Полный текст статьи
Печать

В истории российского туризма важную роль сыграл его просветительский этап, во многом связанный с экскурсионным движением, прежде всего школьным. Начиная с XIX в. экскурсии, походы, путешествия стали применяться как способ обучения в школьном, специальном и высшем образовании, а также для сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах России.

Зарождение организованных путешествий и экскурсий в России относится к концу XVIII века, когда под влиянием идей великих просветителей возникает потребность в проведении коротких, непродолжительных экскурсий, пешеходных прогулок для учащихся школ с целью обеспечения наглядности и предметности в системе обучения и воспитания. В русской педагогической литературе появляются первые высказывания о школьных экскурсиях, проводимых на территории России и предшествовавших появлению туризма.

Первый опыт по организованному проведению зарубежного путешествия (имеется в виду для всех желающих) относится к концу XVIII века, когда Вениамин Генш, содержатель пансиона в Москве, опубликовал приложение в «Московских ведомостях», где представил на суд читателей свой план по организации поездок в зарубежные страны. В декабре 1777 г. читатели «Московских ведомостей» получили вместе с различными «прибавлениями» к газете несколько страниц, озаглавленных «План предприемлемого путешествия в чужие край, сочиненный по требованию некоторых особ содержателем благородного пансиона Вениамином Геншем».

В.Генш уже более двадцати лет занимался воспитанием юношества. Он принадлежал к числу широко образованных людей своего времени, многие годы, как он пишет, «пребывал» в различных иностранных академиях, неоднократно проезжал через всю Германию, Швейцарию, Италию, Францию, Англию и Голландию и глубоко осознал всю полезность путешествий, ту важную роль, которую они должны играть в процессе воспитания молодежи. Со значения путешествий и начинался его «План»: «Не довольно того, чтоб детский разум изощрять только науками; но стараться должно при том наипаче приучать и склонять сердца их к добродетели; что достигается чрез обращение в свете и полезныя путешествия. Надобно произвести в них нужное просвещение, дабы то, что в чужих краях достопамятного и примечания достойного усмотрят, в отечестве своем с пользою употребляли»[1]. «Планом» Генша предусматривалось организовать небольшую группу молодых дворян, совершить с ними поездку в один из немецких, итальянских или французских университетов, «то есть в Геттинген, Лейпциг, Турин, или Страсбург; дабы там как в немецком, так во французском и италианском языках, также и науках, то есть, в математике, истории, географии, философии, юриспруденции, и рисовании довольное снискать знание, также в танцовании, верховой езде и музыке; и в тонкости познать то, что молодому человеку для совершенного его благополучия нужно и полезно быть может»[1]. После посещения университетов предполагалось проехать по маршруту, следующему через Швейцарию, Италию и Францию, для знакомства с искусством этих стран и постановкой фабричного дела. Каждый из участников путешествия должен был вручить В. Геншу, организатору намеченного предприятия, гонорар, установленный по контракту. Стало ли путешествие, разработанное В. Геншем, первым в ряду постоянно проводимых какими-то предпринимателями поездок за границу, пока неизвестно. Но не приходится сомневаться, что его «План» принадлежит к одному из первых предложений в последней четверти XVIII в. по организации туристских путешествий за рубеж, в которых группа людей под началом опытного руководителя должна была совершить коллективную поездку в страны Западной Европы. Его предприятие можно считать прообразом будущих частных туристических контор в России. В этом отношении Генш опередил англичанина Томаса Кука, считающегося одним из "отцов" международного туризма.

В дело становления туристско-экскурсионного дела в России в этот период значительный вклад внесли известные педагоги и просветители того времени. Среди них, прежде всего, следует отметить члена Российской академии наук, участника разработки плана школьных реформ 1782 — 1786 гг. Янковича де Мериево, академика Российской академии наук, автора первого русского учебника по естествознанию «Начинания естественной истории...» Василия Федоровича Зуева, писателя, журналиста, издателя Николая Ивановича Новикова, которые неоднократно высказывались по поводу целесообразности проведения со школьниками прогулок и экскурсий «в природу». Первоначально это были экскурсии с целью ознакомления учащихся с разнообразием местного растительного мира. Но постепенно тематика экскурсий стала расширяться, школьники стали выезжать не только на природу, но и посещать местные заводы, мануфактуры, рудники и т.п.[2]

Одним из энтузиастов и первых организаторов школьных экскурсий был декабрист И.Д.Якушкин. Находясь в ссылке в Тюменской губернии, он работал учителем в женской школе, где практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанницами, целью которых было главным образом изучение растительного мира.

