Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам самообразования школьников во внеурочной деятельности посредством разнообразных форм внеклассной работы, которая позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся.
Ключевые слова: самообразование, мотивационная сфера, внеурочная деятельность. 

В условиях модернизации образования РФ основная цель перед педагогом заключается в том, чтобы он мог увидеть в каждом ученике личность активную, способную, творческую. Научить ребёнка самостоятельно добывать знания, умения, навыки и применять их на практике. Основной путь повышения качества знаний учащихся в современных  условиях – это реализация модели «трех С»: самообразование, самовоспитание и саморазвитие.  

            «Под самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных и воспитательных целей. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью». (Г. М. Коджаспирова). Стимулирование самообразования должно опираться на формирующиеся познавательные интересы школьников, на уровень притязаний учащихся. Следует стремиться к тому, чтобы влияние учителя гармонировало со сложившейся у каждого школьника структурой мотивов самообразования. Чтобы сделать самообразование школьников управляемым со стороны учителя, нужно, прежде всего, четко поставить основную цель – возбудить у учащихся стремление заниматься самообразованием.

Одной из форм учебно-воспитательного процесса, направленного на активизацию познавательной деятельности школьников, является внеклассная работа. Если она осуществляется систематически и планомерно, то имеет большое образовательно-воспитательное значение. Внеклассная работа включается в широкий общекультурный контекст, является составной частью системы формирования творческой личности, развивает познавательную деятельность учащихся и интерес к предмету, расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрести многие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание к жизни, формирует эстетические вкусы и потребности школьников [2].

Чем разнообразнее формы внеклассной работы со школьниками, тем более эффективной становится работа, которая позволяет активизировать мыслительную, познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся, расширяет их  кругозор и имеет огромное значение для самообразования учащихся [1] . Во внеклассной работе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно. Тематика внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше, чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора, интересов, теоретического и нравственного багажа [3].

Мы провели исследование, включающее в себя проверку уровня сформированности мотивационной сферы самообразования младших школьников. В ходе исследования была использована «Методика изучения мотивации самообразования». При составлении диагностической анкеты были сохранены основные подходы из методики М. Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации»[4]. Полученные ответы суммировались и был выявлен итоговый уровень сформированности мотивационной сферы самообразования младших школьников. Общий вывод об уровне сформированности мотивационной сферы исходил из представленных уровней:

I – очень высокий уровень мотивации с выраженным личностным смыслом; преобладанием познавательных и внутренних мотивов, стремление к успеху;

II – высокий уровень учебной мотивации;

III – нормальный (средний) уровень мотивации;

IV – сниженный уровень учебной мотивации;

V – низкий уровень мотивации с выраженным отсутствием у ученика личностного смысла.

В результате проведения анкетирования младших школьников выявлено следующее:

Таблица 1

«Я учусь в школе, потому что…» 

Варианты ответов

Количество ответов (человек)

Количество ответов (%)

а) так хотят мои родители;

4

16

б)мне нравится учиться;

6

24

в)хочу получить профессию;

10

40

г) у меня хорошие друзья.

5

20

 

Рис. 1.  Результаты ответов учащихся на первый вопрос анкеты 

Из полученных данных можно сделать вывод, что на вопрос: «Я учусь в школе, потому что...», 24 % учащихся ответили  –  «Мне нравится учиться» и 40%  –  «Хочу получить профессию».

Таблица 2

 «Самое интересное на уроке...» 

Варианты ответов

Количество ответов (человек)

Количество ответов (%)

а)хорошие оценки и похвала учителя;

5

20

б) общение с друзьями;

6

24

в) познание нового и выполнение задания;

6

24

г) готовиться к жизни.

8

32

Рис. 2. Результаты ответов учащихся на второй вопрос анкеты 

Из полученных данных можно сделать вывод, что на вопрос: «Самое интересное на уроке..», 32 % ответили  – «Готовиться к жизни», 24%  –  «Познание нового и выполнение задания».

Таблица 3 

«Я стараюсь учиться лучше, чтобы...» 

Варианты ответов

Количество ответов (человек)

Количество ответов (%)

а) получить хорошую отметку;

10

40

б) больше знать и уметь;

5

20

в)меня любила и хвалила учительница;

5

20

г) приносить пользу, когда вырасту.

5

20

 

Рис. 3. Результаты ответов учащихся на третий вопрос анкеты 

Из полученных данных можно сделать вывод, что на вопрос: «Я стараюсь учиться лучше, чтобы...», ответили 40% –  «Получить хорошую отметку».

Таблица 4 

«Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...» 

Варианты ответов

Количество ответов (человек)

Количество ответов (%)

а) я хорошо все выучил(а);

4

16

б)дома меня похвалят;

10

40

в) смогу побольше поиграть на улице;

3

12

г) я узнаю больше нового

8

32

 

Рис. 4.  Результаты ответов учащихся на четвертый вопрос анкеты 

Из полученных данных видно, что на вопрос: «Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что...», ответили 40% –  «Дома меня похвалят», 32%  –  «Я узнаю больше нового».

Обобщив полученные данные, можно сделать вывод, что данный класс имеет высокую мотивацию к самообразованию, в том числе и к внеклассной работе, так как более половины учащихся отвечали на вопросы, выбрав варианты ответа, связанные с самообразованием («Готовиться к жизни», «Я узнаю больше нового» и т.д. ). Большинство учащихся (40%) активно участвуют во внеклассной работе, настроены на познание мира и хотят его познавать, около трети участвуют в различных проектах или сами, или вместе с родителями разрабатывают и внедряют их в жизнь; 50 % учащихся класса проявляет себя в различных конкурсах и  мероприятиях, которые способствуют самообразованию.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность - нормальное, естественное состояние ребенка.

Таким образом, внеурочную деятельность нужно организовать не только в старших классах, но и в начальной школе. Использовать вместо устаревших форм и методов новые технологии, которые появились в последние годы, такие как проектная работа, технология проблемного обучения, игровые технологии, кейс–технологии, технологии модульного обучения. 

Ссылки на источники

  1. Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики. - М.: Академия, 2001.- 95с.
  2. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
  3. Родин А.А. Массовые формы внеклассной работы в школе. - М.: АПН РСФСР, 1961.- 183с.
  4. Методика М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nsportal.ru/user/47835/page/metodika-m-r-ginzburga - свободный.