Полный текст статьи
Печать

Аннотация: Рассматриваются улучшение методики обучения водителя за счет внедрения психофизиологических тестов в методику обучения водителей.
Ключевые слова: психофизиологические особенности, мышление, восприятие, правила дорожного движения, объем внимания, память.

В каждой деятельности можно определить наиболее важные психофизиологические процессы, которые определяют качество и безопасность. Для водителя это способность воспринимать дорожную информацию, анализировать, осмысливать ее, принимать решения и своевременно выполнять действия по управлению автомобилем. Современная автотрасса предъявляет очень высокие требования к психике водителя. По мнению исследователей, безопасность управления автомобилем в большей степени определяется интеллектом и эмоциональным поведением, чем физической пригодностью.

При современных скоростях, развиваемых автомобилями, и интенсивности движения, водитель должен уметь воспринимать большие объемы информации о характере и режиме движения всех участников, о состоянии дороги, окружающей среды, средствах регулирования, о состоянии узлов и агрегатов автомобиля. Кроме того, он должен эту информацию анализировать и принимать соответствующее решение, на что отводится ограниченное количество времени. Во многих случаях именно дефицит времени является причиной дорожно-транспортного происшествия. [3]

Надежность работы водителя при управлении автомобилем, то есть его способность безотказно выполнять работу в определенных условиях и в течение определенного времени, во многом, зависит от его психофизиологических особенностей. Вся деятельность человека за рулем является следствием работы его головного мозга, внешним проявлением его психики. Психика является функцией мозга; она объединяет группы взаимосвязанных явлений: познавательные психические процессы такие, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление и др., а также эмоции, волевые действия, навыки и психические свойства личности.

Для безопасного управления автомобилем важнейшими психическими свойствами являются: ощущения, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции и воля. [1]

Немало важной психофизиологической характеристикой является внимание. По данным статистики именно невнимательность является наиболее частой причиной дорожно-транспортных происшествий. Вниманием называется сосредоточенность сознания на одном или нескольких объектах. [1]

Как правило, начинающий водитель сосредоточен только на управлении автомобилем: чтобы двигатель работал в нужном режиме, чтобы машина двигалась плавно, правильно выполнялись повороты. В результате неправильного распределения внимания происходит нарушение Правил дорожного движения, создается аварийная ситуация. Рассеянность, невнимательность водителя может быть вызвана и глубокими эмоциональными переживаниями. В таких случаях, чтобы избежать горьких последствий, создать возможность для распространения внимания на большее количество объектов и сделать его более устойчивым, необходимо выработать специальный навык, который приобретается в результате психологического тренинга.[2]

В идеале такой тренинг должен проводиться на специальных тренажерах с применением соответствующей аппаратуры. Однако объем своего внимания можно определить и с помощью довольно простых тестов. Вот один из них.

Тест «Объем внимания»

Тест 1.  Посмотрите на какую-либо незнакомую картинку, открытку, рисунок и т. д. в течение 3–4 с, затем перечислите предметы, которые запомнились.

Тест 2.  Попросите подготовить и разложить на столе 10–12 предметов. Посмотрите на них 3–4 с, отвернитесь и перечислите предметы, которые запомнили.

Результат тестирования. У подавляющего большинства людей объем внимания равен от 5 до 9 единиц (предметов) внимания.

Плохой результат, если запомнили меньше 5 предметов, хороший, если больше 9.

Этот тест рекомендуется в качестве упражнения для развития внимания и памяти и при регулярном применении дает очень хорошие результаты.

На процесс мышления значительное влияние оказывают знания. Чем они глубже, тем процесс мышления будет продуктивнее. Однако сами по себе знания еще не могут обеспечить правильного мышления, если человек не умеет правильно ими распоряжаться, хотя они и хранятся в памяти.