Идея организации экскурсий для молодежи становилась настолько популярной, что нашла свое отражение в школьных уставах. Экскурсионный опыт прогрессивных педагогов того времени нашел отражение в «Уставе народных училищ» (1786 г.), а спустя двадцать лет и в «Школьном уставе» (1804 г.). Эти уставы включали в число основных форм проведения занятий проведение экскурсий (или прогулок) на природе - для детей младшего возраста, а экскур­сий на мануфактуры, в ремесленные мастерские и на заводы - для старших учащихся.

Именно с этого периода мы можем проследить этапы становления и развития экскурсионного туризма в России. Страстным поборником новых идей в преобразовании школьных программ был выдающийся ученый, основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский. В своих трудах он настойчиво рекомендовал применять в школе такой активный метод обучения, каким является путешествие и экскурсия, и в первую очередь экскурсии на природу, так как они позволяют школьнику с помощью учителя самому видеть и воспринимать окружающий его мир предметов и явлений.

А.Н. Радищев (1749-1802), В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870) подвергали критике официальную педагогику, современную им школу за сословность воспитания, за отрыв содержания обучения от практики жизни. Они рассматривали физическое воспитание как составную часть общего воспитания. А.Н. Радищев в своем главном труде «Путешествие из Петербурга в Москву» требовал от государства такой системы воспитания детей всех сословий, при которой можно подготовить истинного патриота. В.Г.Белинский утверждал, что нельзя упускать «из вида ни одной стороны воспитания». От развлечения богатых за рубежом до познания своей родины – такова логика развития самодеятельного туризма в России. Призыв к путешествиям в целях познания своего народа звучит в одной из работ Н.А. Добролюбова: «Жаль, что никто из поклонников национальной германской гимнастики – за неимением живого примера в Греции – не съездит к нам в Киргизские степи или Башкирию. Там гимнастика процветает, своего рода Олимпийские игры, с борьбой и лазанием на шесты и бегом взапуски повторяются периодически; подвиги отличившихся воспеваются степными Пиндарами, и во славу их звучат туземные барабаны и флейты, чебызги и кураи»[3].

Деятельность К. Д. Ушинского, Д. Д. Семенова, А. Г. Герда привела к тому, что туристско - экскурсионное дело в России стало уверенно набирать силу. Многие учебные заведения стали поощрять походы, экскурсии, поездки, а русская интеллигенция стремилась использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для собственного научного роста и изучения Родины.

В конце XIX — начале XX в. уже в значительном числе учебных заведений России педагоги осознали необходимость включения экскурсий и путешествий в программу обучения, видя в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания.

Развитие педагогики и зарождение краеведения, в основу которых были положены требования научной основы обучения и развития у учащихся умения наблюдать окружающую действительность, приводят к дальнейшему широкому распространению прогулок с образовательной целью.С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начинают организовывать дальние прогулки. В их основе лежали естественно-научные экскурсии. Позже начинают проводиться прогулки с новой целью - гуманитарной. По собственной инициативе учителя устраивали путешествия для обозрения исторических и других достопримечательностей. Расширялись и обогащались учебные поездки именно с образовательными целями, в основу которых был положен экскурсионный метод познания.

К концу XIX века складываются два вида путешествий и экскурсий. Первый из них имел целью изучение географии, геологии, ботаники и других естественных наук, появляются также первые технические и производственные экскурсии. Другой вид включал дальние учебные путешествия для ознакомления с культурными и историческими достопримечательностями.

Следует отметить, что вместе с пешеходными путешествиями появляются и путешествия с использованием транспорта (железная дорога, пароходы).

