпевают некоторые изменения, отражающие изменения представлений специалистов этого института о конкурентоспособности как научной категории.

При составлении рейтинга используется два типа данных: достоверные данные (Hard data) и обзорная информация (Survey data).

Достоверные данные - это статистическая информация, получаемая из различных международных и региональных организаций, частных и государственных институтов. Обзорная информация представляет собой данные опроса менеджеров (Executive Opinion Survey).

Необходимость использования обоих типов данных при определении конечного рейтинга конкурентоспособности определяется тем, что чрезвычайно важны не только собственно экономические показатели, но реакция бизнеса на эти показатели, их восприятие и трактовка бизнесом. Подсчет итогового рейтинга конкурентоспособности осуществляется следующим образом (см. рисунок 1): 

Рисунок 1 – Алгоритм подсчета итогового рейтинга конкурентоспособности стран

Самый сложный этап - это подсчет стандартизированного значения для каждого из анализируемых показателей. Методика подсчета, к сожалению, не раскрывается, поэтому ее невозможно оценить с точки зрения правильности и рациональности.

После получения стандартизированного значения для каждого из показателей строятся рейтинги стран по каждому из показателей, рейтинги стран по агрегированным факторам и подфакторам, итоговый рейтинг стран по конкурентоспособности, рейтинги стран по привлекательности для размещения производств (от простейших отраслей обрабатывающей промышленности до высокотехнологичных производств) и осуществляется моделирование конкурентоспособности.

За годы исследования конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства и факторов ее определяющих специалистами института были разработаны «золотые правила» конкурентоспособности, следуя которым страна добьется повышения или сохранения своей конкурентоспособности. Формулируются они в таком порядке:

  1. Стабильное и предсказуемое законодательство;
  2. Гибкая структура экономики;
  3. Инвестиции в традиционную и технологическую инфраструктуру;
  4. Стимулирование частных сбережений и внутренних инвестиций;
  5. Повышение агрессивности экспорта наряду с привлечение прямых иностранных инвестиций;
  6. Улучшение качества, оперативности и прозрачности управления и администрирования;
  7. Взаимообусловленность заработной платы, производительности труда и налогов;
  8. Сокращение разрыва между минимальными и максимальными заработками в стране и укрепление среднего класса;
  9. Крупные инвестиции в образование, особенно среднее, а также в непрерывное повышение квалификации работающих;
  10.  Баланс преимуществ глобализации экономики и национальных особенностей и предпочтений (то есть наряду с осознанием принадлежности к мировому сообществу должна существовать национальная идея, национальное самоопределение).

Необходимо отметить, что различия программ международного сопоставления представляют достаточно противоречивые результаты.

Так, на основе одного из сопоставлений были получены оценки ВВП и его компонентов в сравнимой валюте, что позволило определить место каждой страны в региональной и мировой экономике и исчислить индексы физического объема этих показателей в расчете на душу населения. 

Ссылки на источники

  1. Интрилигейтор Майкл Д. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции.//Экономист. - 2007. - № 11. - С. 38-45.
  2. Гельвановский М.И., Жуковская В.М О методах межстранового сопоставления показателей конкурентоспособности //Вопросы статистики.- 2010.-№3. - С. 52-58.
  3. Цит. по ист.: Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции конкурентоспособности в научных исследованиях / Современная конкуренция. – 2013. - №6(42). – С.65-79.
  4. Портер М. Конкуренция. – М., 2005.