Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы учебной мотивации младших школьников; показаны динамика, особенности и практическое формирование учебной мотивации младших школьников; представлены результаты исследования уровня учебной мотивации младших школьников.
Ключевые слова: мотивация, учебная мотивация, младшие школьники, мотив.

Актуальность исследования учебной мотивации обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у многих школьников, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия является очевидной.

Выявление особенностей учебной мотивации младших школьников играет важнейшую роль в определении учителем мер педагогического воздействия. Необходимость исследования учебной мотивации младших школьников определяется также и тем, что именно в период обучения ребенка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения. И к концу обучения в начальной школе придать мотивации определенную форму, то есть сделать ее устойчивым личностным образованием школьника.

Термин «Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. Мотивация представляет собой сложный процесс побуждения человека к определенному поведению и деятельности под воздействием внутриличностных и внешних факторов. Мотивация – результат многоступенчатого взаимодействия внутреннего мира ребенка – прежде всего его потребностей и стимулов, способных удовлетворить эти потребности, а также ситуации, в которой осуществляется восприятие стимула и появляется активность, направленная на его получение [1, с.103].

По словам Асеева В.Г., мотивация представляет собой совокупность, систему психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека [2, с.122].

Божович Л.И. считает, что мотивация – индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида [3, с.87].

Из определений понятия разными авторами можно сделать вывод о том, что Мотивация – это процесс стимулирования ребенком себя на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей этого ребенка.

Мотивация учебная определяется как частный вид мотивации, включенной в деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность. Во-вторых, - организацией образовательного процесса. В-третьих, - субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с другими учениками и так далее.). В-четвертых, - субъектными особенностями педагога и прежде всего системой его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета [4, с.89].

Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, "двоечниками" и "троечниками", хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка [5, c.187].

В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности - учении. Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и психические действия, которые должны обслуживать письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной деятельности [6, c.17]. В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения [7, c.253].

Каждый ученик имеет свои особенности, в том числе - и в мотивационной сфере. В идеале пути формирования мотивов учения должны определяться с учетом исходного уровня учебной мотивации каждого учащегося и его индивидуальных особенностей. Коррекционная работа - деятельность педагога, направленная на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации. Если это неумение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания и умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную отработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс выполнения действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе работы учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижение вперед. Делать это надо очень осторожно [8, c.103].

Нередко в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать, когда хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у ученика формируется постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей развиваются неврозы [9].

В этой связи стоит вспомнить В.Ф. Шаталова. Его главная заслуга, по нашему мнению, не в конспектах и опорных пунктах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал ее местом детской радости. А ребенку школа должна обязательно приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной деятельности. В свое время Л. Фейербах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума. Задача учителя, прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним [10].

Представляемое коллективное исследование проходило в группе младших школьников 3 класса школы № 67 Центрального района города Челябинска по разработанным ранее технологиям, опубликованным в работах Долговой В.И., Рокицкой Ю.А., Меркуловой Н.А., Аркаевой Н.И., Капитанец Е.Г. [11, 12, 13, 14].

По нашим данным, воспитанникам во время учебно-воспитательных мероприятий характерны мотивы достижения, познания, а так же потребность в общении.

Детям интересно участвовать в процессе обучения, обсуждать предложенные темы, а так же применять новые знания. Им присуще чувство соперничества, борьбы, как индивидуального так и группового характера.

С учащимися 3 «Б» класса было проведено тестирование по первой методике «Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов» Результаты исследования представлены в таблице 1. 

Таблица 1.

Диагностика школьной мотивации учащихся начальных классов 

Уровень

Сумма

%

Высокий

98

36

Средний

126

47

Низкий

46

17

Анализ результатов показал нам, что всего 5 (18%) учеников имеют баллы от 25 до 30, что свидетельствует об их высокой школьной мотивации и учебной активности. Далее у 4-х учеников (15%) результаты от 20-24 баллов, что показывает хорошую или нормальную школьную мотивацию. Следующие 8 (30%) учеников показывают баллы от 15-19, то есть у них преимущественно положительное отношение к школе, но школа привлекает больше вне учебными сторонами. Низкая школьная мотивация у 6 (22%) учеников, набравших от 10-14 баллов. И у 4-х (15%) учеников обнаружено негативное отношение к школе или дезадаптация, они набрали ниже 10 баллов.