В связи с ростом числа путешествий и экскурсий возникла необходимость в их координации. В 90-е гг. школьно-экскурсионное дело получило поддержку официальных властей – Министерства народного просвещения и Святейшего Синода, которые решили использовать экскурсии в качестве одного из средств морально-религиозного воздействия на учащихся. Это привело к созданию в 1896 году в Москве Центральной экскурсионной комиссии при Министерстве просвещения (с филиалом в Петербурге), которая располагала музеем и библиотекой, где собиралась информация по туризму и экскурсионным вопросам. Комиссия разрабатывала туристско-экскурсионные программы для учебных заведений, правила поведения экскурсантов, листы опроса, вела учет путешествий групп учащихся, что стало началом создания учетной туристской документации. Она определяла учебные заведения (гимназии, реальные училища, университеты и т. д.), которые должны были осуществлять прием экскурсантов. В список учебных заведений были включены: Казанский университет и высшие женские курсы, Рижская Ломоносовская гимназия, 2-я Нижегородская гимназия, 2-е Екатеринославское реальное училище и др. Центральная комиссия разработала «опросный лист». Учебное заведение, направляющее экскурсантов, указывало в этом листе число учащихся (по классам), сопровождающих лиц и их специальности, цель экскурсии, подготовленность к ней учащихся, ее связь с учебной программой, количество и характер предшествовавших экскурсий. Это помогало в работе с группой. Были разработаны также «правила для экскурсантов», которые имелись в каждом учебном заведении, выполнение их строго контролировалось. Вопросы методики и организации экскурсий обсуждались на педагогических съездах и совещаниях (с 1906 по 1916 гг.).

Министерство просвещения способствовало развитию школьных образовательных экскурсий путем издания специальных нормативных документов. В частности, в 1889 году вышел циркуляр, обращавший  особое внимание на прогулки. Школам было предписано, что "прогулками следует воспользоваться для географии, естественной истории и других учебных целей". Важным толчком к расширению туристско-экскурсионной деятельности школьников стал циркуляр министра народного просвещения от 2 августа 1900 г. за № 20.185, который отменял летние каникулярные работы учеников и взамен их рекомендовал начальникам учебных заведений и педагогическим советам организовывать в период каникул для учащихся оздоровительные прогулки, экскурсии и путешествия. Эти указания положили начало летней оздоровительной работе с учащимися.

Ученические экскурсии были признаны «одним из важных воспитательных средств; ознакомление молодого поколения с нашим обширным отечеством, с его святынями, с памятниками старины и с современной жизнью… не только содействует родиноведению, но и воспитанию в молодом поколении чувств патриотического и религиозного".[4] С конца XIX века в связи с общим подъемом общественного движения в России экскурсии заняли постоянное место в системе образования. В авангарде экскурсионного метода выступали частная и общественная школы. Переломным моментом в развитии экскурсионного дела в дореволюционный период стал 1901 год - год разработки новых программ преподавания естествознания и год открытия Тенишевского училища, так как основная заслуга развития экскурсионного метода в России принадлежит преподавателям вновь открывшихся коммерческих училищ, в частности Д.Н.Кайгородову.[5]

Работая в Тенишевском училище,  И.М.Гревс проводил учебные гуманитарные экскурсии по Санкт-Петербургу под названием "По следам Петра Великого", совершил поездку с учениками в Киев. Другой преподаватель училища, историк А.Я.Закс организовал посещения Новгорода, Пскова, старых городов Поволжья, Приуралья и др. Впоследствии он продолжил традиции исторических экскурсий в Лесном коммерческом училище. "Образовательные путешествия" организовывались женской гимназией М.Н.Стоюниной, а также некоторыми правительственными петербургскими гимназиями. Образовательные поездки за границу предпринимались директором Житомирской гимназии П.А.Сидоровым, директором Киевской Печерской гимназии В. Петром.[6]

Некоторым гимназиям удалось наладить регулярные экскурсионные поездки своих учеников. Например, при Тверской гимназии в 1902 году было создано Общество организации путешествий учеников Тверской гимназии. Цель существования общества - знакомство учеников с "нашей обширной родиной"[7]. За 15 лет существования обществом было организовано 17 экскурсий, география которых обширна: Москва, города "Золотого кольца", Санкт-Петербург и пригороды, весь Крым, все города Поволжья, Закавказье, Северный Кавказ, через Варшаву, Белград, Софию в Константинополь, на Белое море[8]. В 1913 году за организацию школьных путешествий гимназия получила золотую медаль на Всероссийской выставке в Киеве.

В конце XIX – начале ХХ в. разработкой методики школьно-экскурсионной деятельности занимались такие известные методисты-экскурсионисты, как С.П.Аржанов, Н.П.Анциферов, Е.А.Звягинцев, Д.Н.Кайгородов, В.В.Половцев, Гревс И.М. и др. Они внесли значительный вклад в вопросы методики и организации экскурсий, в обобщение опыта практической работы по применению экскурсионного метода познания, в рассмотрение вопросов детско-познавательного туризма. Теория и практика туристско-экскурсионного дела обсуждалась на педагогических совещаниях и освещалась на страницах журналов "Экскурсионный вестник", "Школьные экскурсии и школьный музей", "Русский экскурсант".

