Аннотация. Статья посвящена вопросам самообразования школьников во внеурочной деятельности посредством разнообразных форм внеклассной работы, которая позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.
Ключевые слова: самообразование, мотивационная сфера, внеурочная деятельность.
В условиях модернизации образования РФ основная цель перед педагогом заключается в том, чтобы он мог увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике. Основной путь повышения качества знаний учащихся в современных условиях – это реализация модели «трех С»: самообразование, самовоспитание и саморазвитие.
«Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных и воспитательных целей. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г. М. Коджаспирова). Стимулирование самообразования должно опираться на формирующиеся познавательные интересы школьников, на уровень притязаний учащихся. Следует стремиться к тому, чтобы влияние учителя гармонировало со сложившейся у каждого школьника структурой мотивов самообразования. Чтобы сделать самообразование школьников управляемым со стороны учителя, нужно, прежде всего, четко поставить основную цель – возбудить у учащихся стремление заниматься самообразованием.
Одной из форм учебно-воспитательного процесса, направленного на активизацию познавательной деятельности школьников, является внеклассная работа. Если она осуществляется систематически и планомерно, то имеет большое образовательно-воспитательное значение. Внеклассная работа включается в широкий общекультурный контекст, является составной частью системы формирования творческой личности, развивает познавательную деятельность учащихся и интерес к предмету, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни, формирует эстетические вкусы и потребности школьников [2].
Чем разнообразнее формы внеклассной работы со школьниками, тем более эффективной становится работа, которая позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их кругозор и имеет огромное значение для самообразования учащихся [1] . Во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа [3].
Мы провели исследование, включающее в себя проверку уровня сформированности мотивационной сферы самообразования младших школьников. В ходе исследования была использована «Методика изучения мотивации самообразования». При составлении диагностической анкеты были сохранены основные подходы из методики М. Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации»[4]. Полученные ответы суммировались и был выявлен итоговый уровень сформированности мотивационной сферы самообразования младших школьников. Общий вывод об уровне сформированности мотивационной сферы исходил из представленных уровней:
I – очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом; преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремление к успеху;
II – высокий уровень учебной мотивации;
III – нормальный (средний) уровень мотивации;
IV – сниженный уровень учебной мотивации;
V – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.
В результате проведения анкетирования младших школьников выявлено следующее:
Таблица 1
«Я учусь в школе, потому что…»
Варианты ответов |
Количество ответов (человек) |
Количество ответов (%) |
а) так хотят мои родители; |
4 |
16 |
б)мне нравится учиться; |
6 |
24 |
в)хочу получить профессию; |
10 |
40 |
г) у меня хорошие друзья. |
5 |
20 |
Рис. 1. Результаты ответов учащихся на первый вопрос анкеты
Из полученных данных можно сделать вывод, что на вопрос: «Я учусь в школе, потому что...», 24 % учащихся ответили – «Мне нравится учиться» и 40% – «Хочу получить профессию».
Таблица 2
«Самое интересное на уроке...»
Варианты ответов |
Количество ответов (человек) |
Количество ответов (%) |
а)хорошие оценки и похвала учителя; |
5 |
20 |
б) общение с друзьями; |
6 |
24 |
в) познание нового и выполнение задания; |
6 |
24 |
г) готовиться к жизни. |
8 |
32 |
Рис. 2. Результаты ответов учащихся на второй вопрос анкеты
Из полученных данных можно сделать вывод, что на вопрос: «Самое интересное на уроке..», 32 % ответили – «Готовиться к жизни», 24% – «Познание нового и выполнение задания».
Таблица 3
«Я стараюсь учиться лучше, чтобы...»
Варианты ответов |
Количество ответов (человек) |
Количество ответов (%) |
а) получить хорошую отметку; |
10 |
40 |
б) больше знать и уметь; |
5 |
20 |
в)меня любила и хвалила учительница; |
5 |
20 |
г) приносить пользу, когда вырасту. |
5 |
20 |
Рис. 3. Результаты ответов учащихся на третий вопрос анкеты
Из полученных данных можно сделать вывод, что на вопрос: «Я стараюсь учиться лучше, чтобы...», ответили 40% – «Получить хорошую отметку».
Таблица 4
«Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...»
Варианты ответов |
Количество ответов (человек) |
Количество ответов (%) |
а) я хорошо все выучил(а); |
4 |
16 |
б)дома меня похвалят; |
10 |
40 |
в) смогу побольше поиграть на улице; |
3 |
12 |
г) я узнаю больше нового |
8 |
32 |
Рис. 4. Результаты ответов учащихся на четвертый вопрос анкеты
Из полученных данных видно, что на вопрос: «Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...», ответили 40% – «Дома меня похвалят», 32% – «Я узнаю больше нового».
Обобщив полученные данные, можно сделать вывод, что данный класс имеет высокую мотивацию к самообразованию, в том числе и к внеклассной работе, так как более половины учащихся отвечали на вопросы, выбрав варианты ответа, связанные с самообразованием («Готовиться к жизни», «Я узнаю больше нового» и т.д. ). Большинство учащихся (40%) активно участвуют во внеклассной работе, настроены на познание мира и хотят его познавать, около трети участвуют в различных проектах или сами, или вместе с родителями разрабатывают и внедряют их в жизнь; 50 % учащихся класса проявляет себя в различных конкурсах и мероприятиях, которые способствуют самообразованию.
Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка.
Таким образом, внеурочную деятельность нужно организовать не только в старших классах, но и в начальной школе. Использовать вместо устаревших форм и методов новые технологии, которые появились в последние годы, такие как проектная работа, технология проблемного обучения, игровые технологии, кейс–технологии, технологии модульного обучения.
Ссылки на источники
- Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. - М.: Академия, 2001.- 95с.
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
- Родин А.А. Массовые формы внеклассной работы в школе. - М.: АПН РСФСР, 1961.- 183с.
- Методика М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/user/47835/page/metodika-m-r-ginzburga - свободный.