Полный текст статьи
Печать

Аннотация. В статье представлен анализ основных подходов к коррекции агрессивного поведения; раскрыта проблема диагностики агрессивного поведения; поставлены задачи коррекционной работы с агрессивными подростками; раскрыты основные направления и методы агрессивного поведения подростков.
Ключевые слова: агрессивное поведение, агрессия, агрессивные действия, коррекция агрессивного поведения, методы коррекции агрессивного поведения.

Подростковый возраст является сложным периодом в развитии личности человека. Это период особой концентрации конфликтов, часто приводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность, агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре, наркомания, суициды и т.д.

Подростки не имеют определенных жизненных навыков, позволяющих самостоятельно справляться с воздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый и эффективный жизненный стиль без дезадаптивных форм поведения. Они еще не готовы противостоять социальному давлению и поступают так, как принято и модно [1].

«Проблемные», «трудные», «непослушные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние десятилетия, психология сделала ряд важных открытий. Одно из них - о влиянии стиля общения взрослого с ребенком на развитие детской личности. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье. Одно из важнейших условий формирования благоприятного климата - это эмоциональное принятие ребенка родителями.

Нередко, особенно в неблагополучных и не полных семьях, проявляется недостаток эмоциональной теплоты и холодность, формальность в отношении к ребенку, а иногда и агрессивные тенденции. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. В таких семьях дети чувствуют эмоциональное отвержение, и как результат, поиск компаний, способных компенсировать недостаток принятия и понимания в семье. Однако подростковые компании имеют тенденции к деструктивному поведению из-за несформированости «моральных ориентиров».

Таким образом, проблема влияния детско-родительских отношений на проявление агрессивного поведения подростков является актуальной в настоящее время.

Агрессия является предметом большого числа психолого-педагогических работ как зарубежных, так отечественных исследователей. Учеными разных направлений предлагаются различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Этим вопросом занимались такие авторы [2].

Наиболее полно условия преодоления агрессивного поведения у дошкольников раскрыты в работах Р.В. Овчаровой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной. Т.П. Смирнова, Г.Э. Бреслав делают акцент на психологической коррекции агрессивного поведения, выделяя диагностические критерии. С.Л.Колосова рассматривает особенности, истоки и генезис детской агрессивности. Н.М. Платонова, А.В. Ковальчук, анализирует возможности использования различных форм и методов диагностической, коррекционной, профилактической работы с агрессивными детьми и подростками. Различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6-10лет предлагают Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс и др. [3].

В статье Вальковой В.С. рассматривается влияние компьютерных игр на уровень агрессивности подростков, а также показано их отрицательное воздействие на психику. Анализ литературы по проблеме исследования выявил, что данное явление приобрело широкий общественный резонанс и является предметом внимания многих ученых. Вопрос о вреде агрессивных компьютерных игр, зачастую не соответствующих возрасту игрока, приобрел международный характер. В ходе исследования была поставлена цель - снизить уровень агрессивности, конфликтности и уровень стресса у подростков с игровой компьютерной зависимостью. Для этого была разработана коррекционная программа, продолжительность которой составила 10 недель. После было проведено повторное исследование с применением уже использованных ранее методик. Коррекционная программа, представленная в данной статье, может быть использована социальными педагогами и психологами в своей профессиональной деятельности [4].

Подростковый возраст характеризуется импульсивностью, повышенной возбудимостью, легко переходящей в запальчивость, неуравновешенностью, порождающей склонность к колебаниям настроения и даже эффективным вспышкам. Порой подросток сначала что-то сделает, а потом подумает, часто осознавая, что следовало бы поступать наоборот.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, период остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем не объяснимым.

В теориях возникновения агрессии у подростков мы можем выделить две основные тенденции.

Речь идет либо о преимущественно биологическом механизме, в котором подчеркивается роль нейрофизиологических медиаторов и функционального состояния глубинных структур мозга, либо на первый план выдвигается динамическая теория агрессивного поведения, предполагающая, что основным механизмом агрессии является патологическое личностное развитие, особенно в период жизненных кризисов.

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа, являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек, существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет [5].

Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек - к прямой вербальной и к косвенной вербальной. Таким образом, для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная - физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах - прямой или косвенной.

Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей [6].

Становление агрессивного поведения у подростков - сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

В своей статье Шаяхметова В.К.и Брынских С.А. обсуждают возможности психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Сделан вывод о том, что психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы будет более результативной, если: осуществить моделирование психолого-педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы; разработать и реализовать программу психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков в условиях общеобразовательной школы, включающую обучение конструктивным способам поведения и навыкам саморегуляции [7].

Рекомендации педагогам и родителям по коррекции агрессивного поведения у старших подростков:

 

А теперь дадим рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с агрессивным ребенком:

1. При взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный стиль.

2. Избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все, что ему заблагорассудится, но нельзя и все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи.

3. Своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении.

4. Уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, покинутым.

5. Помните, что истерические приступы, если они случаются, чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие. Не надо потакать ребенку, не надо изменять своих требований, лучше, когда ребенок успокоится, объяснить ему, почему вы поступили так, а не иначе.

6. Если вы замечаете у ребенка проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их.

7. Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.

8. Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась.

9. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева.

10. Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими, если такое наблюдается. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос.

11. Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.

12. После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

13. Не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их.

14. Не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться в него, т.к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного [8].

Высказывания в книге Долговой В.И. и Капитанец Е. Г. посвящено проблеме психолого педагогической коррекции агрессивного поведения старших подростков. Так же в книге представлено теоретическое обоснование модели коррекции, на основе которой разработана психолого педагогическая коррекционная программа. Приведены данные экспериментального исследования, подтверждающие эффективность внедренной программы в образовательный процесс школы [9.].

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [10, 11, 12, 13].

Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив.

Исследование агрессивности у детей из алкогольно зависимых семей выявило у них в среднем нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности; у детей из семей, в которых не злоупотребляют алкоголем, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.

У детей из алкогольно зависимых семей в большей степени выражены враждебность и агрессивность [14].

Детей с повышенной агрессивностью отличают озлобленность, самоуверенность, несдержанность. Общаясь с ними педагог должен быть подчеркнуто мягок, сдержан, терпелив, своим видом показывать, что прекрасно понимает внутреннее состояние агрессивного подростка: ведь, терроризируя других, он нередко сам страдает от собственной несдержанности. Даже причинив боль другому, утихомирив вспышку своего гнева, он продолжает испытывать чувство досады, неудовлетворённости. Взрослый человек должен почувствовать внутренние переживания ребёнка, помочь ему почувствовать, что его любят, ценят, хотят видеть более сдержанным, великодушным, умеющим владеть собой, что нужно избавляться от плохих поступков [15].

Журавель Марина Александровна рассматривает в своей статье формы агрессивного поведения подростков в образовательной среде и особенности коррекционной работы с ними. Анализируются ситуации и факторы, провоцирующие агрессивное поведение подростков. Программа коррекции агрессивного поведения включает три этапа: 1-й этап предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности и общении; 2-й этап включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности; 3-й этап основывается на формировании рефлексивных способностей подростка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общению. На основе анализа психодиагностики определены особенности агрессивного поведения подростков [16].

Так же в своей статье Ощепков А. А. приводит результаты экспериментального исследования применения программы социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы С целью анализа влияния социально-педагогического воздействия на агрессивное поведение подростков было использовано психологическое тестирование, экспертный опрос педагогов, наблюдение, которые проводились в два этапа - до и после внедрения программы. Результаты анализа подтвердили гипотезу о положительном влиянии программы коррекции на снижение уровня агрессии в подростковой среде [17].

Вывод: Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сферах), так и социально - психологические факторы (дезинтеграция семьи, в том числе в результате её алкоголизации, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Педагог, работая с детьми с повышенной агрессивностью, должен быть внимателен, прогнозировать действия ребёнка, а также строить свою работу так, чтобы всячески помогать ребёнку в преодолении трудной для него ситуации. Должен обращать внимание на малейшие изменения в поведении, в настроении детей. Необходима также комплексная работа психолога, социального работника и др. с алкогольно зависимой семьёй. Эти данные могут быть использованы в практической работе педагогов, социальных работников и психологов.

 

Ссылки на источники:

  1. Колесов Д.В., Сальверова Н.Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 222с.
  2. Миллер, А.И. Противоправное поведение несовершеннолетних: Генезис и ранняя профилактика. – Киев: Наукова думка,2010. – 359с.
  3. овалев, С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 2012. – 159 с.
  4. Валькова Л.С., Попов В.А. Социально-психологическая коррекция агрессивного поведения подростков, склонных к компьютерной зависимости.//Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2015. № 5. с. 58-62.
  5. Коклюхин, В.В. Отклоняющееся поведение. Поиск моделей. Актуальные проблемы борьбы с антиобщественным поведением. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 250с.
  6. Коклюхин, В.В. Отклоняющееся поведение. Поиск моделей. Актуальные проблемы борьбы с антиобщественным поведением. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 250с.
  7. Шаяхметова В.К., Брынских С.А. // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № S2. с. 116-120.
  8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2008. – 398с.
  9. Долгова В. И., Капитанец Е. Г. Психолого – педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков. - Челябинск: АТОСКО, 2010. – 110 с.
  10. Можгинский, Ю. Агрессия подростков. – СПб.: Издательство «Лань», 2009. –328с.
  11. Долгова В.И., Дорофеева Р.Д., Юлдашев В.Л., Масагутов Р.Д., КадыроваЭ.З. Наркотики, агрессия и преступность. Профилактика противоправного поведения подростков. – Уфа: изд-во « Здравоохранение Башкортостана», 2005. – 108 с.
  12. Долгова В. И., Долгов П. Т., Латюшин Я. В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ: монография. – Челябинск: ГОУ ВПО «ЧГПУ»; М.: МГОУ, 2005. – 308 с.
  13. Долгова В.И. Психолого-педагогическая  коррекция межличностных отношений подростков: научно-методические рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2010. – 112с.
  14. Змановская, Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) // Е.В.Змановская. – М.: Академия, 2013. –288 с.
  15. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения // Ю.А. Клейберг.– М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011. – 160 с.
  16. Журавель М.А. Особенности агрессивного поведения дезадаптированных подростков и условия его коррекции в образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (156). с. 81-84.
  17. Ощепков А.А. Эксперементальное исследование социально-педагогической коррекции агрессивного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2014. № 3 (5). с. 132-141.