В опубликованной в 1910 г. под редакцией Б.Е.Райкова и Г.Н.Боча работе «Школьные экскурсии, их значение и организация» впервые были разработаны основные принципы экскурсионной методики и предложена система учебных экскурсий по всем предметам и для всех классов[9].

Важным фактором в становлении и развитии экскурсионного туризма стало открытие исторических, культурных, природоведческих памятников, ансамблей и музеев, одной из важнейших функций которых является просветительная работа.

Первым музеем в России стала знаменитая Кунсткамера (помещение для редкостей), основанная Петром Великим в 1719 г. В ней хранились собрания минералов, медицинские препараты, древние монеты, этнографическая коллекция, несколько земных  небесных «глобусов», был устроен зоологический кабинет. Тогда же Петром I были основаны Артиллерийский и Военно-Морской музеи. Именно этого русского царя можно считать одним из самых именитых экскурсоводов. Петр I любил лично проводить экскурсии для иностранных гостей по Санкт-Петербургу.

В 1764 г. Екатериной II был основан Эрмитаж как частное собрание произведений искусства. Первоначально он существовал как дворцовый музей, а в 1852 г. был открыт для широкой публики. В 1856 г. начал  собирать свою знаменитую коллекцию русской живописи П.М.Третьяков, передавший ее вместе с коллекцией брата в 1892 г. в дар Москве. Наряду с Третьяковской галереей крупнейшим собранием русской живописи, открытым для публичных экскурсий, стал учрежденный в 1895 г. в Санкт-Петербурге императором Александром III  Русский музей. Одним из первых музеев, где стали проводиться публичные экскурсии, стал открытый в Москве в 1872 г. Политехнический музей, а также основанный в 1873 г. Исторический музей.

Активное участие в просветительской работе принимали различные общественные организации и клубы. Они, наряду с непосредственной организацией туристской и экскурсионной деятельности, содействовали выпуску первых специализированных экскурсионных изданий: «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант».

Развитию путешествий и экскурсий в большой степени способствовала инициативная деятельность научных обществ, представителей демократически настроенной интеллигенции. Среди них следует выделить   Русское географическое общество, созданное в 1845 г. и ставшее играть главную роль в организации и руководстве путешествиями, преследовавшими прежде всего исследовательские, научные цели. По его инициативе проводились многие экспедиции в труднодоступные районы. В ходе путешествий энтузиасты-ученые (и другие) делали важные географические открытия и вели научные исследования, а также знакомили широкий круг читателей с природой, географическими и этнографическими особенностями различных регионов России. Среди русских путешественников-исследователей следует назвать П.С.Палласа, экспедиции которого изучали Европейскую Россию, Урал, Сибирь; П.А.Чихачева, путешествовавшего по Алтаю; П.А.Кропоткина, И.Д.Черского, В.А.Обручева, исследовавших Восточную Азию; П.П. Семенова-Тянь-Шанского, А.П. Федченко, И.В. Мушкетова, Н.А.Северцева, исследовавших СреднююАзию;  Н.М. Пржевальского, Г.Н.Потанина, М.В.Певцова, П.К.Козлова, изучивших Центральную Азию. Участники этих экспедиций нередко совершали восхождения на вершины из спортивного интереса. Но, тем не менее, они проводили измерения высоты, температуры воздуха, знакомились с окружающей местностью, делали зарисовки с вершин. По результатам исследований этих экспедиций публиковались многотомные издания с подробным описанием разных стран. Дневниками путешественников зачитывались в домах интеллигенции и великосветских салонах.

Важную роль в развитии просветительского туризма сыграло Общество любителей естествознания (ОЛЕ), созданное во второй половине XIX в.. Его члены совершали экскурсии и путешествия в целях изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Деятельность общества завоевала популярность у передовых ученых и педагогов. Подобные организации возникли в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе, Томске, Ялте, Одессе. Их участники не только сами познавали природные богатства своего края, но и проводили экскурсии для тех, кто интересовался природой. Так, члены Кавказского общества любителей естествознания (г. Тифлис, ныне Тбилиси) изучали природу Кавказских гор, а затем рассказывали об ее красоте и богатстве путешественникам из других городов. Это были одни из первых экскурсий внеучебного характера.