Память – это психический процесс формирования, хранения и воспроизведения связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Для начинающего водителя необходимы четкие знания Правил дорожного движения, образование прочных двигательных навыков, а всякий навык является памятью на движение, запоминание маршрута и т. п. Проявляется память в запоминании заучиваемого материала в форме зрительных, слуховых, осязательных, двигательных и смешанных представлений. Так, используя зрительную память, водитель запоминает ориентиры на дороге, характер и ее особенности. При помощи слуховой памяти он контролирует на слух работу двигателя и других агрегатов и механизмов автомобиля. С двигательной памятью связано выполнение различных движений при работе с органами управления автомобилем. У водителей чаще встречается смешанный тип памяти с преобладанием зрительной. Различают кратковременную (оперативную) и долговременную память. Оперативная память – это сведения и знания, необходимые для выполнения конкретного задания, решения задачи в текущем отрезке времени. С ее помощью водитель запоминает большой объем текущей и постоянно меняющейся информации и точность ее воспроизведения в течение непродолжительного времени (от 20 до 90 с), например, постоянное запечатление меняющейся дорожной обстановки при движении. Когда информация, составляющая кратковременную память, становится ненужной, она переходит в долговременную память.

Долговременной памятью называют весь объем сведений, знаний и конкретных переживаний, которыми обладает человек. Этот вид памяти является богатейшей кладовой мозга, где память может храниться десятилетиями. [1]

Для водителя крайне важное значение имеет готовность памяти. В некоторых случаях начинающий водитель сталкивается с необходимостью применять свои знания и использовать сложные навыки в условиях дефицита времени. В таких ситуациях своевременные и правильные действия будут во многом зависеть от готовности его памяти и быстроты мышления.

Тест «Хорошая память»

Тест включает игровую повседневную житейскую ситуацию, в которой требуется кратковременное и долговременное запоминание. Представьте себе, что вам надо сделать покупки; в предварительно составленном списке есть следующее: «В хлебном отделе магазина купить: хлеб, батоны, пирожное, печенье, булочки…, в мясном отделе: колбасу, сосиски, сардельки, паштет…, в бакалейном: сахар, соль, растительное масло, перец…». В эту игру вы можете играть и самостоятельно. Прочтите составленный вами список 5 раз, отложите в сторону, постарайтесь написать снова по памяти, а потом сверьте результат. В списке должно быть не менее 12 предметов.

Результат. Запишите себе 10 очков за безошибочный перечень предметов и вычтите из 10 по 1 очку за каждую ошибку или нарушение очередности перечисленных продуктов. [2]

Для управления автомобилем очень большое значение имеет эмоциональное состояние водителя. Эмоцией называется переживание человеком своего отношения к тому, что он делает, познает, то есть к вещам и явлениям окружающего мира, к другим людям, их поступкам, к своей работе, к своим действиям, самому себе. Эмоции являются важнейшей составляющей психической деятельности и тесно связаны с мышлением. По длительности и силе проявления эмоций различают настроение и аффекты. Настроение является длительной, спокойно протекающей эмоцией, которая может иметь положительную или отрицательную окраску и в соответствии с этим по-разному влиять на поведение. Аффект– это короткие, бурно протекающие эмоциональные вспышки и переживания.

При управлении автомобилем у водителя беспрерывно возникают различные источники эмоционального напряжения – опасная ситуация на дороге, вынужденное экстренное торможение, подъезд к оживленному перекрестку, плохие погодные условия, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров и т. д. Эмоции, переживания, возникающие у водителя, во многом определяют степень его работоспособности. Порой даже незначительные повседневные неприятности могут самым существенным образом воздействовать на настроение.

Тест «Влияние внешних факторов на эмоциональное состояние»

Пометьте, какие из приведенных ниже ситуаций больше всего вас нервируют:

А) вы хотите позвонить по телефону, но нужный номер постоянно занят;
Б) когда вы управляете автомобилем, а кто-то непрерывно дает вам советы;
В) когда вы замечаете, что кто-то наблюдает за вами;
Г) вы с кем-то разговариваете, а кто-то другой постоянно вмешивается в вашу беседу;
Д) когда кто-либо прерывает ход ваших мыслей;
Е) если кто-то без причины повышает голос;
Ж) вы плохо себя чувствуете, если видите комбинацию цветов, которые, по вашему мнению, не сочетаются друг с другом;
З) когда вы здороваетесь с кем-либо за руку и не ощущаете ни малейшего ответного чувства;
И) разговор с человеком, который все знает лучше вас.

