Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена проблеме организации деятельности по оказанию помощи старшеклассникам в выборе своего дальнейшего профессионального пути.
Ключевые слова:профориентационная работа, факторы выбора профессии, исследование профессиональных представлений старшеклассников. 

Одним из направлений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, конкретизированном в программе воспитания и социализации, является направление по развитию представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования. Это свидетельствует о том, что учителя и школа в целом должны в течение обучения детей в школе сформировать отношение, взгляды и представления школьников о выборе направления профессионального образования, его получения и качества, так как это залог всей будущей жизни ребенка, прямо сказывающийся на экономическом состоянии нашей страны.

Проблеме организации деятельности по оказанию помощи старшеклассникам в выборе своего дальнейшего профессионального пути посвящено множество исследований. Среди которых можно выделить исследование С. Н. Толстогузова, посвященное анализу современных подходов к организации профориентационной работы классического университета в системе профессионального самоопределения старшеклассников; исследование М. В. Батыревой, М. Ю. Семенова об эффективности профориентационной работы в современной общеобразовательной школе; исследование О. Н. Нургатиной, О. Б. Соломахина, Н. Д. Султановой о сущности профессионального самоопределения старшеклассников и проблемах выбора профессии.

Установлено, что огромную роль в развитии представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования играет весь коллектив школы, непосредственно те лица, которые отвечают за профориентацию в образовательной организации. Важнейшее место в данной работе отводится социальному педагогу. Однако его деятельность будет эффективна, если работа спланирована и организована систематично. Только тогда у обучающегося постепенно происходит формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего профессионального и личностного развития, готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

В Федеральном законе от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 03. 02. 2014) «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным образованием понимается вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретной профессии или специальности [1].

В свою очередь перспективы профессионального образования, по нашему мнению, это виды на будущее со стороны обучающихся, выбравших ту или иную профессию.

Большинство ученых-исследователей (Нургатина О. Н., Орлова Н. А., Соломахин О. Б., Обухова Л. Ф. и др.) занимающихся изучением факторов, влияющих на выбор профессии, формирование взглядов на профессиональное образование, выделяют 8 факторов:

1. Позиция членов семьи. Часто семья является доминирующим фактором при выборе той или иной специальности. Семья может относиться уважительно или неуважительно к выбору специальности и учебного заведения. Следует также не забывать, что материальное положение семьи во многом определяет представления детей о своем профессиональном образовании. Методы влияния семьи на выбор могут быть самыми разными: от мягких (совет) до жестких (строгое указание с угрозами).

2. Учебные заведения, представленные на территории проживания. Часто в небольших городах и тем более в сельской местности нет достаточного спектра учебных заведений, а, следовательно, и спектра тех специальностей, которые могли бы получить молодые люди. В такой ситуации родители выпускника должны решить вопрос о том, чтобы отправить его на обучение в то место, где выбор специальностей широк, либо сделать выбор из имеющихся альтернатив.

3. Позиция друзей. Иногда выбор учебного заведения или специальности осуществляется «за компанию».

4. Престиж. Часто выпускники школ стремятся овладевать теми специальностями, которые являются модными. Но не всегда в них есть потребность на рынке труда той территории, на которой проживает человек.

5. Позиция учителей и школьных педагогов. Педагоги могут увидеть задатки и склонности школьника, но, к сожалению, не всегда ими даются профессиональные рекомендации, и осуществляется должная работа.

6. Информированность. Наличие достаточного количества доступной для выпускников школ информации о структуре рынка труда той или иной территории, где планирует в дальнейшем работать выпускник школы (очень важна прогнозная информация о том, какова будет структура рынка труда на момент окончания учебного заведения).

7. Личные профессиональные планы. Совокупность представлений самого выпускника школы о том, чем же он хочет заниматься в дальнейшем.

8. Способности, склонности. Наличие особых задатков и особенностей личности, которые помогают ей в той или иной деятельности, способствуют наиболее эффективно справляться с поставленными задачами, порождает особый интерес к деятельности [2].

Как было отмечено выше, представления старшеклассников о перспективах своего профессионального образования во многом складываются в результате профориентационной работы, которая осуществляется всем педагогическим коллективом и администрацией учебного заведения.

Профориентация - деятельность, направленная на помощь в выборе профессии через организацию процесса определения индивидом вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить; оказание консультационной помощи в осознании им склонностей и способностей к этому виду деятельности; предоставление информации о каналах и средствах приобретения знаний, умений и навыков для овладения профессией [4].

Насколько эффективно осуществляется управление профориентацией в школе, насколько высоким является качество профориентационных услуг, можно судить по результатам исследования, проведенного нами в январе 2015 г. в КОГОАУ СПО Савальском политехническом техникуме Малмыжского района Кировской области. В качестве респондентов выступили 25 человек, учащиеся 1 курса. В исследовании использовалась методика «Незаконченные предложения».