В 1876 году состоялась одна из первых студенческих экскурсий в Крым под руководством профессора геологии Новороссийского университета (Одесса) Н.А. Головкинского (именем которого позже был назван водопад в районе Алушты). Н. А. Головкинский пригласил на экскурсию 25 студентов университета, для которых добился бесплатного проезда на пароходе Русского общества пароходства и торговли из Одессы в Крым и обратно. Экскурсанты из Одессы познакомились с Ялтой, Никитским садом, морским побережьем и горной частью Крыма, собрали обширные геологические коллекции[10]. Знаток и большой поклонник крымской природы, профессор Н. А. Головкинский выпустил позже отличающийся полнотой и точностью путеводитель по Крыму – одно из первых популярных краеведческих изданий.

Значительную работу проводило созданное в г. Екатеринбурге Уральское общество любителей естествознания (УОЛЕ), активными членами которого были Н. К. Чупин, А. П. Карпинский, Д. Н. Мамин-Сибиряк, другие писатели и ученые. Почетными членами общества были избраны К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев, И. П. Павлов. Н. М. Пржевальский, Н. А. Норденшельд. Они принимали самое активное участие в работе Уральского общества.

В эти годы в крупных городах России создаются: «Общество естествоиспытателей» (Санкт-Петербург), активными членами которого были Д.Н.Мамин-Сибиряк, К.А.Тимирязев, И.П.Павлов, «Общество физического воспитания» (Санкт-Петербург), «Общество любителей природы» (Харьков и Тула), Общество «Приморский экскурсант» (Хабаровск) и др.. Эти общества занимались просветительской деятельностью и организовывали экскурсии с познавательными целями.

Повышенный интерес к экскурсиям, возникший в России у раз­ных слоев населения к концу XIX - началу XX веков, послужил толчком для созда­ния при некоторых обществах экскурсионных комиссий. Они взя­ли на себя функции содействия экскурсионным группам и отдель­ным экскурсантам при знакомстве с городами, географическими районами России, зарубежными странами.

В частности, большой вклад в развитие поездок за границу внесла экскурсион­ная комиссия учебного отдела Общества распространения техниче­ских знаний. Стоимость путешествий за границу была сравнительно недорогой, по средствам педагогам школ и училищ. Кроме того, существовала скидка для народных учителей, направляемых в по­ездки земскими городскими самоуправлениями. Группы педагогов побывали   в   Германии,   Швейцарии,   Италии,   Японии, Англии, в Скандинавских странах. Поездки послужили толчком к развитию но­вых идей в педагогике.

Большой известностью в Закавказье пользовалась Александровская учительская школа, созданная в 1866 г. в Тифлисе и преобразованная в дальнейшем в учительский институт. Длительное время это учебное заведение возглавлял известный на Кавказе педагог Николай Петрович Захаров. Обобщив опыт постановки образования в России и за рубежом, он сумел организовать уникальный в своем роде учебно-воспитательный процесс. Важным средством обучения Н.П. Захаров считал организацию путешествий и экскурсий. «Продолжительные прогулки стали входить в обычай школы, в нынешнем году было сделано 4 прогулки. Я считал бы полезным, особенно в воспитательном отношении, сделать в нынешнем году прогулку по направлению к Владикавказу. Придавая прогулкам воспитателей со своими учениками большое учебно-воспитательное значение в жизни закрытого учебного заведения, можно надеяться, что если прогулки не прекратятся, то, совершенствуясь из года в год, они могут перейти в учебные экскурсии. О пользе прогулок можно сказать то, что в учебном отношении ученики наглядно знакомятся с окружающей природой, приучаются наблюдать предметы и явления…, составлять коллекции и, наконец, сближаются со своими воспитателями. Прогулки, кроме моционов, главным образом необходимы при изучении географии, истории и обширного курса естествознания...»[1]

Экскурсионными объектами для школьников являлись сам город Тифлис, крепости и древние храмы, ботанический сад, Кавказский музей, арсенал, фабрики, заводы, телеграф, древние монастыри, Караязская степь со знаменитым оросительным каналом (в 40 верстах от Тифлиса), пещерный город Чимес-цихе близ г. Гори (в 80 верстах от Тифлиса) и др.