По этим показателям можно сделать вывод о том, у учеников начальных классов преобладает хорошая школьная мотивация, интерес к учебной деятельности, что является показателем их высокой и продуктивной обучаемости.

Далее с учащимися 3 класса было проведено тестирование по методике «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» и «Преобладание мотивов школьника». Результаты показаны в таблицах 2 и 3 соответственно.

Таблица 2 

Диагностика структуры учебной мотивации школьника 

Уровень

Познавательные

Коммуникативные

Эмоциональные

чел

%

чел

%

чел

%

Высокое

10

37

10

37

111

40

Среднее

14

51

9

33

110

37

низкое

 3

12

8

30

 6

23

 Таблица 3

Преобладание мотивов школьника 

Уровень

Саморазвития

Позиция школьника

Достижения

Внешние

Чел

%

чел

 %

чел

%

чел

%

высокое

9

33

17

63

16

59

16

59

среднее

18

67

9

33

10

37

9

33

низкое

0

0

1

4

1

4

2

8

По результатам можно говорить о том, что у младших школьников преобладает мотив «Позиции школьника» (17%), то есть ученики осознают свое обучение, как обязанность, но при этом социальные аспекты школьного образа жизни сохраняются. За ними следует мотивы достижения успеха( 15%), которые характеризуют школьника, как человека, стремящегося к успехам в различных видах деятельности, способного к конкуренции, желающему доказать окружающим, что способен на многое. Далее идут внешние мотивы (15%) школьника, включающие в себя поощрение взрослого за успехи, наказание за невыполненную работу, принуждение к деятельности взрослыми. Такой же процент у саморазвития (15%), стремление к реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность, развитие своих качеств и особенностей.

Познавательные мотивы (13%) связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения, состоящие в ориентации школьников на усвоение новых знаний. Школьники имеют выраженный интерес к новому знанию и новой информации, получают удовольствие от самого процесса. Следующие коммуникативные мотивы(13%) – ребенок проявляет интерес к тем видам деятельности, в которых присутствует возможность общения со сверстниками. Последнее место среди мотивов учебной деятельности занимают эмоциональные мотивы (12%). Стремление к психологическому комфорту и ярким переживаниям не являются главными для школьников. Им важнее овладеть новыми знаниями и показать взрослому, как успешно, чтобы добиться похвалы. 

Ссылки на источники: 

  1. Формирование интереса к учению школьников / Под ред. А.К.Марковой. – М., 2012. – С.140
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 2010. – 159 с.
  3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под редакцией Божович Л.И. и Л.В. Благонадежной. – М., 2010. – 256с.
  4. Ануфриев, А. Ф., Костромина, С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. [Текст] / А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромитина - М., 2009. – 234 с..
  5. Бабаева Е.С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников // Вестник РУДН. - Серия: Психология и педагогика, 2011. – 210с.
  6. Бушуева Л.А. Пути формирования мотивации учения у младших школьников [Электронный ресурс] URL: http://nsportal.ru (дата обращения 15.01.15).
  7. Возрастная и педагогическая психология: учебник / под ред. Гамезо. – М.: Наука, 2010. – 360с.
  8. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа, 2011. – 156c.
  9. Дюжева О.А. Педагогические условия формирования учебной мотивации школьников [Электронный ресурс] URL: http://www.dissercat.com (дата обращения 29.02.15)
  10. Подласый И. П. Педагогика начальной школы: учеб.для студентов пед. уч-щ и колледжей, обучающихся по группе специальностей «Образование» / И. П. Подласый. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 463 с.
  11. Долгова В.И. Субъекты и объекты образования в проекции ценностных и смысложизненных ориентаций // В сборнике: SUBJECT AND OBJECT OF COGNITION IN A PROJECTION OF EDUCATIONAL TECHNIQUES AND PSYCHOLOGICAL CONCEPTS LXXXII International Research and Practice Conference and II stage of the Championship in Psychology and Educational sciences (London, June 05 - June 10, 2014). Chief editor - Pavlov V.V.. – London, 2014. – С. 62-65.
  12. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
  13. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе/монография. – М.: Издательство Перо, 2015. – 200 с.
  14. Долгова В.И., Капитанец Е.Г. Коррекция и развитие внимания младших школьников с интеллектуальной недостаточностью – Челябинск: АТОКСО, 2010 – 117с.