Результат. Если вы пометили более 5 ситуаций, это означает, что повседневные неприятности оказывают влияние на ваши нервы. Попытайтесь избавляться от них, чтобы они не укоренились.

Многие специалисты считают, что для того, чтобы у начинающего водителя сформировать высокую эмоционально-волевую устойчивость, необходимо проходить обучение в условиях реальной дорожной обстановки с определенной, разумной степенью опасности, контролируемой инструктором. Это позволит выработать оперативные качества и навыки водителя, обеспечивающие высокий уровень готовности к действиям при неожиданно возникающих критических ситуациях, разовьет способность в условиях ограниченного времени и в состоянии эмоционального напряжения быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие изменения дорожно-транспортной обстановки, принимать правильные решения и своевременно выполнять правильные действия.

Важнейшими оперативными качествами, которые следует вырабатывать и развивать у себя начинающему водителю для формирования мастерства управления автомобилем, являются:

  • смелость, которая в сочетании с мастерством обеспечивает порой рискованный, но единственный выход из самых сложных ситуаций;
  • спокойствие и высокая эмоциональная устойчивость, обеспечивающие необходимую степень самообладания;
  • быстрая сообразительность в сочетании с сенсомоторной координацией, достаточной скоростью и точностью двигательных реакций;
  • большая скорость переключения и распределения внимания;
  • оперативные качества памяти, в том числе высокая готовность памяти, от которой зависит быстрое извлечение информации, необходимой для выполнения правильных действий;
  • умение предвидеть все, то есть предугадывать возможные действия других участников движения и совершать действия, направленные на уменьшение риска. Навыки предвидения ситуации следует довести до уровня инстинкта. При плохой обзорности нужно буквально чуять опасность. В поле зрения необходимо научиться видеть дорогу, знаки и других участников движения.

Тест «Как вы водите автомобиль?»

Выберите подходящий для вас вариант ответа и узнайте результат, который является своеобразной оценкой вашего мастерства.

 

1. Проверяете ли вы периодически свое зрение у окулиста:      

     а) раз в год;

     б) два раза в год;

     в) только когда чувствуете, что стали видеть хуже.

 

2. Употребляете ли столько спиртного, что утром чувствуете себя не в форме:

     а) да;

     б) нет;

     в) иногда случается.

 

3. Принимаете ли вы лекарства перед тем как сесть за руль:

     а) нет;

     б) если садитесь за руль ежедневно, то принимаете лекарства раз в неделю;

     в) если это нужно, то принимаете почти всегда.

 

4. Когда вы очень нервничаете или крайне раздражены, то садитесь за руль:

     а) да;

     б) откладываете поездку;

     в) сначала стараетесь успокоиться, а уже потом едете.

 

5. Перед поездкой вы каждый раз проверяете:

     5.1. Наличие пятен под машиной:

     а) да;

     б) нет;

     в) когда есть время.

 

     5.2. Как накачаны колеса:

     а) иногда, перед дальней дорогой;

     б) да, вы не любите неожиданностей в дороге;

     в) если какое-то колесо спустит, то вы замечаете это и не проверяя.

 

     5.3. Уровень масла:

     а) да;

     б) нет;

     в) время от времени.

 

     5.4. Наличие бензина в баке:

     а) вы делаете это сами;

     б) вы полагаетесь на показания прибора.

 

     5.5. Наличие воды в радиаторе:

     а) зимой это необходимо, в другое время года — это просто потеря времени;

     б) да;

     в) нет.

 

     5.6. Расположение зеркала заднего вида:

     а) если еду по городу, то обязательно;

     б) да;

     в) нет, если возникнет аварийная ситуация, вряд ли это поможет.

 

6. При включении двигателя вы проверяете показания контрольно-измерительных приборов:

     а) если заняты чем-то важным, то можете и не посмотреть;

     б) непременно;

     в) нет.

 

7. Строго ли вы соблюдаете Правила дорожного движения:

     а) всегда;

     б) только когда поблизости пост ГИБДД;

     в) нет.

