Полный текст статьи
Печать

     В Российской Федерации отчётливо проявляется тенденция  старения населения.  Старение является  проблемой  не только мегаполисов, но и не очень больших провинциальных городов, а возможно даже в большей степени, чем крупных центров[1]. Государство и общество заинтересовано в том, чтобы пожилые люди  как  можно более длительный срок сохраняли физическое, духовное здоровье и были социально активны. Решение подобных задач невозможно без получения разнообразных знаний для дальнейшего полноценного существования в современном социуме. То есть необходимо развивать систему образования людей старшего возраста. На этом пути встречается большое количество проблем, в том числе и финансовых. Во многом это обуславливает определённый взгляд пожилых людей на властные структуры [3], не всегда позитивное их отношение к  власти и современным социально-экономическим институтам [2]. Образование в престарелом возрасте — важнейший механизм для поддержания способности «к социальной адаптации и интеграции через получение на системной основе сведений об изменяющемся мире. Право на образование — одно из основных прав человека — не может быть ограничено по признаку возраста, что подразумевает его непрерывность и возможность продолжения в пожилом возрасте. Образование взрослых в пенсионном возрасте не преследует цели получения профессии, оно относится к неформальному образованию, имеющему цель персонального развития, социальной адаптации и общения людей, сохранения их активной жизненной позиции»[5], данный факт зачастую используется государственными чиновниками разных рангов для аргументации отказа в  государственном финансировании неформальных образовательных проектов. Сходная картина наблюдается и в других странах, вследствие чего развитие образования пожилых людей в некоторых государствах пошло по пути  формирования негосударственной системы образования. Естественно, что финансирование подобной системы предполагает поиск разнообразных внебюджетных источников. «Ситуация в области неформального образования пожилых людей в зарубежных  странах осуществляется следующим образом: в США пожилые люди могут пройти обучение на специальных отделениях в университетах. Во Франции существуют самостоятельные университеты для обучения пожилых, в Скандинавии, Германии, Австрии – специальные программы в Высших народных школах. При этом хорошо развита сеть неформального образования в виде кружков, консультационных пунктов, клубов встреч и др.»[5].

            Между тем международные организации утверждают, что в настоящее время «доля пожилого населения в мире по отношению к общему населению нашей планеты выше, чем когда бы то ни было, и она неуклонно растет. Этим пожилым людям предстоит внести значительный вклад в развитие общества. В связи с этим важно, чтобы они имели возможность учиться на равных условиях и соответствующим образом. Следует признать, по достоинству оценить и использовать их навыки и способности» [4]. Обеспечение доступа  пожилых людей к образованию стало важнейшим принципом мирового сообщества: «Пожилые люди должны иметь доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха» [7].

            Российская система образования пожилых людей находится в стадии становления. Если обратиться к опыту Советского союза, то мы увидим, что «образование взрослых было представлено многочисленными лекториями, открытыми народными университетами, обществом «Знание», кружками во Дворцах и домах культуры и т.д., в деятельности которых пожилые люди могли принимать активное участие. К сожалению, существовали недостатки, связанные с пропагандой «советского» образа жизни, однообразностью мероприятий. А социально-экономические проблемы 1990-х годов практически привели к прекращению работы культурно-просветительских учреждений» [5].

            И всё же в России в «последнее время увеличивается количество исследований в области социологии, философии старости, социальной геронтологии. Реализуются проекты по созданию Высших народных школ для пожилых людей, центров образования взрослых, лекториев, клубов при музеях и библиотеках и  др.» [5]. Сложившаяся ситуация в обществе требует проведения в жизнь ряда  мер в области образования людей старших возрастов, предполагающих:

            - обеспечение возможности расширять круг межличностных контактов людям старшего возраста, при помощи объединений неформальной принадлежности и организационных структур типа консультативных пунктов, кружков различной направленности;

            - стимулирование  участия людей старшего возраста в организованных социокультурных объединениях, ассоциациях, группах;

            - обеспечение доступа пожилых людей к образовательным программам, стимулирование их стремления к  образованию непрерывного типа, в том числе в период, предшествующий выходу на пенсию;

            - всемерное стимулирование самообразовательных усилий пожилых людей, предоставление доступа к библиотечным, музейным, архивным фондам, к ресурсам интернета;

            - привлечение на федеральном, региональном и муниципальном уровнях СМИ к разработке и реализации научно-популярных (просветительских), информационных, консультативных, развлекательных проектов для пожилого населения страны с учетом их групповых предпочтений и интересов;

            - развитие системы неформального образования людей старшего возраста, проживающих не только в крупных городах и региональных центрах, но и в городах, не имеющих подобного статуса и сельской местности.

По мнению авторов данной статьи к решению проблемы образования пожилых людей должны быть подключены вузы, особенно университетов, так как они обладают необходимым профессорско-преподавательским составом, материально-технической базой, являются центрами культурной и общественной жизни  регионов нашей страны. «Учитывая большое количество специальностей университета, каждый факультет, выделяя наиболее подходящих преподавателей, может представить образовательный курс для пожилых слушателей. При этом главной целью является не только обеспечение разнообразия проводимых занятий и специальных мероприятий, но и  приближение образовательных возможностей к дому слушателей с помощью создания сети учебных и консультационных пунктов. Это особенно важно не только в отношении пенсионеров, но и других незащищенных категорий населения» [5]. «Приближение образования к дому также подразумевает создание культурно-просветительских центров в непосредственной близости от нашего жилища - не только в школах и вузах, но и в торговых центрах, клубах, музеях, библиотеках, религиозных центрах, парках, центрах отдыха и на рабочих местах» [6].

Осмысление общественных изменений, произошедших ко второму десятилетию XXI вв., позволяет утверждать, что сейчас появилась возможность сформулировать новую философию восприятия пожилого возраста и понимания процесса старения человека. Философию, которая была бы ориентирована на понимание старости как социально-биологического и духовного феномена, продлевающего активность человека во всех сферах жизнедеятельности, а не ведущего человека к беспомощности. В экзистенциональном  цикле отдельной личности и общества в целом появляется механизм, позволяющий избежать геронтофобии и способствующий укреплению межпоколенческого взаимодействия.

Конечно, эффективность применения данного механизма во многом связана с разработкой новых  концептуальных подходов к развитию системы образования и досуга пожилых людей.