По результатам исследования, подавляющее большинство старшеклассников (44%) собирается после окончания учебного заведения поступать в вуз, 32% опрошенных указывали, что пойдут работать, 8% - не хотят продолжать свое профессиональное образование, а 12% опрошенных на момент опроса еще не определились, что именно они будут делать, окончив техникум. Нельзя не отметить и то, что перечень выбираемых старшеклассниками профессий практически соответствовал требованиям современного рынка труда. 32% отдают предпочтения профессии газовика, профессия врача привлекает 8% , 4% - профессия полицейского и 12% – профессия бухгалтера.

В ходе исследования старшеклассникам также было предложено продолжить утверждение «Профессиональное образование – это…». Результаты получились таковы: 40% респондентов ответили, что профессиональное образование – дорога в будущее, для 28% испытуемых профессиональное образование – это, в первую очередь, получение среднего и высшего образования, 24% учащихся ответили, что профессиональное образование – это хорошая профессия в будущем, 4% затрудняется ответить и 4% респондентов считает, что профессиональное образование – это значит быть профессионалом в своем деле. Из анализа результатов можно сказать, что для большинства ребят профессиональное образование является необходимым помощником в построении своей будущей жизни.

На утверждение «Профессиональное образование позволяет … » ответы получились следующие: 52% – устроиться на хорошую и высокооплачиваемую работу, 16% – затрудняются ответить, 16% – добиться цели, 12% – получить знания о профессии, 4% – быть лучшим. Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые получают профессиональное образование для обеспечения себя работой с высокой заработной платой.

Предложение «Мое профессиональное образование состоит из…» испытуемые продолжили следующим образом: 44% – теория и практика, 16% – обучение в университете; 32% – затрудняются ответить; 12% - затрата денег. Результаты получились настолько вариативными, что однозначный вывод невозможно сделать. Стоит только отметить, что высокий процент по ответу мое профессиональное образование состоит из теории и практики, связан с тем, что респонденты обучаются в техникуме, где уделяется практически равнозначное, а где то и в сторону практики, внимание.

Информацию о профессиях испытуемые получают: интернет – 40%, учителя - 32% , СМИ – 12%, друзья – 4% , родители – 8%, буклеты – 4%. Информационные технологии, ставшие неотъемлемой частью современной жизни, помогают и в выборе профессии. Старшеклассник, который проводит большое количество времени за монитором «не выходя из дома» может получить полную интересующую его информацию.

В выборе профессии большинство опрошенных руководствуется мнением родителей – 64%, 28% - собственным мнением и 8% – мнением друзей. Эти данные являются лишь показателями того, что, несмотря на то, что для старшеклассников характерно стремление к самостоятельному решению жизненных ситуаций, в таком важном вопросе как выбор профессии большинство все же прибегают к мнению и помощи старшего поколения. О чем и было подмечено в рассмотрении факторов выбора профессии и развитии представлений о профессиональном образовании.

По мнению большинства старшеклассников – 60%, профессия должна быть интересной; выгодной – 32% , востребованной – 8%. Эти данные стали наиболее интересными для нас, как для исследователей, так как укоренившийся в обществе стереотип, что профессию выбирают согласно востребованности на рынке труда, занимает лишь третье место после таких критериев как интерес работы и выгодность.

На вопрос «Кем я вижу себя в будущем…» 40% ответили, что видят себя «простым» рабочим, 40% – успешными в бизнесе, 20% – затрудняются ответить. Эти данные характеризуют испытуемых как реально оценивающих социально-экономическую ситуацию личностей.

Осуществляемый старшеклассниками образовательный и профессиональный выбор не заставляют усомниться в эффективности профориентационной работы в школе.

Если обратиться к «Пирамиде профессий», описанной В. Н. Шубкиным, то можно заметить тот факт, что устремлениям большой части старшеклассников в большинстве случаев сбыться не удается, так как потребность экономики в кадрах невозможно подстроить под личные планы молодых людей. Поэтому все же одной из ключевых задач профориентации состоит именно в том, чтобы удовлетворить потребности общества, минимизировать противоречие между потребностями рынка труда в кадрах по определенным видам и уровням профессиональной подготовки, с одной стороны, и желаниями выпускников - с другой [3]. Очевидно, что с данной задачей существующая система профориентации практически справляется.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что профориентация играет огромную роль в развитии представлений старшеклассников о перспективах своего профессионального образования. Профориентационная работа помогает учащимся овладеть знаниями, адекватно оценить свои возможности относительно профессии и профессионального образования.

 

Ссылки на источники

  1. Федеральный закон от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ (ред. от 03. 02. 2014) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Быкова С. Н. Педагогические технологии обучения: традиционные и инновационные подходы к обучению / С. Н. Быкова. – Тула., 2011. – 25 с.
  3. Шамионов Р. М. О некоторых преобразованиях структуры субъективного благополучия личности в разных условиях профессиональной социализации // Мир психологии. – 2010. – № 1. – С. 237–249.
  4. Профориентация и профотбор. URL: http://studopedia.ru/view_psihilogiya.php?id=59 (дата обращения 17. 05. 2015).