 

8. Есть ли у вас привычка курить за рулем:

     а) не можете отказаться от этого;

     б) нет;

     в) время от времени.

 

9. В пути вы почувствовали усталость. Вы:

     а) остановитесь, чтобы размяться, отдохнуть, закурить;

     б) продолжите поездку, несмотря на усталость.

 

10. Перед вашим автомобилем идет другой, который движется медленнее вашего. Вы:

     а) обгоняете его только в том месте, где разрешено;

     б) не боитесь риска и сразу же, не задумываясь, начинаете обгон;

     в) если едущий впереди вас очень раздражает, то обгоните, несмотря на то, разрешено это правилами или нет.

 

11. Умете ли сами чистить свечи зажигания, менять колеса, вообще устранять какие-либо посильные неисправности:

     а) если это несложно, то можете попробовать;

     б) конечно, ведь это элементарно, такие вещи должен уметь каждый водитель;

     в) нет, вы предпочитаете прибегать к услугам автосервиса.

 

12. Во время движения вам машет рукой водитель остановившегося на обочине автомобиля. Поможете ли вы ему:     

     а) если только вы в хорошем настроении;

     б) тут же;

     в) нет.

 

13. Если вы разговариваете за рулем, то это отвлекает ваше внимание:

     а) иногда;

     б) нет, если нужно, вы прекращаете разговор;

     в) нередко ваш спутник напоминает вам, что нужно быть более внимательным.

   

14. Очаровательная девушка машет вам рукой на опасном повороте. Остановитесь ли вы сразу же:

     а) разумеется;

     б) нет, только когда проедете опасное место.

 

Результат.

Запишите себе по 2 очка за ответы на вопросы: 1б, 2б, 3а, 4б, 5а, 5.1.а, 5.2.б, 5.4.а, 5.5.б, 5.6.б, 6б, 7а, 8б, 9а, 10а, 11б, 12б, 13б, 14б; по 1 очку – за ответы: 1а, 2в, 3б, 4в, 5.1.в, 5.2.а, 5.2.в, 5.5.а, 5.6.а, 6а, 7б, 8в, 10в, 11а, 12а, 13а.

 

Более 31 очка.

Вы умелый, надежный отличный водитель. Ваше управление автомобилем безупречно, вы легко ориентируетесь в сложных дорожно-транспортных ситуациях, в состоянии оказать квалифицированную помощь коллегам, у которых случились неполадки с автомобилем. Если бы поведение за рулем у всех водителей было таким же, как ваше, то число дорожно-транспортных происшествий было бы намного меньше.

От 21 до 31 очка.

Ваши данные хорошего водителя налицо. Но вас нельзя назвать отличным водителем, так как при случае вы можете нарушить правила, надеясь, что сойдет с рук. Если вы не твердо знаете Правила дорожного движения, вам стоит их подучить, а главное – выполнять их.

Менее 21 очка.

Проблемы в ваших знаниях и умении управлять автомобилем велики. Вам еще многому предстоит научиться. Прежде чем в очередной раз сесть за руль, подумайте: если вы не позаботитесь о своей безопасности, то побеспокойтесь о своих близких, о тех, кто из-за вашей несобранности может пострадать. [2]

Но стоит помнить, что результаты данных тестов примерны к истинной ситуации. Знания и подготовленность к реальным дорожным условиям должен определять инструктор.

 

Ссылки на источники:

  1. Чванов В.В. Методы оценки и повышения безопасности дорожного движения с учетом условий работы водителя / В.В. Чванов. – М.: "ИНФРА-М", 2010. – 416 с.
  2. http://www.auto-uch.info/avto_enc_02.html
  3. Истомин С.В., Слепов А.А. Безопасность в сфере дорожного движения// Охрана и экономика труда, № 3 – 2011.
  4. Маринин Д.И., Стельмашук К.А., Попова И.М., Данилов И.К. Влияние психофизиологических характеристик водителя на безопасность движения // «Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам» Международной практической конференции 30 ноября 2014 г.: в 6 ч. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2014. – Часть 3. – с. 97-100