На современном этапе развития педагогики в практике работы дошкольных учреждений все чаще используется такая инновационная технология, как музейная педагогика. Данное образовательное направление педагогики обозначено термином - «мини-музей», так как они предназначены для самых маленьких посетителей.
Работая по данной теме, мы ставили целью вовлечь детей в социально-коммуникативную деятельность, воздействуя на их эмоциональную сферу. Содержание и назначение мини-музея соответствует возрастной группе детей и помогает решать образовательные задачи.
Музейная педагогика используется нами как эффективное средство по развитию речи наших воспитанников. Ведь не секрет, речь современных детей отличается простотой и скудностью словарного запаса. Изучая вместе с педагогом мир прекрасного, дети значительно обогащают свой словарный запас, учатся высказать свои мысли и предположения, рассуждать по тематике увиденного, делиться впечатлениями.
Работая по данной проблеме, мы посчитали, что начинать внедрять данную педагогическую технологию наиболее перспективно с детьми 4 лет (вторая младшая группа), так как у них уже развивается умение замечать, наблюдать, делать простейшие выводы об увиденном.
При выборе тематики мини-музея и подготовке смыслового содержания данной педагогической деятельности мы искали приемлемые технологии подачи информации детям. Темой нашего мини-музея «В гостях у курочки – рябы», стал персонаж любимой русской народной сказки, с которым малыши знакомятся в раннем возрасте. В русском фольклоре Курочка и Петушок самые популярные герои: в сказках, песенках, потешках.
Образы петушков, курочек, цыплят ребенок встречает в своих первых книжках, картинках. Мать учит своего ребенка говорить, начиная повторять голоса птиц («Пи-пи-пи», «Ко-ко-ко», «Ку-ка-ре-ку!»). В детском саду воспитатели читают детям о них стихи, поют песни, играют в подвижные игры. Поэтому мини-музей «В гостях у Курочки-рябы» помогает нам расширить представления детей о природном мире, на примере семьи курочки, на основе фольклора, развивать речь, формировать эмоциональное отношение к объектам мира природы.
В подборе экспонатов для мини-музея принимали участие и родители с детьми, ощущая себя «творцами» данного проекта. Ребята с любовью передавали в музей свои любимые игрушки, персонажи любимых сказок (петушки, курочки, цыплята), выполненные из разных материалов (шерсти, пуха, ткани, пластмассы, керамики).
Мини-музей — стал результатом деятельности воспитателя, детей и их родителей, что способствовало их совместному общению, вовлечению родителей в жизнь и интересы детей. В соответствии с тематикой, подбирались экспонаты: игрушки, картинки, фольклор, маски-шапочки, игры, раскраски, макеты, полотенца и салфетки. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно с родителями и педагогами. Были созданы условия для творческого общения и сотрудничества, развития коммуникативных навыков детей.
С учетом возраста детей, работа в мини-музее проходит в сопровождении педагога. Детям предлагается посмотреть книгу, собрать картинку, обыграть сюжет с игрушкой. В то же время иллюстрации, картинки, альбомы мини-музея используются также на непосредственной образовательной деятельности по познавательному, социально-коммуникативному развитию и развитию речи (чтение и драматизация на фланелеграфе сказки К.Чуковского, беседа «Домашние птицы», разучивание песенок, потешек, чтение сказок и рассказов, загадки). Наши ребята с удовольствием раскрашивают курочек и цыплят, пересказывают рассказы К.Ушинского о семье Петушка, разгадывают загадки. Они узнали, чем питаются курочки и цыплята, строение их частей тела. Все мероприятия построены поэтапно, с добавление новой информации, доступной младшему дошкольному возрасту.
Педагоги осуществляют при этом дифференцированный подход к детям, соблюдая принцип индивидуального, внимательного отношения к интереса к возможностям каждого ребенка. В младшем дошкольном возрасте дети нуждаются в поддержке при организации деятельности в мини-музее, поэтому педагог может предложить одним детям порисовать, раскрасить картинки, а другим рассмотреть иллюстрации в книжках, открытках, поиграть с игрушками. Дети с удовольствием играют с макетом «У бабушки в деревне», где можно разобрать и собрать курятник, расставить животных по двору, дать им корм. При этом ребенок уже начинает объединяться со сверстниками в совместную деятельность по интересам, что служит поводом для общения, завязывания дружеских доброжелательных отношений в группе.