Экскурсии совершались обычно всей школой. В настоящее путешествие превращалась экскурсия к пещерному городу Чимес-цихе, которую с нетерпением ждали все ее будущие участники. На природе учащиеся под руководством преподавателей наблюдали различные явления, природные и связанные с деятельностью человека объекты, учились описывать их, составлять ботанические и геологические коллекции. Н.П. Захаров считал обязательной организацию экскурсий при изучении таких предметов как история, география и других дисциплин естественного цикла.

Важную роль в развитии школьного и экскурсионного туризма в дальнейшем сыграли туристские общества и учреждения, о деятельности которых речь пойдет в последующих главах.

Так, большое внимание развитию школьного экскурсионного туризма уделяло руководство Ялтинского отделения Крымского горного клуба. Прежде всего, вовлеченными в работу клуба оказались ученики Ялтинской гимназии и Ялтинского коммерческого училища. Учащиеся сначала собирались в клубе по воскресным дням, чистили коллекции монет, приводили в порядок чертежи и минералогические коллекции, а также участвовали в экскурсиях. Учитывая высокую стоимость экскурсий, клуб создал специальный “ученический фонд”, средства которого складывались с публичных лекций и пожертвований и шли на материальную помощь юным экскурсантам. Постепенно в туристическое движение учащихся включились многие губернии страны.

Образовательные экскурсии осуществлялись по специально разработанной программе под руководством членов клуба и имели целью ознакомить учащихся с историческими и природными памятниками Крыма. Продолжались они от 5 до 16 дней, как правило, в каникулярное время. Для каждой экскурсии правление составляло план, который утверждался затем попечителем Одесского учебного округа. Клуб брал на себя организацию приютов в местах остановок и питание. До и после возвращения с маршрута обязательно проводился медицинский осмотр. Екатеринославское отделение Клуба устраивало экскурсии на Днепровские пороги, Гагринское – на Красную Поляну. В течение 1890-х годов отечествоведческие экскурсии, как их называли, стали неотъемлемой частью лечебно-воспитательной работы гимназий. А вслед за ними в Крым устремились экскурсии земских школ, реальных, коммерческих, педагогических училищ, а также слушателей учительских, фельдшерских и др. курсов. По мере накопления опыта совершенствовалась и методика проведения экскурсий. Различная профессиональная ориентация учебных заведений требовала включения в учебно-образовательные походы экскурсии на производства. В Севастополе, например, учащиеся посещали судостроительный завод и военные корабли Черноморского флота, в Балаклаве – завод по выращиванию мидий, в Бахчисарае – кустарные татарские производства, а учащиеся сельскохозяйственных школ осматривали плантации виноградников, сады и опытные участки.

Выдающийся вклад в развитие ученического туризма внес Р.Р.Лейцингер – один из основателей и руководителей Кавказского горного общества. Придавая большое значение организации экскурсий для  ученических групп, он выделил часть своей усадьбы под первую в России ученическую туристскую базу, которую назвал «Ученический приют КГО в Пятигорске - гостиница Швейцария». Приют принимал до 250 учащихся одновременно, причем за проживание в приюте денег не брали, более того, экскурсантам активно помогали советами и снаряжением, закрепляли за группой опытного гида. Несмотря на постоянную нехватку средств, в сезоне 1905 г. были организованы 8 специальных ученических экскурсий, в которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России. Для реализации задуманного Лейцингер предпринимает широкий комплекс мер. Он готовит и в 1906 году издает брошюру «Несколько слов об ученических экскурсиях», которую самостоятельно рассылает по всем учебным округам России, в Министерство народного просвещения, а также в адреса более 640 образовательных учреждений - гимназий, реальных училищ, духовных семинарий. Благодаря усилиям Р. Лейцингера Министерство путей сообщения установило для ученических экскурсионных групп льготный пятидесятипроцентный тариф для проезда по железной дороге, условия которого в последующие годы менялись, но в общих чертах он действует до настоящего времени.

 Это направление деятельности Кавказского горного общества было поддержано Российским обществом туристов, при котором в 1907 г. была создана специальная комиссия «Образовательные экскурсии по России».

Распространение в городах школьных экскурсий, проведение горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, повышенное внимание к туризму и экскурсиям многочисленных учебных заведений, организаций, научных и профессиональных обществ, растущее стремление русской интеллигенции использовать путешествия и познавательные экскурсии для «просвещения народа» — все это создало предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в специализированные организации.

Основные направления развития туризма в этот период носили познавательно-рекреационный характер; в значительной мере содействовали просвещению и духовному обогащению разных слоев российского населения, способствовали познанию Отечества и формированию национального самосознания.