Тематика изучаемых с детьми разделов мини-музея приведена в таблице [1].
Таблица 1
Разделы мини-музея «В гостях у Курочки-Рябы»
№ |
Название раздела мини-музея |
Экспонаты |
Такие разные курочки |
Игрушки из разных материалов – курочки, петухи, цыплята ( как производственные, так и сделанные руками родителей, бабушек, др.) |
|
Кто в домике живет |
Макет курятника и игрушки , его обитатели |
|
Что ест курочка? |
Коллекция кормов |
|
Кто в яйце? |
Развитие жизни курочки (яйцо-цыпленок-курица) |
|
Семья курочки |
Соразмерные по масштабу игрушки |
|
Курочка нас кормит |
Коллекция яиц, пух и перо, подушки |
|
В театре |
Настольный театр, картинки для фланелеграфа, шапочки-маски |
|
Курочкина библиотека |
Книги, иллюстрации, открытки о курочке и её семье |
|
Самостоятельная работа в мини - музее |
Дидактические игры, раскраски, шаблоны, пластилин, краски, карандаши, фломастеры |
Формы работы в мини-музее
- самостоятельное рассматривание экспонатов
- мини-беседы с детьми
- пополнению музея экспонатами
- творческие игры
- образовательные экскурсии
- чтение художественной литературы
- исследовательская деятельность
- экспериментировнаие
- мастер-класс для родителей по изготовлению игрушек
- психгимнастика и этюды
- музицирование и драматизация
- прослушивание аудиозаписей
- просмотр видеозаписей
Модель социально-коммуникативного развития детей в мини-музеи приведенная в таблице, подразумевает использования разнообразия средств
Таблица 2
Средства социально - коммуникативнного развития |
||
НОД: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, художественная литература и фольклор, музыка |
Культурно-языковая среда: подражание речи взрослых, использование жестов и мимики
|
Общение и взаимодействие ребенка со свертниками и взрослым: в быту, игре, в процессе действий с предметами, труде
|
Надо отметить, что общение и взаимодействие ребенка с взрослым и сверстниками в быту, играх и совместной деятельности на базе мини-музея, помогает легче усвоить бытовой словарь, развить основы диалогической речи, воспитывает звуковую культуру речи. В процессе общения ребенка с взрослыми происходит приобщение ребенка к общечеловеческой культуре. Речь - ведущий вид деятельности в нашем мини-музее.
Речь – ведущий вид деятельности в нашем мини-музее. Однако в младшем дошкольном возрасте общение ребенка с взрослыми и сверстниками не проходит без игрового процесса и манипуляции с предметами музея. В данном направлении мы используем следующие формы:
- народные подвижные игры, в ходе которых происходит обогащении словаря детей, формируется звуковая культура речи («Наседка и цыплята»);
- дидактические игры, для формирования эмоционального и бережного отношения к объектам природы, знакомство с домашними животными; речевое развитие («Какая это птица?», «Кто, во что одет», «Что сначала, что потом?»);
- сюжетно-ролевые игры, драматизация, для речевой активности, интереса к художественной литературе («Птичий двор», «Петушок и бобовое зернышко»).
Художественная литература, в частности фольклор (песенки, потешки, народные сказки о курочке и её семье), также способствуют развитию речи детей, помогают ощутить красоту и образность родной речи. В играх-драматизациях по сюжету сказок и потешек, ребенок учится нравственным нормам поведения в обществе людей. А музыка и художественно-изобразительная деятельность эмоционально стимулируют интерес к родному языку и культуре.
В процессе наблюдения за объектами живой природы, рассматривания красочных иллюстраций, дети получают представления об окружающем природном мире (домашние птицы, их внешний вид, строение тела, их звуки, появление потомства, питании и др.).
Итак, процесс социально-коммуникативного развития является трудным, постепенным и требует систематического воздействия на личность ребенка. В условиях последовательной работы и грамотной организации образовательного процесса стоит начинать обучение, музейному восприятию информации, начиная с младшего дошкольного возраста. При этом музейная педагогика обеспечивает возможность приобщения детей к окружающему миру, через мир вещей и предметов.